+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Иконография святителя Николая: Старец с ангельским ликом
В древнем предании говорится, что всякий, едва взглянув на святителя Николая, усовершался и становился лучше. И всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило сияние, и лик его сверкал.
Свт. Николай. Роспись Собора Рождества Богородицы, Ферапонтово. Дионисий и сыновья. 1502 г.
Содержание:
Жизнеописание святителя
Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси со времен принятия христианства (988). Жил он в Ликии – древней стране на юге малоазийского полуострова, римской провинции в I-IV вв. [1]. Родился будущий святитель около 260 года в Патаре, крупнейшем портовом городе Ликии. Там получил образование и был рукоположен во пресвитера. Епископское служение проходило в другом ликийском городе – Мире. Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане св. Николай несколько лет провел в темнице, где, мужественно перенося страдания, «поил темничных соузников водами благочестия и питал словом Божиим» [2]. После освобождения Миры встретили святителя как мученика, принявшего бескровный венец. А он продолжал служение, исцеляя душевные и телесные недуги, ревностно оберегая чистоту веры, прославившись и необыкновенной чистотой жизни, милосердием, многими чудесами. Здесь же, в Мирах, угодник Божий преставился около 335-340 года.
Стремление к чистоте жизни было унаследовано от родителей. В 6-й главе «Послания к Феодору» свт. Мефодий, Патриарх Константинопольский (IX в.), сообщает о св. Николае: «Он происходил от родителей благородных и блиставших состоянием, но непричастных сановному миру, ибо они считали, что нельзя не запачкаться, коснувшись смолы» [3]. Это и было настоящим, драгоценным наследством, потому что все богатое состояние св. Николай потратил на дела милосердия. Различные житийные источники сообщают, что он всегда довольствовался скромной ризой и был постником.
Местное почитание святителя началось уже во второй половине IV века, вскоре после кончины. В VII в. архиепископ Мирликийский широко почитался в Византии. Из древнейших источников, где он упоминается, кроме послания свт. Мефодия, нужно назвать самый ранний памятник – «Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю» преподобного Андрея Критского (2-я пол. VIII в.). Самое подробное житие составил преп. Симеон Метефраст, византийский писатель X в. На Руси первые жития святителя появляются в XI в. вместе с распространившимся почитанием.
Две иконы из синайского монастыря
Иконография святителя – иконы, мозаики, фрески, скульптурные изображения – очень обширна и разнообразна. Первый образ VII-начала VIII в. сохранился на фреске римской церкви Санта Мария Антиква. Затем началась эпоха иконоборчества, так что следующий дошедший до нас памятник датируется концом X века. Это поясная икона из монастыря св. Екатерины на Синае со святыми на полях. На верхнем поле изображены Христос и два первоверховных апостола – Петр и Павел. «Облик св. Николая на этой иконе психологически тонкий, индивидуальный, что сближает его с портретом» [4]. Мы видим пламенного молитвенника и обличителя ереси и в то же время – печальника и скорого помощника всем призывающим на помощь. «Стиль отличается мягкой живописностью, гармонией цветовых сопоставлений, вниманием к тонким оттенкам, пластическим совершенством» [5]. Это черты, восходящие к искусству Македонского Ренессанса, который наступил вслед за эпохой иконоборчества и восстановил классическую основу церковной живописи.
Другая, житийная икона из монастыря св. Екатерины датируется 30-40-ми гг. XIII века. Свт. Николай представлен по пояс, в облачении епископа, с жестом благословения правой рукой и с Евангелием в левой. Вверху, на золотом фоне, – Христос и Богоматерь, протягивающие ему Евангелие и омофор. Это изображение будет встречаться часто. Оно иллюстрирует эпизод из жития святителя на I Вселенском соборе. Там он воспылал праведным гневом и ударил по щеке ересиарха Ария, за что был лишен сана и заключен под стражу. Во сне многим участникам собора явились Господь и Божия Матерь, Которые заступались за святителя. Тогда было решено восстановить его в служении. На иконе Христос и Богоматерь возвращают св. Николаю символы епископского служения – омофор и Евангелие.
Житийные циклы на иконах свт. Николая включают много сюжетов. В самом начале и в конце помещаются сцены рождества святителя и его преставления. Вверху за рождеством следуют сюжеты, рассказывающие об особом святительском призвании. В синайской иконе четыре таких композиции: обучение в детстве, поставление в священники, поставление в епископы и литургия св. Николая (слева под рождеством). Все остальные клейма рассказывают о его чудесах и помощи людям. Левый ряд, под литургией: три военачальника, которых спасет св. Николай, в темнице; св. Николай является во сне императору Константину и свидетельствует о безвинности трех осужденных военачальников; три освобожденных военачальника благодарят св. Николая. Правый ряд: чудо на море; явление св. Николая во сне Авлавию; три военачальника перед императором Константином; изгнание св. Николаем беса из кипариса. Нижний ряд (слева направо): избавление от сарацин; приведение ребенка к родителям; спасение от казни трех невинноосужденных и в последнем клейме – преставление.
