731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Страстная седмица. Великий Пяток.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 28.04.2016

В Великий Пяток совершились и воспоминаются Церковью Святые, Спасительные и Страшные Страдания и Смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные. Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду до Распятия и погребения.

Страстной и Великий Пяток.
Воспоминание Святых Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Страстная седмица

Тропарь дня
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя / Честно́ю Твое́ю Кро́вию, / на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся, / безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком, / Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе.

Тайная Вечеря_Омовение ног_Моление о Чаше

Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды. Икона. Новгород.
Конец XV — начало XVI вв.

С Тайной Вечери (в ночь с четверга на пятницу) Господь вошел с учениками в сад Гефсиманский, — на гору Елионскую. Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь, отойдя от учеников, преклонил главу и колена и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца.

Около полуночи пришел в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Они искали Иисуса Христа. Господь Сам пошел к ним на встречу и словами: «это Я», поверг их на землю. Необыкновенная сила духа, с которою выражена была Им святая решимость идти на крест, поразила врагов Его. А потом Он смиренно допустил предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть.

Целование Иуды. Христос перед Каиафой и Анной. Отречение апостола Петра. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату.

Целование Иуды. Христос перед Каиафой и Анной. Отречение апостола Петра. Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Икона. Конец XV — начало XVI вв. Новгород.

Как только Господь наш был предан, то привели Его на суд к первосвященникам. Господа обвинили в богохульстве за то, что Он называл себя Сыном Божиим. У сенидреона готов был смертный приговор, но римляне отняли у иудеев право жизни и смерти. Поэтому первосвященникам оставалось еще испросить утверждения приговора у римского прокуратора. Синедрион хотел отдать Господа на самую позорную смерть – крестную, чтобы истребить благую память о Нем. Ночь Господь провел во дворе первосвященника Каиафы, где заплеванный, битый по ланитам, обижаемый и осмеиваемый услышал еще и отречение Своего ученика Петра.

Рано утром иудеи повели связанного Иисуса Христа к Пилату. Чтобы представить свой приговор вполне основательным, первосвященники и старейшины начали возводить на Иисуса Христа тяжкие обвинения, говоря: «Мы нашли, что Он возмущает народ и запрещает давать подать Кесарю, называя Себя Христом Царем». Пилат находился в затруднении, как поступить. Он хотел воспользоваться народным обычаем: в каждый праздник Пасхи освобождать одного преступника. Пилат надеялся, что народ отпустит Иисуса, если ему предложить выбор между Ним и Вараввою. Но безумные и несчастные в слепоте своей иудеи уже кричали: «Распни Его!». «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем. Итак, наказав Его , отпущу». Решив таким образом, Пилат отдал приказание бичевать Иисуса Христа.

Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест

Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест. Икона. Конец XV — начало XVI вв. Новгород

Римские воины взяли Господа, привязали руками к столбу и били Его тело ударами бича. Наказание мучительнейшее, бичи врезались в тело и делали его одной ужасной кровавой раной. Насытив свою жестокость, воины перешли от мучений к насмешкам. Они сплели терновый венец и возложили Ему на голову, надели на Него ветхую багряницу, вместо царского скипетра дали Ему в руки разбитую трость, падали перед Ним на колени и смеялись: «Радуйся, Царь иудейский».

Пилат снова вывел Господа к иудеям: «Я не нахожу в нем Никакой вины!…се Человек!». Вид страшно измученного Иисуса заставил на время умолкнуть народ. Но первосвященники еще более рассвирепели. Они снова закричали: «Распни! Распни! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю.» При этих неожиданных словах у Пилата исчезла всякая решимость защищать Праведника. Он умыл руки в свидетельство, что он неповинен в крови Иисуса, и предал Христа на распятие. Обезумевшая толпа в страшном ослеплении кричала: «Кровь Его на нас и на детях наших!» — призывая этим суд Божий на себя и своих потомков.

Сын человеческий – измученный, поруганный и весь покрытый кровавыми язвами сведен был на улицу, чтобы идти на Голгофу. Тот, Кого народ иерусалимский всегда слушал с восторгом беседующего в храме, Который, казалось, повелевал всею природою, давая исцеление слепорожденному, изгоняя бесов, воскрешая мертвых, Которому еще за несколько дней оказываемо было уважение, как потомку Давида, как Царю Израилеву, — проходил улицами иерусалимскими, посреди двух злодеев, влача на Себе тяжелый крест! А иерусалимляне расточали теперь жестокие насмешки на счет Страдальца, между тем как менее, чем за неделю перед сим они Ему же кричали с восторгом – осанна!

Распятие

Распятие. Икона. Конец XV — начало XVI вв. Новгород.

Господа Иисуса Христа привели на Голгофу, раздели и обнаружили пред всеми Его окровавленное тело, со страшными язвами от бичей Пилата….Затем взяли Господа и распяша Его…..В то же самое время, по обе стороны Его были распяты и два разбойника.

Сын Божий и человеческий висел на древе проклятия и позора, и в ту минуту Господь кротко возвел глаза к небу и сказал: «Отче! Прости им: не ведят бо, что творят». Это было первое слово Иисуса со креста, первосвященническое ходатайство за Своих врагов. Толпа издевалась над распятым Господом. Один из разбойников оскорблял Его; другой же, строго запрещая, останавливал его и исповедовал Христа Сыном Божиим; в воздаяние за веру его, Спаситель обещает ему пребывание с Собою в раю.

