+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Страстная седмица. Великий Понедельник.
Ночь перед понедельником Иисус провел в Вифании в кругу друзей и двенадцати учеников. В понедельник утром Он опять пошел в Иерусалим. На пути Господь почувствовал голод и подошел к смоковнице, покрытой роскошными листьями. На смоковнице плоды являются прежде листьев, но эта смоковница оказалась совершенно безплодною. “Да не будет же впредь от тебя плода во век!” — сказал Господь.
После того Иисус пошел в Иерусалимский храм и выгнал из храма продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков. По наступлению вечера Господь опять удалился в Вифанию.
Содержание:
Проклятие смоковницы
«Се, восходим в Иерусалим»,— основная мысль богослужения этого дня. Церковь на эти евангельские слова приглашает всех верных: «Приидите и мы очищенными мыслями сопутствуем Ему…» и «будем ради Его мертвы житейским страстям…». В течение первых трех дней Страстной седмицы богослужение совершается по великопостному чину, с поклонами и молитвой Ефрема Сирина. Во все три дня совершается литургия Преждеосвященных Даров, предваряемая вечерней.
На утрене читается Евангелие о проклятии Христом смоковницы (см.: Мф 21:18-22) Господь, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, увидел бесплодную смоковницу, на которой не было плодов, чтобы утолить путнику голод (обычай предписывал всегда думать о путешественниках, которые утоляли голод и жажду сочными смоквами, специально для этого оставляемыми местными жителями).
Синаксарий под бесплодной смоковницей видит сонмище иудейское, не способное принести плоды духовные, хотя столько чудес Христа видело воочию. На вопрос — зачем Господь проклял дерево, ни в чем не повинное, автор говорит, что Господь никому не хотел принести ни малейшего огорчения, но в решительный момент («се восходим в Иерусалим» — предстояло всегда помнить!) Он показал Свою власть надо всем в мире, чтобы поняли, что Его страдания — добровольные!
И еще: смоковница — всякая душа, не принесшая плода духовного. Мысль о ее судьбе должна возбудить в нас решимость заботиться благовремению о плодах, чтобы не превратиться в бесчувственное бревно.
Седален
Смоко́вницы осужде́ние да не предвари́т тя, но благи́я плоды́ потщи́ся се́рдца брозда́ми душе́ творцу́ Твоему́, Христу́, возвести́, в покая́нии Ему́ принося́щи.
Патриарх Иосиф — прообраз страданий Христа Спасителя
В богослужебных текстах Великого Понедельника вспоминается патриарх Иосиф, как прообраз страданий Христа Спасителя. Мысль о способности людской злобы поднять руку на неповинного здесь соединяется с завистью, которую Иосиф вызнал у братьев своих, а Господь — у вождей Своего народа. Параллель проводится через всю историю жизни Иосифа в Египте. Оклеветанный госпожой своей, он попадает в темницу. Прежде еще, проданный братьями, он напоминает предательство Иудой Господа. Не озлобившийся на своих братьев, Иосиф в нужде кормит их, пока в стране голод. И Христос кормит всех, к Нему обратившихся, «небесным хлебом», не поминая грехов наших, если в них покаяние приносим.
Кондак
Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния, и до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́емь: еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав, воспрославля́шеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́, и Посыла́ющаго вене́ц нетле́нный.
Трипеснец Великого Понедельника
В Великий понедельник вместо обычного канона на утрени поется Трипеснец (канон из трех песней), после которого «со сладкогласием» поется «Чертог Твой…» Чертог готов и каждый его «видит», то есть по совести знает, что Господь все средства к спасению души употребил, как «видит» и то, что душа своя «одежды не имам», чтобы пойти в него. Да, сознание есть, сожаление есть, немощи есть, и препятствия к вхождению в Чертог есть. Что же остается нам, грешным? Вложить нею свою смиренную мольбу и надежду и слова молитвы: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
Ексапостиларий
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь, просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Хор Сретенского монастыря
Ирмосы трипеснца Великого Понедельника
Ирмос: Непроходи́мое волня́щееся мо́ре, / Бо́жиим Свои́м веле́нием изсуши́вшему, / и пешеше́ствовати сквозе́ е́ Изра́ильтеския лю́ди наста́вльшему, / Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.
Чем прославился Господь? — Тем, что повелением Своим осушил непроходимое волнующееся море и провел народ Израиля пешком по нему. Здесь чудо силы и власти Творца, которое на все века в народе Израиля (а от него — из Ветхого Завета в Новый) осталось как выражение заботы Творца о своем народе. Потому и в любой канон это вошло в разных вариантах.
