+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Слово о евангельских символах Лазаревой субботы

Кирилл Белоусов
Дата публикации: 11.04.2017

Воскрешение Лазаря, икона8 апреля православные христиане почтили память святого праведного Лазаря. Последняя суббота Великого Поста названа в его честь, поскольку Церковь вспоминает чудесное воскрешение Господом праведного Лазаря.

Это событие почитается верующими как одно из самых важных и знаковых чудес, совершенных Иисусом Христом за время Его земного пути. Оно показало, что Господу подвластны жизнь и смерть человека, а также надежда на грядущее воскресение всех умерших верующих во Христа, которые исполнили Его заповеди.

В храме преподобного Сергия Радонежского в этот день прозвучала проповедь священника Дмитрия Владова:

— Сегодня мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря. Это чудо было совершено накануне Входа Господня в Иерусалим, в конце Его общественного служения. Почему же мы особенным образом вспоминаем это событие? Его описал только один евангелист — Иоанн Богослов. Оно занимает всю одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна. Почему же другие евангелисты об этом не написали? Видимо, они посчитали, что уже достаточно тех чудес, которые у них были описаны.

Иерей Дмитрий Владов

Но все же — это необыкновенное чудо — воскрешение уже умершего человека, который целых четыре дня пролежал во гробе. Мы знаем, что его звали Лазарь. Он был братом Марфы и Марии. Их семья жила в Вифании. На пути в Иерусалим у них останавливался Христос. Можно сказать, что они дружили: Господь часто бывал у них дома. Как мы знаем, Марфа и Мария помогали и прислуживали Ему во время этих посещений, — рассказывает батюшка

И вот Лазарь тяжело заболел и умер. Тогда Спаситель находился далеко — в Галилее. В Иерусалиме Его уже искали убить за предыдущие чудеса, которые Он творил. Мне вспоминается исцеление слепорожденного человека, которое тоже было великим чудом. Многие в Него уже уверовали как в Мессию. Но жестокосердные иудеи были озлоблены тем, что Он ходит по их земле и объявляет Себя Спасителем. Известно, что Господь не стал спешить к постели болящего Лазаря, а выждал еще два дня. Когда Учитель сказал, что они все вместе пойдут в Иудею, он сказал, что Лазарь спит. Тогда ученики решили, что он уже выздоравливает. Но на самом деле Господь так образно сказал, ведь Лазарь к тому времени уже умер. И было предначертано, чтобы Спаситель явил особое чудо воскрешения, чтобы уже окончательно подтвердить Свое мессианское достоинство и Свою божественность.

Отец Дмитрий обратил наши мысли к евангельскому описанию чуда:

— Марфа и Мария встретили Его, оплакивая своего брата. Но Господь приказал им открыть гроб. Сестрам было страшно делать это — из-за жаркого климата он уже смердел. Налицо были явные признаки того, что человек мертв, что поздно уже что-либо делать. Они думали, что Сын Божий мог исцелить Лазаря только при его жизни. Но когда отвалили камень от пещеры, служившей гробом, Иисус громким голосом воззвал: «Лазарь, гряди вон!» (Ин.11:43). И опутанный погребальными пеленами с ног до головы Лазарь вышел. Можно сказать, что произошло двойное чудо: непросто поднялся умерший, а его душа вновь соединилась с телом; но также он даже в таком своем связанном положении смог выйти. Поэтому множество людей уверовало в Него, поняв, что перед ними Господь всесильный, Которому принадлежит власть над жизнью и смертью. Но главное, что это явилось образом всеобщего воскресения мертвых, которое ожидается на Страшном Суде. Конечно же, для исказивших веру отцов иудеев чаша злобы была переполнена после воскрешения Лазаря. Ведь до этого в Новом Завете, как мы все знаем из Евангелия, было только два случая воскрешения мертвых (сына наинской вдовы (Лк. 7:11—16), а также воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:18; Мк. 5:22; Лк. 8:41)). Этим самым Господь показал, что Он может воскресить каждого: и только что умерших, и тех, кто умер уже давно.

Также священник рассказал о последствиях этого чуда:

— Это событие уже настолько обозлило богоборцев, что было принято решение убить и Самого Господа, и Лазаря. Все боялись недовольства Рима из-за объединения верующих вокруг Христа. Один из лидеров ожесточившихся иудеев неожиданно для самого себя сказал пророчество: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб»(Ин.11:50). Господь исполнил его: Он один умер на Кресте за все грехи, чтобы не погиб весь народ Божий.

По словам отца Дмитрия, каждому из нас стоит обратить внимание на аллегорические толкования, которые звучат очень интересно.

К примеру, мы слышали канон преподобного Андрея Критского, в котором он видит образ человеческой души в Лазаре — в четверодневном обитателе мрачной страны мертвых. Действительно, наша душа мертва добродетелями и издает смрад греховных навыков. Так мы просим на богослужении: «Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый, Христе, четверодневна, возстави мя умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и яко благоутробен избави и спаси мя» (Канон авторства Андрея Критского на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5).

Также можно изучить толкование, связанное с местом упокоения Лазаря. Пещера — это мрачное сердце иудея, а камень — это их неверие, жестокосердие и противление воле Божьей. Преподобный Андрей пишет и об этом: «Отнимите камень — неудобоносимый ярем Закона, чтобы могли принять животворное слово благодати . Отнимите камень, покрывающий и отягочающий ум» (Беседа на Четвертодневного Лазаря).

Но наиболее образно пишет об этом событии блаженный Феофилакт Болгарский, считая, что это говорится о воскрешении нашего внутреннего человека. Ум наш — это Лазарь, друг Христов, который часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовной и самою жалкой, но со стороны Христа удостаивается сожаления — ведь умерший — это Его друг (Толкование на Евангелие от Иоанна). Но, по словам батюшки, мы все можем совершить во Имя Христово:

Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те — иудеев.

Также отец Дмитрий рассказал о том, что ему посчастливилось побывать в тех местах, где ступала нога Самого Господа, где был погребен Лазарь четверодневный — в Вифании. До сих пор все христианские паломники могут поклониться месту воскрешения Лазаря.

Затем священник подытожил свою праздничную проповедь:

Мы знаем о том, что он после этого чудесного воскрешения еще более трех десятков лет прожил и даже стал епископом на острове Кипр, поэтому мы и поминаем его как епископа города Кити. Там он мирно почил и был похоронен в гробнице, которая с Божьей помощью тоже сохранилась до наших дней. Кто сподобится, обязательно посетите это место благодатное, потому что там витает и дух Господень, и дух святых, которые там подвизались. И еще раз я поздравляю вас всех с таким праздником, который напоминает нам о том, что Господь через евангельские символы Лазаревой субботы призывает наши сердца и наши души к очищению и освобождению. И вам я всем желаю спасения и духовного исцеления. Храни вас Господь. Аминь.

Подготовила Ольга Мануйлович

Фото автора


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
162
все новости
В начало страницыВ начало страницы