+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Страстная седмица. Великий Пяток.
В Великий Пяток совершились и воспоминаются Церковью Святые, Спасительные и Страшные Страдания и Смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные. Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения.
Страстной и Великий Пяток.
Воспоминание Святых Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Тропарь дня
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя / Честно́ю Твое́ю Кро́вию, / на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся, / безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком, / Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе.
С Тайной Вечери (в ночь с четверга на пятницу) Господь вошел с учениками в сад Гефсиманский, — на гору Елионскую. Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь, отойдя от учеников, преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца.
Около полуночи пришел в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Они искали Иисуса Христа. Господь Сам пошел к ним на встречу и словами: «это Я», поверг их на землю. Необыкновенная сила духа, с которою выражена была Им святая решимость идти на крест, поразила врагов Его. А потом Он смиренно допустил предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть.
Как только Господь наш был предан, то привели Его на суд к первосвященникам. Господа обвинили в богохульстве за то, что Он называл себя Сыном Божиим. У сенидреона готов был смертный приговор, но римляне отняли у иудеев право жизни и смерти. Поэтому первосвященникам оставалось еще испросить утверждения приговора у римского прокуратора. Синедрион хотел отдать Господа на самую позорную смерть – крестную, чтобы истребить благую память о Нем. Ночь Господь провел во дворе первосвященника Каиафы, где заплеванный, битый по ланитам, обижаемый и осмеиваемый услышал еще и отречение Своего ученика Петра.
Рано утром иудеи повели связанного Иисуса Христа к Пилату. Чтобы представить свой приговор вполне основательным, первосвященники и старейшины начали возводить на Иисуса Христа тяжкие обвинения, говоря: «Мы нашли, что Он возмущает народ и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем». Пилат находился в затруднении, как поступить. Он хотел воспользоваться народным обычаем: в каждый праздник Пасхи освобождать одного преступника. Пилат надеялся, что народ отпустит Иисуса, если ему предложить выбор между Ним и Вараввою. Но безумные и несчастные в слепоте своей иудеи уже кричали: «Распни Его!». «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем. Итак, наказав Его , отпущу». Решив таким образом, Пилат отдал приказание бичевать Иисуса Христа.
Римские воины взяли Господа, привязали руками к столбу и били Его тело ударами бича. Наказание мучительнейшее, бичи врезались в тело и делали его одной ужасной кровавой раной. Насытив свою жестокость, воины перешли от мучений к насмешкам. Они сплели терновый венец и возложили Ему на голову, надели на Него ветхую багряницу, вместо царского скипетра дали Ему в руки разбитую трость, падали перед Ним на колени и смеялись: «Радуйся, Царь иудейский».
Пилат снова вывел Господа к иудеям: «Я не нахожу в нем Никакой вины!…се Человек!». Вид страшно измученного Иисуса заставил на время умолкнуть народ. Но первосвященники еще более рассвирепели. Они снова закричали: «Распни! Распни! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю.» При этих неожиданных словах у Пилата исчезла всякая решимость защищать Праведника. Он умыл руки в свидетельство, что он неповинен в крови Иисуса, и предал Христа на распятие. Обезумевшая толпа в страшном ослеплении кричала: «Кровь Его на нас и на детях наших!» — призывая этим суд Божий на себя и своих потомков.
Сын человеческий – измученный, поруганный и весь покрытый кровавыми язвами сведен был на улицу, чтобы идти на Голгофу. Тот, Кого народ иерусалимский всегда слушал с восторгом беседующего в храме, Который, казалось, повелевал всею природою, давая исцеление слепорожденному, изгоняя бесов, воскрешая мертвых, Которому еще за несколько дней оказываемо было уважение, как потомку Давида, как Царю Израилеву, — проходил улицами иерусалимскими, посреди двух злодеев, влача на Себе тяжелый крест! А иерусалимляне расточали теперь жестокие насмешки на счет Страдальца, между тем как менее, чем за неделю перед сим они Ему же кричали с восторгом – осанна!
Господа Иисуса Христа привели на Голгофу, раздели и обнаружили пред всеми Его окровавленное тело, со страшными язвами от бичей Пилата….Затем взяли Господа и распяша Его…..В то же самое время, по обе стороны Его были распяты и два разбойника.
Сын Божий и человеческий висел на древе проклятия и позора, и в ту минуту Господь кротко возвел глаза к небу и сказал: «Отче! Прости им: не ведят бо, что творят». Это было первое слово Иисуса со креста, первосвященническое ходатайство за Своих врагов. Толпа издевалась над распятым Господом. Один из разбойников оскорблял Его; другой же, строго запрещая, останавливал его и исповедовал Христа Сыном Божиим; в воздаяние за веру его, Спаситель обещает ему пребывание с Собою в раю.
Ексапостиларий
Разбо́йника благоразу́мнаго / во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, / и мене́ дре́вом кре́стным / просвети́ и спаси́ мя.
