731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Страстная Седмица. Великая Среда.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 26.04.2016

Центральными темами в богослужении этого дня стали два события: покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Господа, и предательство Иуды. Богослужебные тексты посвящены этим сопоставлениям: любви, жаждущей прощения и не стоявшей ни перед какой ценой, чтобы как-то выразить благоговение перед святыней чистоты и милости и замкнувшейся в себе богопротивной злобы, не остановившейся перед последним из преступлений — предательством Учителя.
Последний раз поется «Да исправится молитва моя», последний раз служится литургия Преждеосвящснных Даров, последний раз звучит дивная песнь: «Ныне силы Небесныя…» В последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…»

Страстная седмица
ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Вечеря в Вифании

Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед своей смертью провел в Вифании. Здесь в дому Симона прокаженного уготована была для Спасителя вечеря. Жена-грешница, узнав, что Он возлежит в дому фарисеевом, приступила к Нему с алавастровым сосудом мира цельного драгоценного и возлила Ему на главу, в знак своей любви и благоговения к Нему (Мф.26:3-16). Ученики Его жалели о трате мира: «можаше бо сие, говорили они, продано быти вящие трех сот пенязь и датися нищим». Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: «дело бо добро содела о Мне, сказал Он. Всегда бо нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Возливши сия миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие, во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея».
Великая Среда

Так, по слову Христову, делом добрым должно считать не одно благотворение ближним нуждающимся, но и посильное выражение любви к Богу и ближним; не одно благотворение ближним, которых видим, но и приношение Самому Богу, Которого не видим, благодатно присутствующему во храмах!

Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Симона, первосвященники, книжники и старейшины иудейские, постоянно наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Каиафы, советовались, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но говорили: «только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Тогда в беззаконное сборище приходит Иуда Искариот, один из двенадцати учеников Иисуса Христа и предлагает: «что ми хощете дати, и аз вам предам его?» С радостью приняли неправедные судии коварный умысел Иуды, зараженного корыстолюбием, и «поставиша ему тридесят сребреник». Оттоле неблагодарный ученик «искаше удобна времени» да предаст Спасителя мира (Мф. 26:3—16. Мк. 14:1—11).

Предательство Иуды

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его помазавшей Его миром: во всем мире речется и еже сотвори сия, в память ея, Православная Церковь в Великую Среду воспоминает преимущественно о жене грешнице, возлившей миро на главу Спасителя, проповедуя миру, еже сотвори сия, в память ея, и вместе обличает предательство Иудино.

Кондак дня

Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав, слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х, но молча́нием моля́ся, припа́даю Ти, любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе, я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка, пода́си долго́в, зову́щу Ти, Спа́се: от скве́рных дел мои́х изба́ви мя.

Седален

Иу́да льстец, сребролю́бия рачи́тельствуяй, преда́ти Тя, Го́споди, сокро́вище живота́, ле́стно поуча́шеся, отону́дуже и упи́вся, тече́т ко иуде́ом, глаго́лет беззако́нным: что ми хо́щете да́ти, и аз вам преда́м, во е́же распя́ти Его́?

Стихиры на «Хвалитех»

Тебе́, Де́выя Сы́на, блудни́ца позна́вши Бо́га, глаго́лаше, в пла́чи моля́щися, я́ко слез досто́йная соде́лавшая: разреши́ долг, я́коже и аз власы́, возлюби́ лю́бящую, пра́ведно ненави́димую, и близ мытаре́й Тебе́ пропове́м, Благоде́телю Человеколю́бче.

В Тебе, Сыне Девы, блудница познала Бога, говоря с плачем, как наделавшая многое, о чем только плакать можно: отпусти (освободи душу от тяжести греха) долг, как я распустила волосы, возлюби такую, которую справедливо все ненавидят (но не до конца пропащую, если в душе есть способность любить и верить, что Бог сильнее справедливого гнева и любовь Его может исцелить предельно падшую душу), и тогда Тебя, Благодетелю Человеколюбче, проповедую доступным всем, не исключая презренных мытарей (то есть проповедую поистине Божественное величие, не пренебрегающее никаким грешником, если он обращается, веруя человеколюбию Господа).

Многоце́нное ми́ро, блудни́ца смеси́ со слеза́ми, и излия́ на пречи́стеи но́зе Твои́, облобыза́ющи. О́ную а́бие оправда́л еси́, нам же проще́ние да́руй, Пострада́вый о нас, и спаси́ нас.

Многоценное миро блудница смешала со слезами (покаяния и жажды исцеления от гнетущего состояния), возливая на пречистые ноги Твои, целуя их. Ее Ты тут же простил («оправдание» ее в силе ее покаяния и ненависти к мерзкому греху), а нас прости в силу Своих страданий за нас и спаси нас. (Нам мешает в полную меру каяться сознание, что грехи у нас, все-таки, не такие уж страшные. От этого годами укореняется небрежность и холодность в деле спасения.)

Погруже́нная грехо́м, обре́те Тя, приста́нище спасе́ния, виждь и ми́ра со слеза́ми растворя́ющую, Тебе́ вопия́ше: виждь согреша́ющих покая́ния ожида́яй. Но Влады́ко, спаси́ мя от волны́ грехо́вныя, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости.

Утопающая во грехах в Тебе нашла надежную пристань спасения, и, растворяя миро слезами, Тебе взывала: вот Кто ожидает покаяние согрешающих! Но, Владыко, спаси и меня от греха, налетающего как волна (готовая погрузить в холод и мрак), по великой Твоей милости.