Ексапостиларий
Разбо́йника благоразу́мнаго / во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, / и мене́ дре́вом кре́стным / просвети́ и спаси́ мя.

Хор Сретенского монастыря

Страдания Господа достигли высшей степени. Сама природа содрогнулась. В 6-ом часу солнце померкло и по всей земле распространилась великая тьма, продолжавшаяся до 9-го часа пополудни. Такая тьма была явлением сверхъестественным, Божественным чудом. Все были поражены ужасом.

Антифон
Днесь ви́сит на дре́ве, / И́же на вода́х зе́млю пове́сивый; / венце́м от те́рния облага́ется, / И́же а́нгелов Царь; / в ло́жную багряни́цу облачи́тся, / одева́яй не́бо о́блаки; / зауше́ние прия́т, И́же во Иорда́не свободи́вый Ада́ма; / гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный; / копие́м прободе́ся Сын Де́выя. / Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. / Покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́. / Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. / Покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Хор Сретенского монастыря

Ко Кресту теперь подошли: Мария, Матерь Господа, сестра Ее, Мария Клеопова, Иоанн, Мария Магдалина и другие жены, которые последовали за Ним из Галилеи и служили Ему. Ужасный вид для сердца Матери! Оружие, предсказанное Симеоном Богоприимцем в минуты Ее радости и величия, проникло теперь в Ее душу – ибо Она должна была смотреть теперь на болезнейшее лицо Своего любимого и умирающего Сына. И вот теперь, среди ужасных предсмертных страданий, Он дает утешение пречистой Матери Своей, поручая Ее попечению ученика, которого Сам любил больше всех.

Кондак дня
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м. / Того́ бо ви́де Мари́я на дре́ве, и глаго́лаше: / а́ще и распя́тие терпи́ши, / Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Страдания Распятого приближались к концу. Было уже около трех часов пополудни (по нашему около 9 часов). Наступил час Господень. Он умирал. «Совершишася!» — воскликнул Он громко. Затем Он поднял главу Свою и, устремив угасающий взор Свой к небу, возопил гласом велиим: «Отче! В руце Твои предаю дух Мой!» — потом склонил голову и умер.

Тропарь дня
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя / Честно́ю Твое́ю Кро́вию, / на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся, / безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком, / Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Ты искупил нас от законного проклятия Своей драгоценной кровью, будучи пригвожден к кресту и пронзен копьем, Ты стал источником бессмертия для людей. Спаситель наш, слава Тебе.

Хор Сретенского монастыря

Великое дело служения совершилось, и Сын Божий почил над искупленным миром. Завеса в храме, которая отделяла Святая Святых, раздралась: Вечный Первосвященник вошел во Святая Святых; преграда, воздвигнутая грехами между Богом и людьми уничтожилась, путь к Богу сделался свободным. Земля задрожала как бы от святой радости, каменные «гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».

Иисус Христос умер: самый горестный день во всемирной истории приближался к концу.

Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам

Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам. Икона. Конец XV — начало XVI вв. Новгород.

Иосиф Аримофейский и Никодим пришли на Голгофу снять с креста Тело Господа. У Иосифа близ Голгофы был сад, где в одной из скал была иссечена пещера для погребения. Тело Господа было омыто, помазано ароматами смирны и алоя, обвито четвероугольным широким платом (плащаницею) и положено во гроб. Двери гроба плотно завалили огромным камнем, чтобы спасти святыню от враждебных рук. За мужчинами следили все время Мария Магдалина и Мария, мать Иосии. Они сами хотели оказать Господу последнюю услугу. Для этого женщины возвратились в город, дабы приготовить ароматы и, по прошествии субботнего покоя, снова прийти ко гробу Христа и помазать пречистое Тело Его.

Стихира на стиховне
Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою, / снем Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом / и, ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, / благосе́рдный плач восприи́м, / рыда́я, глаго́лаше: / увы́ мне, Сладча́йший Иису́се! / Его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее / мра́ком облага́шеся, / и земля́ стра́хом колеба́шеся, / и раздира́шеся церко́вная заве́са, / но се ны́не ви́жу Тя, / мене́ ра́ди во́лею подъе́мша смерть. / Ка́ко погребу́ Тя, Бо́же мой, / или́ ка́кою плащани́цею обвию́? / Ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ Те́лу? / Или́ ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду, Ще́дре? / Велича́ю Стра́сти Твоя́, / песносло́влю и погребе́ние Твое́ со Воскресе́нием, зовы́й: / Го́споди, сла́ва Тебе́.

Хор Сретенского монастыря

Наступала суббота, и притом суббота пасхальная. Закон Моисеев предписывал строгий покой.

Предписанный Моисеевым законом строгий покой великого дня субботы пасхальной не прекратил несчастной деятельности ожесточенных врагов Господа. И умерший Христос беспокоил их. Великие знамения в час смерти Господа не остались без влияния на народ. Он бил себя в грудь и раскаивался в своем безумии и ослеплении, возвращаясь с Голгофы в Иерусалим. Первосвященникам не давало покоя предсказание Господа о Своем воскресении. Поэтому они отправились к Пилату и просили его: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат исполнил их просьбу, сказав: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». И они приложили печать на камне гроба в присутствии стражи и передали ей охрану запечатанного гроба. Но этим они сделались невольными орудиями прославления и далекого распространения вести о воскресении Господа.

Объяснение богослужения Великого Пятка


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
504
все новости
В начало страницыВ начало страницы