Ирмос: Устраши́ся отроко́в благочести́вых, / сообра́знаго души́ нескве́рнаго те́ла, / и устрани́ся воспита́нный в безме́рном веществе́, / неутружде́н огнь, / присноживу́щу же изувя́дшу пла́меню, / ве́чнующая песнь воспева́шеся: / Го́спода, вся дела́, по́йте, / и превозноси́те во вся ве́ки.
Трудные славянские обороты затуманивают смысл, который сводится к картине мучений трех отроков в пещи вавилонской. Речь здесь об огне, который устрашился редкого соединения прекрасной души и такого же тела. Благочестие сделало возможным такое сочетание. Неумолимый, ничем не сдерживаемый огонь, наконец, «увял» и стала слышна песнь сохраненных чудом отроков: Господа пойте дела и превозносите во вся веки. Почему о трех отроках, как и о спасении от египетского плена, поет теперь Церковь? Потому что не только одно внешнее чудо — сохранение их живыми — воспринято Ею. Анания, Азария и Мисаил оказались в плену и за отказ поклониться идолам брошены в раскаленную печь. Они восприняли пленение своего народа как заслуженное наказание за отступление от Бога. На границе жизни и смерти они думают о том, что надо бы принести жертву умилостивления за грехи народа, но они в плену, нет здесь ни храма, ни священника, ни жертвы. Есть последние минуты собственной жизни, и Азария от лица всех предлагает Богу жизнь всех троих как жертву, говоря: «да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе, ибо нет стыда уповающим на Тебя» (Дан. 3, 38-40). Дело Божие, дело Его прославляющее, принять жертву и сохранить им жизнь.
Ирмос: Возвели́чил еси́, Христе́, ро́ждшую Тя Богоро́дицу, / от Нея́же Созда́телю наш, / в подобостра́стное нам обле́клся еси́ те́ло, / на́ших прегреше́ний реши́тельное. / Сию́ ублажа́юще, вси ро́ди, / Тебе́ велича́ем.
Здесь все понятно, кроме, пожалуй, выражения: «наших прегрешений решительное». Речь о теле, которое воспринял Господь от Своей Матери, чтобы быть как можно ближе, и доступностью, близостью, вхождением в нашу жизнь, нашу среду (которая стоила Ему жизни!), разрешить наши прегрешения, то есть освободить от грехов. Величая Ее всем миром, мы величаем Господа.
Теперь за часами и вечерней следует Литургия Преждеосвященных Даров. Вместо пророчества Исаии читается пророчество Иезскииля. Таинственные видения, которые пророк старается описать, он созерцал и плену. Сияние славы Господней, явленное через таинственные движущиеся образы, странно смотрящие везде и всюду,— это ответ свыше на тревогу плененных иудеев, лишенных своего святилища и Иерусалима. Бог везде и Он всё видит, всё знает, всё может! Это и утешение, и предупреждение.
Вместо книги «Бытия» читается «Исход». Исторически — исход из Египта, в духовном отношении — призыв к разрыву с царством греха, освобождению от его владычества.
Притчи Соломона сменяются чтением о многострадальном Иове.
За Литургией Преждеосвященных Даров читается пророчество Спасителя о кончине мира: «Восстанет народ на народ…» (Мф. 24, 3-35).
На Великом Повечерии те же мысли о грядущем Суде: «Готовься, о душа моя: ко исходу пришествия приближается неумолимого Судии». Трипеснсц святого Андрея Критского приглашает «тайно, со апостолами соводвориться» Христу, на гору Елеонскую направляющемуся. Здесь сердце человеческое еще раз готовится видеть в Спасителе и Учителя еще недоумевающих учеников, и Царя царствующих, и Господа господствующих, Судию, грядущего судить мир.
Тропарь
В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени, после шестопсалмия и кафизм, поется тропарь, тематика которого навеяна притчей о десяти девах (см.: Мф 25:1-13)
Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.
Вот, Жених идет в полуночи, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же тот, которого Он найдет дремлющим. Итак, будь внимательна, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне дверей Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, Богородицей помилуй нас.
Хор Сретенского монастыря
Тропарь этот представляет собой призыв к духовному бодрствованию и трезвению. Вместе с тем — в общем контексте богослужений Страстной седмицы — он напоминает о приближении часа крестной смерти Спасителя, который верующие должны встретить духовно подготовленными.
все новости