Стихиры на «Господи, воззвах»

Егда́ гре́шная приноша́ше ми́ро, тогда́ учени́к соглаша́шеся пребеззако́нным. О́вая у́бо ра́довашеся, истоща́ющи ми́ро многоце́нное: сей же тща́шеся прода́ти Безце́ннаго. Сия́ Влады́ку познава́ше, а сей от Влады́ки разлуча́шеся. Сия́ свобожда́шеся, а Иу́да раб быва́ше врагу́. Лю́то есть ле́ность, ве́лие покая́ние, е́же мне да́руй, Спа́се, пострада́вый о нас, и спаси́ нас.

Когда грешница принесла миро, тогда ученик согласился с беззаконными (предать Христа — Мф. 26, 14-16). Она радовалась (что может потратить дорогие благовония), возливая миро, а он торговался с врагами, чтобы продать Бесценного. Она в Учителе узнала Владыку, а он отошел от Владыки. Она освободилась (от рабства пороку), а Иуда стал рабом врага. Страшное состояние — лень души, великое дело — покаяние! Его и даруй мне, Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

Приступи́ жена́ злосмра́дная и оскверне́ная, сле́зы пролива́ющи, лю́бящи, Спа́се, страсть испове́дающи: ка́ко воззрю́ к Тебе́, Влады́це? Сам бо прише́л еси́ спасти́ блудни́цу, из глубины́ уме́ршую мя воскреси́, и́же Ла́заря воздви́гнувый из гро́ба четверодне́вна, приими́ мя окая́нную, Го́споди, и спаси́ мя.

Приступила грешница, обливающаяся слезами любви к Тебе, Спаситель, исповедуя свои грехи, стыдясь взглянуть на Тебя, Владыко. Но Ты пришел спасти блудницу (поэтому не страшно просить Тебя). Меня, душой умершую, воскреси, вернувший из гроба четверодневпого Лазаря. Прими меня, окаянную, Господи, и спаси меня.

В одной из стихир, принадлежащей перу византийской поэтессы инокини Кассии, раскрывается сила покаяния жены-грешницы, которая благодаря встрече с Христом осознала глубину своей греховности:
Слава, и ныне, Творение Кассианы инокини:
Го́споди, я́же во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́, Твое́ ощути́вшая Божество́, мироно́сицы взе́мши чин, рыда́ющи ми́ро Тебе́ пре́жде погребе́ния прино́сит: увы́ мне, глаго́лющи, я́ко нощь мне есть разжже́ние блуда́ невоздержа́нна, мра́чное же и безлу́нное раче́ние греха́. Приими́ моя́ исто́чники слез, и́же облака́ми производя́й мо́ря во́ду. Приклони́ся к мои́м воздыха́нием серде́чным, приклони́вый небеса́ неизрече́нным Твои́м истоща́нием, да облобыжу́ пречи́стеи Твои́ но́зе, и отру́ сия́ па́ки главы́ моея́ власы́, и́хже в раи́ Е́ва, по полу́дни, шу́мом у́ши огласи́вши, стра́хом скры́ся. Грехо́в мои́х мно́жества, и суде́б Твои́х бе́здны кто изсле́дит? Душеспа́сче Спа́се мой, да мя Твою́ рабу́ не пре́зриши, и́же безме́рную име́яй ми́лость.

Господи! Жена грешница, ощутив Твое Божество, стала мироносицей, со слезами миро Тебе еще до погребения приносит, говоря: «горе мне, от греха невоздержания на душе ночь, от усердия к греху — один мрак беспросветный. Приими мои слезы, охраняющий облаками воду моря. Приклонись к стопам сердца, приклонивший небеса, чтобы снизойти к нам. Дай поцеловать Твои пречистые ноги и снова отереть их волосами своими, шум шагов которых услышала в раю Ева после полудня и от страха скрылась. Грехов у меня множество, и бездну Твоего милосердия кто измерит? Спаситель души моей, не презри меня, Твою рабу, по безмерной Твоей милости».

Чтения Священного Писания

Пророчество Исзскииля (о свитке, который заключал в себе «рыдание, жалость и горе» и который повелено было съесть пророку; тот исполнил повеление и ощутил сладость сто, «яко мед») — как бы образ страданий и осмысления его в лице Христа Спасителя, с Которым надо каждому пройти (в меру сил) крестный путь, чтобы умереть с Ним (самолюбием) и воскреснуть с Ним обновленной душой.

На утрени в Великую Среду Церковь благовествует пророческие слова Господа о многоплодной смерти Его; о прославлении Его гласом Бога Отца: прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю, и что он есть свет мира ( Ин. 12:17—50)

Проповедь

Митрополит Антоний Сурожский
Из проповеди в Великую Среду

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу; не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя. Мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прошение грехов. Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много.

Мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся со Страстями Господними, но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и, вместе с тем, отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его состраданье, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен, и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас. Аминь.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по совершении Часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже. . .», которой она в продолжение Великого поста ежедневно, на богослужении повечерия, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о решимости Иуды предать Господа. В Великую Среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. . .» после чего земные поклоны прекращаются до вечерни праздника Пятидесятницы, за исключением поклонов перед святой плащаницей в Великую Пятницу. Трипеснец преподобного Андрея Критского на малом повечерии вводит в горницу, где Господь совершит Тайную Вечерю. . .

На вечерней службе в храме совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
369
все новости
В начало страницыВ начало страницы