+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Страстная седмица. Вечерня и Литургия Великой Субботы.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 29.04.2016

Как древо крестное стало древом жизни, новым райским древом, выросшим на Голгофе, так и гроб Христов сделался чертогом бессмертия. Превыше небес выросло древо и до глубин преисподней снизошло оно. Вечерня Великой Субботы говорит о таинственном времени, отделяющем смерть Христа от Его воскресения, и о радостном и страшном событии сошествия Спасителя во ад. Память об этом сохранилась с первых веков в церковном предании и в песнопениях Великой Субботы выражена с потрясающей силой: «днесь (сегодня) ад стеня (стеная) вопиет: лучше бы мне было, если бы я не принял Рождшегося от Марии, ибо Он, вошедший в меня, власть мою разрушил, врата медные сокрушил и души, которые я прежде держал, воскресил как Бог»

Кустодия

Кустодия

Кустодия

Предписанный законом строгий покой великого дня субботы пасхальной не прекратил несчастной деятельности ожесточенных врагов Господа. Первосвященники и фарисеи торжествовали, исполнив свое беззаконное дело; однако они не испытывали полной радости. Они боялись снова потерять то, что с таким трудом было достигнуто. И умерший Христос беспокоил их. Великие знамения в час смерти Его не остались без влияния на народ. Он бил себя в грудь и раскаивался в своем безумии и ослеплении, возвращаясь с Голгофы в Иерусалим. Это, а также припоминание некоторых предсказаний Господа, не давало покоя первосвященникам и фарисеям. Особенно предсказание Его о Своем воскресении они гораздо лучше сохранили в памяти, нежели ученики Иисуса Христа, потому что они гораздо хладнокровнее смотрели на смерть Его, чем растерявшиеся от горя ученики.

В одно время слова Иисуса, что Он хотел разрушить храм и в три дня построить новый, означали в глазах их иерусалимский храм и послужили поводом к обвинению в богохульстве. Но теперь они хорошо поняли их значение и смысл. Поэтому они отправились к Пилату и просили его: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат исполнил предложенную ими просьбу, сказав: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». (Мф. 27; 62-66) И они пошли в сад их товарища, которого и на этот раз не было с ними, приложили печать на камне в присутствии стражи и передали ей охрану запечатанного гроба.

Но что они сделали этим? Они заключили в гробе, в мрачной темнице, Чаяние своего народа и в то же время — сделались невольными и бессознательными орудиями прославления и далекого распространения вести о Его воскресении. Что предприняли они для предохранения от мнимого обмана, то Бог сделал сильнейшим доказательством истины.

Сошествие во ад

Сошествие во ад

Сошествие Иисуса Христа во ад

Апостол Петр говорит в своем послании: «Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя» (1 Петр. 3; 18-20). Таким образом апостольское слово ясно и решительно говорит о сошествии Иисуса Христа в мир отшедших духов («в темницу») и церковное учение полагает это Сошествие во время между смертию и воскресением Иисуса Христа.

Испив до конца чашу страданий и смерти, Иисус Христос предал Свой дух в руки Своего Отца. Умер по плоти, но жив был по духу. Между тем, как Его святое Тело покоилось во гробе, душа Его низошла во ад, то есть место, где сохраняются души отшедших, ожидая воскресения и суда. Во всем этом Иисус Христос был подобен нам. Его нисшествие во ад было таким образом последнею ступенью Его унижения, ибо Он, как все люди, сошел во гроб и в царство умерших. Но с тем вместе это было и первою ступенью Его возвышения. Его пришествие во ад было проповедью; Он сошел туда — в эту обширную область заключения, чаяний и надежд как победный вестник, как победоносный Царь. Диаволу и ангелам его и ожесточенным сынам человеческим Он возвестил о Своей победе над злом и над вратами ада.

Сошествие во ад

Сошествие во ад. Икона. Новгород. 1470-1480 г

Праотцам, ожидавшим Его в вере, Он принес исполнение их надежд и чаяний. За то, что они верили в Того, Которого не видели; за то, что они были первыми верующими в грядущего Спасителя мира — за это они первые получают радостную весть об искуплении. Еще не взошла над землею утренняя заря первого дня после пасхи, как патриархи и все умершие с верою во Христа торжествовали в раю свой праздник пасхи.

