+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Страстная седмица. Великий Понедельник.

Дата публикации: 24.04.2016

Ночь перед понедельником Иисус провел в Вифании в кругу друзей и двенадцати учеников. В понедельник утром Он опять пошел в Иерусалим. На пути Господь почувствовал голод и подошел к смоковнице, покрытой роскошными листьями. На смоковнице плоды являются прежде листьев, но эта смоковница оказалась совершенно безплодною. “Да не будет же впредь от тебя плода во век!” — сказал Господь.
После того Иисус пошел в Иерусалимский храм и выгнал из храма продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков. По наступлению вечера Господь опять удалился в Вифанию.

Страстная седмица

Проклятие смоковницы

«Се, восходим в Иерусалим»,— основная мысль богослужения этого дня. Церковь на эти евангельские слова приглашает всех верных: «Приидите и мы очищенными мыслями сопутствуем Ему…» и «будем ради Его мертвы житейским страстям…». В течение первых трех дней Страстной седмицы богослужение совершается по великопостному чину, с поклонами и молитвой Ефрема Сирина. Во все три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров, предваряемая вечерней.

На утрене читается Евангелие о проклятии Христом смоковницы (см.: Мф 21:18-22) Господь, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, увидел бесплодную смоковницу, на которой не было плодов, чтобы утолить путнику голод (обычай предписывал всегда думать о путешественниках, которые утоляли голод и жажду сочными смоквами, специально для этого оставляемыми местными жителями).

Проклятие смоковницы

Синаксарий под бесплодной смоковницей видит сонмище иудейское, не способное принести плоды духовные, хотя столько чудес Христа видело воочию. На вопрос — зачем Господь проклял дерево, ни в чем не повинное, автор говорит, что Господь никому не хотел принести ни малейшего огорчения, но в решительный момент («се восходим в Иерусалим» — предстояло всегда помнить!) Он показал Свою власть надо всем в мире, чтобы поняли, что Его страдания — добровольные!
И еще: смоковница — всякая душа, не принесшая плода духовного. Мысль о ее судьбе должна возбудить в нас решимость заботиться благовремению о плодах, чтобы не превратиться в бесчувственное бревно.

Седален
Смоко́вницы осужде́ние да не предвари́т тя, но благи́я плоды́ потщи́ся се́рдца брозда́ми душе́ творцу́ Твоему́, Христу́, возвести́, в покая́нии Ему́ принося́щи.

Патриарх Иосиф — прообраз страданий Христа Спасителя

В богослужебных текстах Великого Понедельника вспоминается патриарх Иосиф, как прообраз страданий Христа Спасителя. Мысль о способности людской злобы поднять руку на неповинного здесь соединяется с завистью, которую Иосиф вызнал у братьев своих, а Господь — у вождей Своего народа. Параллель проводится через всю историю жизни Иосифа в Египте. Оклеветанный госпожой своей, он попадает в темницу. Прежде еще, проданный братьями, он напоминает предательство Иудой Господа. Не озлобившийся на своих братьев, Иосиф в нужде кормит их, пока в стране голод. И Христос кормит всех, к Нему обратившихся, «небесным хлебом», не поминая грехов наших, если в них покаяние приносим.

Кондак
Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния, и до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́емь: еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав, воспрославля́шеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́, и Посыла́ющаго вене́ц нетле́нный.

Трипеснец Великого Понедельника

В Великий понедельник вместо обычного канона на утрени поется Трипеснец (канон из трех песней), после которого «со сладкогласием» поется «Чертог Твой…» Чертог готов и каждый его «видит», то есть по совести знает, что Господь все средства к спасению души употребил, как «видит» и то, что душа своя «одежды не имам», чтобы пойти в него. Да, сознание есть, сожаление есть, немощи есть, и препятствия к вхождению в Чертог есть. Что же остается нам, грешным? Вложить нею свою смиренную мольбу и надежду и слова молитвы: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Ексапостиларий
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь, просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Хор Сретенского монастыря

Ирмосы трипеснца Великого Понедельника

Ирмос: Непроходи́мое волня́щееся мо́ре, / Бо́жиим Свои́м веле́нием изсуши́вшему, / и пешеше́ствовати сквозе́ е́ Изра́ильтеския лю́ди наста́вльшему, / Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.
Чем прославился Господь? — Тем, что повелением Своим осушил непроходимое волнующееся море и провел народ Израиля пешком по нему. Здесь чудо силы и власти Творца, которое на все века в народе Израиля (а от него — из Ветхого Завета в Новый) осталось как выражение заботы Творца о своем народе. Потому и в любой канон это вошло в разных вариантах.

