+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Светлое Христово Воскресение: рассказ о богослужении, проповедь, фоторепортаж и аудио
ПАСХА В ХРАМЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Воскресения день! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха!
Ибо от смерти к жизни и c земли на небо Христос Бог привёл нас, поющих победную песнь.
Пасхальная служба в этот день началась полунощницей, на которой духовенство и клирос нашего храма торжественно исполнили канон Великой Субботы «Волною морскою». Иеромонах Филипп (Гарднер) писал, что в канун Пасхи происходит величайшее таинство новотворения человека. По его словам, оно заключается в обновлении человеческого естества, истлевшего страстями, уязвленного тлением. Происходит преложение тленного естества в нетленное.
Отметим, что этот канон формировался с VII по X века. Его песнописцы созерцают домостроительство Божие и пытается проникнуть в тайну гроба — и постепенно уразумевают смысл, цель и последствия смерти Христовой. Это новотворение есть «восстановление падшей скинии»; скиния — человеческое естество (1 Кор., 5, 19). При грехопадении, когда исказилась природа человека, эта скиная как бы пала. И в силу своего падения она перестала быть обиталищем Духа Святаго. Прервалось общение Бога с человеком — по неспособности к тому падшаго естества человеческаго. Поэтому новотворение есть восстановление этой скинии: «Разрушися пречистый храм, падшую же совозставляет скинию: Адаму бо первому Вторый, Иже в Вышних Живый, сниде даже до адовых сокровищ» (песнь 8, 1). Между, прочим любая из служб полунощницы знаменует собой Пришествие Господа. Пасхальная полунощница является наиболее ярким обрядовым воплощением этого символа.
Праздничная полунощница перетекает в крестный ход. Он предвосхищается пением стихиры «Воскресение твое, Христе Спасе» — ангельской славословной песни Воскресшему из мертвых Господу нашему Иисусу Христу. Ее начинают возносить священнослужители, к пению которых присоединяется хор и весь народ Божий. Важно отметить, что наш пасхальный крестный ход происходит из самого Ветхого Завета, в котором Бог вел избранный народ в Землю Обетованную, сокрушал стены нечестивого Иерихона после молитвенного шествия, а также благословлял торжественные перенесения Ковчега Завета (который содержал в себе скрижали с божественными заповедями). А в апостольское время на крестном ходу готовящиеся принять крещение вводились в храм для принятия таинства именно в этот момент. Вся Церковь шла к ним на встречу крестным ходом, призывая их приобщиться к пасхальной радости во всей полноте.
Недаром пасхальная утреня начинается в белых облачениях, ведь именно в них совершается таинство крещения. Также белый цвет является знаком божественного света, который воссиял из Гроба Спасителя. Затем служители переоблачаются в красные облачения, символизирующие неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, а также победу Воскресшего Господа Иисуса Христа. Центральным песнопением пасхальной заутрени бесспорно является канон Святой Пасхи, сочиненный известнейшим богословом и гимнографом Православной Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Он объясняет верующим смысл Пасхи, прообразы Христа в Ветхом Завете, благовествует победу над смертью и адом, а также Царствие Божье, пришедшее в наши души.
Между прочим, чувство полноты духовной радости усиливается еще больше после праздничных антифонов и Апостола — через чтение Евангелия на различных языках, что знаменует собой единство благовествования многонациональной Вселенской Церкви. В нашем храме можно было услышать пасхальное Благовестие на греческом, латыни, английском, русском и церковнославянском.
После этого литургия идет своим чередом, община готовится ко Причастию. По заамвонной молитве совершается освящение особого богослужебного хлеба — артоса. Его историческое происхождение связывается Церковью с обычаем апостолов. В дни, предшествующие Вознесению, они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на внезапное явление. Таким образом, артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным Хлебом жизни (Ин.6:35).
Самое главное богослужение Православной Церкви завершилось. Что же дальше? Вся пасхальная Светлая неделя (по-церковному седмица) представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются все те же пасхальные богослужения, только торжественный крестный ход переносится на конец литургии. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и только в этот, ни с чем не сравнимый, отрезок времени, верующие могут созерцать всё происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом.
В заключение нам хотелось бы предложить вашему вниманию праздничную проповедь нашего настоятеля протоиерея Ярослава Иванова, пасхальный фоторепортаж Максима Бурковского, а также аудиозаписи пения приходского хора.
*****
ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ЯРОСЛАВА ИВАНОВА
Христос воскресе! Сей день Егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь… Эти слова понятны и близки нам. Пасха всегда начинается ночью — но нет таких светлых ночей, которые были бы настолько полны светом души и радостью духовной. Ведь на небо взошло Солнце Правды.
Еще вчера мы праздновали Пасху Крестную. Господь дарует нам новую жизнь, распинаясь на Кресте, воспринимая греховное бремя человечества на себя. Мы знаем, что он распят на Кресте. Он пришел на землю для того, чтобы спасти человека по любви своей.
В этот великий день весь храм и все мы облачены в красное. Как известно, само славянское слово красное значит красивое. Господь являет Своим Искуплением и Воскресением всю свою красоту.
Между прочим, если бы Христос не был распят и не воскрес бы, то наша вера в Искупителя и спасение не состоялись бы. Мы бы тогда не вспоминали крест как знамение победы над смертью, но только как разновидность позорных казней, которые совершались в Римской империи.
Но сегодня нет больше той радости, чем та, которая сообщается Богом в празднике Пасхи. Ведь обычные житейские радости имеют отношение к телесному и вещественному — все это можно оценить. В радости же происходящей от Светлого Христова воскресения содержится потенциал неизмеримой радости.
От степени готовности ее принять зависит то, насколько она может прорасти в наших душах и сознании. У нас есть образец святых, сердца которых были способны отражать Христа в своих душах как зеркала отражают солнце. И нам нужно стремиться к тому, чтобы уподобить наши сердца чистым зеркалам, чтобы Христос в них отобразился.
Желаю каждому из вас обратить свое сердце к Пасхе. Ведь, если все мы, стоящие в эту ночь в храмах, сохранят пережитую ими радость, то наше общество под их влиянием начнет меняться к лучшему.
Также отмечу, что целью Распятия и Воскресения Иисуса Христа было спасение тех, кого возможно спасти. Господь пришел к нам для того, чтобы каждый из нас имел возможность по своей воле воскреснуть от греха. Конечно, для этого необходимо немало потрудиться, но без благодати Божией, без сопричастности пасхальной радости, мы не обретем спасения.
Если бы не Распятие Господа нашего Иисуса Христа, а также наши боль, страдания и скорби, то вряд ли кто-нибудь вообще начал бы бороться со своими грехами. Но после основания Церкви тот, кто распинает свои греховные страсти, тот и воскресает со Христом. Тот, кто бывает со Спасителем на Голгофе, тот, без сомнения, будет со Христом и на Фаворе. То есть он разделит с ним вечность. Христос воскресе!
Фотогалерея полностью: смотреть
Подготовил Кирилл Белоусов
Фото Максима Бурковского
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ
Христос Воскресе из мертвых смертью смерть поправ (священство)
Воскресение Христово видевше