Таким образом, пребывание Иисуса Христа во гробе стало свободою и блаженством для безчисленного множества людей, от начала мира обитавших на земле. Все они теперь созерцают могучие знамение Победителя диавола, греха и смерти. — Тысячи попадали в руки смерти с тревожными помыслами, что потомкам их некогда воссияет спасительный свет. Теперь он воссиял им самим и явилась церковь, заключающая в себе древний и новый мир. — Пока Тело Его лежало в узкой, запечатанной гробовой пещере, Дух отворил крепкие двери и запоры ада и явил Свое спасение, совершенное для человечества. Вот плоды жизни и смерти Иисуса Христа! Он вышел победителем из борьбы с последствиями первородного греха и торжество славной Его победы славится до пределов видимого мира и за пределами невидимого.

Вечерня и Литургия Великой Субботы

Ад попран, держава его сокрушена, хотя Телом Господь еще и пребывает во гробе: «Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть пожерта моя бысть держава, Пастырь распятся, и Адама воскреси: имиже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всех изблевах. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».

На вечерне Великой Субботы Святая Церковь предлагает своим чадам чтение 15 паремий, содержащих пророчества об уничижении Господнем и о последующей Его славе. Как бы вводя нас в это чтение, стихира на «слава» возвещает: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав». Шаг за шагом в последовательных ветхозаветных образах даются нам пророчества о воскресении Христовом. Иногда эти прообразы ясны и очевидны (воскрешение сына вдовицы пророком Илией и отрока — Елисеем), иногда — таинственны и символичны (жертва Авраамом сына — жертва Бога Отца и послушание Христа; Иона во чреве китове, неиссякающая горсть муки и чванец масла — прообраз Евхаристии).

Первая паремия — из книги Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю…» (1, 1–13). Эти слова читаются в навечерия великих праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи. Все эти праздники связаны глубоким внутренним содержанием, единством откровения: они являют миру Бога. В Воскресении Христа величие Творца явлено всем. Божественное могущество приближается через Воскресшего к каждой душе с обещанием: Я с вами до скончания века.

Вторая паремия читается из пророчества Исаии (60, 1–16) о появлении нового света и славы Господней над Иерусалимом, к которому отовсюду стекаются цари, племена и народы и поклоняются самому месту, где стояли ноги Мессии. Это чтение о славе Иерусалима предлагается в Великую Субботу потому, что в день Пасхи совершилось в Иерусалиме то, что стало славой Церкви Христовой — Светлое Христово Воскресение. И оно же сделало Иерусалим священным для всех христиан городом, куда веками со всех сторон стекались паломники.

Третье чтение — из книги Исход (12, 1–11) — об установлении ветхозаветной пасхи и заклания непорочного агнца, бывшего прообразом Спасителя — Агнца Божия (см.: Ин. 1, 29–36). В настоящий день это чтение предлагается для того, чтобы уяснить смысл этих прообразов и исполнение их в лице Господа Иисуса Христа.

Четвертая паремия — это книга пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве китове прообразовал смерть и воскресение Спасителя (см.: Мф. 12, 40).

Пятая — из книги Иисуса Навина (см.: 5, 10–15) — о первой пасхе в земле Ханаанской и о прекращении манны, бывших прообразованием прекращения всех ветхозаветных обрядов после того, как Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7) и христиане причастились Пасхе новозаветной.

Шестая — из книги Исход (см.: 13, 20–22;15, 1–19) об изведении израильтян из Египта и о чудесном переходе их через Чермное море под руководством Моисея, который был прообразом Спасителя, избавившего род человеческий от рабства греха и смерти.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

Хор Свято-Троицкого Ионинского монастыря

Седьмая — из книги пророка Софонии (см.: 3, 8–15) — об отвержении тех иудеев, которые впали в гордость и самопревозношение, после того, как будет создана новая Церковь из всех народов под главенством Мессии.

Восьмая и двенадцатая паремии повествуют о воскрешении пророком Илией сына сарептской вдовы и Елисеем сына жены соманитянки, что было прообразами всеобщего воскресения (см.: 3 Цар. 17, 8–23; 4 Цар. 4, 8–37).

Девятая — из пророка Исаии, где говорится о славе новозаветной Церкви, начало которой — воскресение Христово (см.: Ис. 61, 10–11; 63, 1–5).

Десятая — из книги Бытия о принесении Исаака в жертву, что прообразовало великую голгофскую Жертву (см.: Быт. 22, 1–18).

В одиннадцатой Исаия (см.: 61, 1–9) пророчествует о Христе, Который даст людям свободу от угнетающих зол и прославляет новозаветную Церковь. Дух Господень на Мне,— сказал пророк, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что днесь сбыстся писание сие (Лк. 4, 21).

В тринадцатой паремии говорится о смиренном сознании своей греховности плененными иудеями, что прообразует скорбь верных Христу при Его погребении, а надежда на Бога утешает Церковь обетованием милости.