Хор Сретенского монастыря
Страдания Господа достигли высшей степени. Сама природа содрогнулась. В 6-ом часу солнце померкло и по всей земле распространилась великая тьма, продолжавшаяся до 9-го часа пополудни. Такая тьма была явлением сверхъестественным, Божественным чудом. Все были поражены ужасом.
Антифон
Днесь ви́сит на дре́ве, / И́же на вода́х зе́млю пове́сивый; / венце́м от те́рния облага́ется, / И́же а́нгелов Царь; / в ло́жную багряни́цу облачи́тся, / одева́яй не́бо о́блаки; / зауше́ние прия́т, И́же во Иорда́не свободи́вый Ада́ма; / гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный; / копие́м прободе́ся Сын Де́выя. / Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. / Покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́. / Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. / Покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.
Хор Сретенского монастыря
Ко Кресту теперь подошли: Мария, Матерь Господа, сестра Ее, Мария Клеопова, Иоанн, Мария Магдалина и другие жены, которые последовали за Ним из Галилеи и служили Ему. Ужасный вид для сердца Матери! Оружие, предсказанное Симеоном Богоприимцем в минуты Ее радости и величия, проникло теперь в Ее душу – ибо Она должна была смотреть теперь на болезнейшее лицо Своего любимого и умирающего Сына. И вот теперь, среди ужасных предсмертных страданий, Он дает утешение пречистой Матери Своей, поручая Ее попечению ученика, которого Сам любил больше всех.
Кондак дня
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м. / Того́ бо ви́де Мари́я на дре́ве, и глаго́лаше: / а́ще и распя́тие терпи́ши, / Ты еси́ Сын и Бог Мой.
Страдания Распятого приближались к концу. Было уже около трех часов пополудни (по нашему около 9 часов). Наступил час Господень. Он умирал. «Совершишася!» — воскликнул Он громко. Затем Он поднял главу Свою и, устремив угасающий взор Свой к небу, возопил гласом велиим: «Отче! В руце Твои предаю дух Мой!» — потом склонил голову и умер.
Тропарь дня
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя / Честно́ю Твое́ю Кро́вию, / на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся, / безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком, / Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе.
Хор Сретенского монастыря
Великое дело служения совершилось, и Сын Божий почил над искупленным миром. Завеса в храме, которая отделяла Святая Святых, раздралась: Вечный Первосвященник вошел во Святая Святых; преграда, воздвигнутая грехами между Богом и людьми уничтожилась, путь к Богу сделался свободным. Земля задрожала как бы от святой радости, каменные «гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
Иисус Христос умер: самый горестный день во всемирной истории приближался к концу.
Иосиф Аримофейский и Никодим пришли на Голгофу снять с креста Тело Господа. У Иосифа близ Голгофы был сад, где в одной из скал была иссечена пещера для погребения. Тело Господа было омыто, помазано ароматами смирны и алоя, обвито четвероугольным широким платом (плащаницею) и положено во гроб. Двери гроба плотно завалили огромным камнем, чтобы спасти святыню от враждебных рук. За мужчинами следили все время Мария Магдалина и Мария, мать Иосии. Они сами хотели оказать Господу последнюю услугу. Для этого женщины возвратились в город, дабы приготовить ароматы и, по прошествии субботнего покоя, снова прийти ко гробу Христа и помазать пречистое Тело Его.
Стихира на стиховне
Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою, / снем Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом / и, ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, / благосе́рдный плач восприи́м, / рыда́я, глаго́лаше: / увы́ мне, Сладча́йший Иису́се! / Его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее / мра́ком облага́шеся, / и земля́ стра́хом колеба́шеся, / и раздира́шеся церко́вная заве́са, / но се ны́не ви́жу Тя, / мене́ ра́ди во́лею подъе́мша смерть. / Ка́ко погребу́ Тя, Бо́же мой, / или́ ка́кою плащани́цею обвию́? / Ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ Те́лу? / Или́ ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду, Ще́дре? / Велича́ю Стра́сти Твоя́, / песносло́влю и погребе́ние Твое́ со Воскресе́нием, зовы́й: / Го́споди, сла́ва Тебе́.
Хор Сретенского монастыря
Наступала суббота, и притом суббота пасхальная. Закон Моисеев предписывал строгий покой.
Предписанный Моисеевым законом строгий покой великого дня субботы пасхальной не прекратил несчастной деятельности ожесточенных врагов Господа. И умерший Христос беспокоил их. Великие знамения в час смерти Господа не остались без влияния на народ. Он бил себя в грудь и раскаивался в своем безумии и ослеплении, возвращаясь с Голгофы в Иерусалим. Первосвященникам не давало покоя предсказание Господа о Своем воскресении. Поэтому они отправились к Пилату и просили его: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат исполнил их просьбу, сказав: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». И они приложили печать на камне гроба в присутствии стражи и передали ей охрану запечатанного гроба. Но этим они сделались невольными орудиями прославления и далекого распространения вести о воскресении Господа.
Объяснение богослужения Великого Пятка
все новости