+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Гибок язык человека; речей для него изобильно
Всяких; поле для слов и сюда и туда беспредельно.
Гомер «Илиада»
(30 января) 12 февраля – общий день памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Сохнет язык, костенеет в поиске слов, подобающих величию жизненного и духовного подвига этих трех ярчайших светильников Алтаря Небесного.
Православию глубоко чуждо несогласие и разделение, о чем с необыкновенной силой свидетельствует вся история Церкви. Когда кто-то заявляет: «я Павлов, а я Аполлосов, а я Кифин, а я Христов» (1 Кор. 1: 12), это значит по слову апостола Павла не что иное, как попытка «разделения» Христа.
Среди множества христианских святых есть самые любимые, почитаемые всеми православными народами. К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Жизнь их пришлась на IV век, на время встречи двух эпох, двух культур: угасающей античной и оформляющейся христианской. Античная культура, может быть благодаря своей внутренней противоречивости, в самых светлых своих озарениях явилась почвой для развития христианской мысли – не случайно же Гераклита, Сократа и Платона за некоторые их прозрения называли «христианами до Христа». К изучению светской культуры и мирских наук христиане того времени подходили с рассуждением – как писал святитель Василий Великий, «уподобляясь пчёлам», которые не только не садятся на каждый цветок без разбора, но и с тех, которые выберут, «не всё стараются унести, но взяв то, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым».
Три святителя, получившие таким избирательным путём знания от людей, а от Бога дар веры, прославились ещё при жизни своим влиянием на умы и души человеческие – и каждый из них получил от народа характерное и яркое имя, отражавшее особенность его духовного строя и внешней деятельности.
Святитель Иоанн был именован Златоустом за несравненный талант собеседника, церковного учителя-проповедника. Его речи перед паствой так поражали воображение, что всякий раз, когда он говорил, несколько скорописцев кропотливо записывали его проповеди, затем сличали, выправляли, переписывали набело и бережно хранили, передавая из рук в руки как величайшую драгоценность. Проповеди Златоуста, исполненные верой и правдой, не всегда приятной, часто обличительной, привели ко Христу множество народа, и они же были причиной появления у святителя большого количества недругов и среди властителей, и среди раскольников-еретиков.
Святитель Григорий – подвижник, созерцатель, поэт – получил небесное имя Богослова вторым в церковной истории после святого евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, младшего и любимого ученика Христова. Писания святителя Григория отличаются особой полнотой, точностью и глубиной проникновения в несказанное – в Премудрость Божию.
И, наконец, святитель Василий – организатор, наставник, настоятель, владыка, как никто умевший собрать вокруг себя верных Христовой вере. Скромный по внешним человеческим меркам – небольшого роста, слабого здоровья – он был именован Великим и по несравненности знаний, которыми обладал, и по значению, которое он имел в истории Церкви, и по разнообразию оставленного им духовного наследия.
У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.
В каждом из трёх святителей – поразительное сочетание талантов: ума, памяти, знания, веры и силы духа. В каждом – решимость идти по пути Евангелия до конца, до жертвы жизнью. И несмотря на некоторую разницу в призвании и служении, три святителя едины в нашем сознании, и имена, данные им церковным народом: Златоуст, Великий, Богослов – это свидетельство в общем-то об одном: о действии в них Святого Духа Божия. Ведь успех проповеди зависит не от мудрости или талантов проповедника, но от Бога, Который дает человеку и талант и мудрость.
Поэтому сила святительского слова была и остаётся такой, что и по сей день мы прибегаем к ним как к источнику правды Божией, исцеляющему наши души.
Святитель Василий Великий:
«Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост».
Святитель Григорий Богослов:
«Людям приятнее всего рассуждать о чужих делах, особенно если они увлекаются или благосклонностью, или ненавистью – в таком случае всего чаще и скрывается от них истина».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Ничего нет равного молитве: она невозможное делает возможным, трудное – лёгким, неудобное – удобным. Какая бы скорбь ни возмущала душу – когда мы придём в церковь, она легко может прекратиться, потому что здесь присутствует Христос, и приступающий к Нему с верой легко может получить исцеление».
Единогласному желанию самих святителей мы обязаны в установлении Церковью дня совместного, соборного почтения их памяти.
Когда в начале XI века при императоре Алексее Комнине в Константинополе разгорелся спор, аналогичный коринфскому, разделивший на три лагеря почитателей каждого из прославленных святителей, они явились во сне Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (город Евхаиты – родина мученика Феодора Тирона – находился неподалеку от Константинополя), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».
После увещевания, преподанного митрополитом, которого уважали за добродетель и силу красноречия, спорившие партии примирились. При исполнении общей святительской воли Иоанн решил отвести празднованию их памяти тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (†379), празднуется (1) 14 января, святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (†389) – (25 января) 7 февраля, а перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (†438) – (27 января) 9 февраля.
Святители Христовы Василие, Григорие и Иоанне, молите Бога о нас!
Тропарь святителей.
Яко Апостолов единонравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.
все новости