Ирмос: Устраши́ся отроко́в благочести́вых, / сообра́знаго души́ нескве́рнаго те́ла, / и устрани́ся воспита́нный в безме́рном веществе́, / неутружде́н огнь, / присноживу́щу же изувя́дшу пла́меню, / ве́чнующая песнь воспева́шеся: / Го́спода, вся дела́, по́йте, / и превозноси́те во вся ве́ки.
Трудные славянские обороты затуманивают смысл, который сводится к картине мучений трех отроков в пещи вавилонской. Речь здесь об огне, который устрашился редкого соединения прекрасной души и такого же тела. Благочестие сделало возможным такое сочетание. Неумолимый, ничем не сдерживаемый огонь, наконец, «увял» и стала слышна песнь сохраненных чудом отроков: Господа пойте дела и превозносите во вся веки. Почему о трех отроках, как и о спасении от египетского плена, поет теперь Церковь? Потому что не только одно внешнее чудо — сохранение их живыми — воспринято Ею. Анания, Азария и Мисаил оказались в плену и за отказ поклониться идолам брошены в раскаленную печь. Они восприняли пленение своего народа как заслуженное наказание за отступление от Бога. На границе жизни и смерти они думают о том, что надо бы принести жертву умилостивления за грехи народа, но они в плену, нет здесь ни храма, ни священника, ни жертвы. Есть последние минуты собственной жизни, и Азария от лица всех предлагает Богу жизнь всех троих как жертву, говоря: «да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе, ибо нет стыда уповающим на Тебя» (Дан. 3, 38-40). Дело Божие, дело Его прославляющее, принять жертву и сохранить им жизнь.

Ирмос: Возвели́чил еси́, Христе́, ро́ждшую Тя Богоро́дицу, / от Нея́же Созда́телю наш, / в подобостра́стное нам обле́клся еси́ те́ло, / на́ших прегреше́ний реши́тельное. / Сию́ ублажа́юще, вси ро́ди, / Тебе́ велича́ем.
Здесь все понятно, кроме, пожалуй, выражения: «наших прегрешений решительное». Речь о теле, которое воспринял Господь от Своей Матери, чтобы быть как можно ближе, и доступностью, близостью, вхождением в нашу жизнь, нашу среду (которая стоила Ему жизни!), разрешить наши прегрешения, то есть освободить от грехов. Величая Ее всем миром, мы величаем Господа.

Теперь за часами и вечерней следует Литургия Преждеосвященных Даров. Вместо пророчества Исаии читается пророчество Иезскииля. Таинственные видения, которые пророк старается описать, он созерцал и плену. Сияние славы Господней, явленное через таинственные движущиеся образы, странно смотрящие везде и всюду,— это ответ свыше на тревогу плененных иудеев, лишенных своего святилища и Иерусалима. Бог везде и Он всё видит, всё знает, всё может! Это и утешение, и предупреждение.

Вместо книги «Бытия» читается «Исход». Исторически — исход из Египта, в духовном отношении — призыв к разрыву с царством греха, освобождению от его владычества.
Притчи Соломона сменяются чтением о многострадальном Иове.
За Литургией Преждеосвященных Даров читается пророчество Спасителя о кончине мира: «Восстанет народ на народ…» (Мф. 24, 3-35).

На Великом Повечерии те же мысли о грядущем Суде: «Готовься, о душа моя: ко исходу пришествия приближается неумолимого Судии». Трипеснсц святого Андрея Критского приглашает «тайно, со апостолами соводвориться» Христу, на гору Елеонскую направляющемуся. Здесь сердце человеческое еще раз готовится видеть в Спасителе и Учителя еще недоумевающих учеников, и Царя царствующих, и Господа господствующих, Судию, грядущего судить мир.

Тропарь

В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени, после шестопсалмия и кафизм, поется тропарь, тематика которого навеяна притчей о десяти девах (см.: Мф 25:1-13)

Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Вот, Жених идет в полуночи, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же тот, которого Он найдет дремлющим. Итак, будь внимательна, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне дверей Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, Богородицей помилуй нас.

Хор Сретенского монастыря

 Тропарь этот представляет собой призыв к духовному бодрствованию и трезвению. Вместе с тем — в общем контексте богослужений Страстной седмицы — он напоминает о приближении часа крестной смерти Спасителя, который верующие должны встретить духовно подготовленными.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
2 165
все новости
В начало страницыВ начало страницы