Историческая последовательность фактов жития может не соблюдаться, но все сцены легко узнаются, имеют надписи. Это «благодарная память о святом, каждая – украшение в венке его добродетелей» [6], подобно строчке из акафиста. Лик святого на житийной иконе совсем другой, чем на более ранней, он «являет собой образ благородной и мудрой старости, образ учителя» [7]. Здесь св. Николай исполнен покоя, просветленной печали и величия.
Эти две грани характера – ревность в служении, пылкий темперамент, с одной стороны, и смирение, кротость, с другой, – можно увидеть на всех иконах святителя. О них поется в тропаре: «Правило веры и образ кротости…» Иногда одно может возобладать, а иногда оба свойства удивительным образом уравновешиваются. И тогда Фаворское сияние лика начинает вдруг пламенеть или пламя, заключенное в резком повороте зрачков, энергичных оживках [8], излучает неземной свет.
Ростовые изображения
Изображения святителя Николая (в рост или поясные) входили в программу росписи византийских и древнерусских храмов и могли помещаться «как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие… Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх» [9]. Монументальные образы свт. Николая сохранились в соборе Св. Софии в Киеве (1043-1046), в церкви Успения в Дафни (Греция, 2-я половина XI в.), в церкви св. Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164), в Георгиевском соборе Старой Ладоги (XII в.) и во многих других храмах.
Никола Зарайский и Никола Можайский
На Руси получило распространение ростовое изображение святителя в позе оранта (молящегося с воздетыми руками) в двух иконографических вариантах: «Никола Зарайский» и «Никола Можайский». В первом случае святитель держит в левой руке Евангелие, а правой благословляет. Название происходит от города, где находился образ. Согласно «Повести о Николе Зарайском», он был в 1225 году перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где прославился чудесами. Во время нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась – «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы свт. Николая из Корсуни образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».
Второй вариант иконографии – «Никола Можайский». Святитель изображен с мечом в правой руке и храмом (крепостью) в левой. В этом случае он прославляется как защитник христианских городов. Образ назван в честь чудесного избавления Можайска от неприятеля. Святитель явился в воздухе над собором с мечом в одной руке и храмом в другой. Храм в знак сохранения был обнесен крепостной стеной. Устрашенный грозным видением, неприятель бежал, а спасенные жители возблагодарили Бога и вырезали из дерева образ святителя, каким он явился. Скульптурные изображения свт. Николая были распространены на Русском Севере, новгородских и пермских землях. Они послужили основанием для иконографии.
Множество икон святителя, прославившись чудотворениями, получили общерусскую известность и особые наименования, связанные чаще всего с местом обретения. Известны древние новгородские образы «Никола Дворищский» и «Никола Липенский». Явленная в вятском краю на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь – «Никола Гостунский». Наверно, ни в одной из стран православного мира святитель Николай Мирликийский не получил такой популярности, как на Руси. «Причины этого – как в особой многогранности его служения (святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; покровитель властителей и князей; защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа» [10].
В житии святителя, составленном преп. Симеоном Метефрастом (X в.), говорится: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева» [11].
_____________________________________________________
1. Ликия была расположена на территории современных провинций Антальи и Муглы в Турции.
2. Бугаевский, А.В., Владимир (Зорин), архим. Житие святителя Николая, архиепископа Мирликийского в новом изложении. [Электронный ресурс]. Адрес: https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij#p18
3. Цит по: Там же.
4. Попова, О. Византийские иконы VI-XV веков. // История иконописи. – М., 2014. – С. 51.
5. Цит по: Там же.
6. Цит по: Там же. – С. 71.
7. Там же.
8. Оживки, движки – в иконописи короткие светлые или белильные штрихи, пятна на выпуклых частях лика, открытых частях тела, оживляющие изображение.
9. Нефедова, Н. Святитель Николай Чудотворец: иконы, фрески и мозаики. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-chudotvorec-ikony-freski-i-mozaiki/
10. Николай (Погребняк), епископ. Из истории иконографии святителя Николая. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.pravmir.ru/ikonografiya-obraza-svyatitelya-nikolaya/
11. Византийские легенды. М., 1972. – С. 154
все новости