Четырнадцатая паремия из книги пророка Иеремии (см.: 31, 31–34) говорит об установлении Нового Завета с Богом взамен Ветхого, нарушенного израильтянами. Главное отличие нового завета от старого в том, что он будет начертан не на каменных скрижалях, а в мыслях и сердцах верующих: «дая законы Моя в мысли их, на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди яко вси познают Мя от мала даже и до великаго». Это чтение содержит важное нравственное назидание: Господь ждет от нас не внешних форм богопочитания, но просит: Даждь Ми, сыне, твое сердце(Притч.23, 26).

Пятнадцатая, последняя, паремия из книги пророка Даниила (см.: 3, 1–88) рассказывает о трех отроках, не поклонившихся истукану Навуходоносора. Вверженные в пещь огненную, отроки, оставшись невредимыми, воздали хвалу Всемогущему Богу. Их молитва вылилась в славословие Богу. Эта молитва трех отроков обнимает всю вселенную. Это ветхозаветное чтение положено читать в Великую Субботу потому, что чудо отроков веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества Божия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего во ад и явившего в Себе вечное избавление.

К каждому стиху вдохновенной молитвы отроков хор начинает припевать стих: Господа пойте и превозносите Его во веки, а заканчивается это славословие словами: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки .

Это торжественное светлое пение окончательно уводит наши мысли от гробового мрака и печали, и далее богослужение в своих текстах и характере приобретает хотя и сдержанный, но явно пасхальный характер. После паремий, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, вместо трисвятого поется Елицы ко во Христа крестистеся, во Христа облекостеся . Этим песнопением Церковь как бы встречает своих новых членов, напоминая и им, и нам, что главное — не просто креститься, но — «облечься» во Христа, то есть воспринять для себя образ жизни, заповеданный Спасителем в Евангелии.

Прокимен Апостола Вся земля да поклонится Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний, стих Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его призывают славить Спасителя и неизреченную Его любовь к роду человеческому, славить «всю землю», потому что Воскресение Христово — это центральное событие не только для человека, но и для всего мироздания.

Апостольское чтение из Послания к Римлянам (см.: 6, 3–11) говорит нам о том, что верующие во Христа умершего и воскресшего соединены с Ним подобием смерти через крещение, и должны быть соединены и подобием воскресения: Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем.
После Апостола поется особый аллилуарий: Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех со стихами, во время пения которого священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые.

Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех

Хор Свято-Троицкого Ионинского монастыря

Это торжественное пение певцов в белых одеждах знаменует собой явление ангелов мироносицам. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Совершается литургия святителя Василия Великого, на которой вместо Херувимской песни поется следующее песнопение:

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, / и да стои́т со стра́хом и тре́петом, / и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет. / Царь бо ца́рствующих, и Госпо́дь госпо́дствующих, / прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. / Предхо́дят же Сему́ ли́цы А́нгельстии / со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, / многоочи́тии Херуви́ми, / и шестокрила́тии Серафи́ми, / ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: / аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

Да умолкнет все плотское в человеке и да стоит он со страхом и трепетом, ни о чем земном не помышляя: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Ему предшествуют сонмы Ангелов со всяким (их) начальством и властью, многоокие Херувимы и шестокрылые Серафимы, закрывая лица и восклицая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа

Хор Даниловского монастыря

Почему же Святая Церковь в этот день побуждает нас к молчанию? Потому, что совершилось то, для чего Господь сошел на землю, совершилось то, что превышает всякое человеческое разумение и чего не может выразить человеческое слово. Поэтому — «Да молчит всякая плоть человеча…».

Богослужение Великой Субботы, величайшие события, воспоминаемые в этот день, заключают в себе для верующего человека множество нравственных побуждений к очищению своей души. Каждый человек, стоя перед Крестом Христовым, перед Его Гробом, глядя на умершего Спасителя мира, должен задуматься — хотя бы ненадолго — о смысле жизни и о своей собственной смерти. И тогда в его сердце не может не возникнуть хотя бы слабого чувства покаяния.

Но богослужение Великой Субботы, изображая спасительные Страсти Христовы, располагая нас к покаянию и исправлению своих грехов, должно также возводить наш ум и к той радости, ради которой Спаситель и понес все эти страшные муки. Воспоминая сегодня сошествие Спасителя мира во ад и изведение Им оттуда всех ветхозаветных праведников и самую победу над адом, мы должны радоваться, потому что ныне «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»(тропарь 7-й песни пасхального канона). Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос — наше упование и наша надежда и в этой, земной, жизни, и в Жизни будущей, по неложному его обетованию: « Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Аминь».
Источник: Песнопения Страстной седмицы
Сошествие во ад


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
552
все новости
В начало страницыВ начало страницы