+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

СКОРО ПАСХА

Дата публикации: 12.04.2016

Ангел, Воскресение ХристовоПриближается праздник Светлого Христова Воскресения. И хочется поделиться своим настроением.

Апостол Павел в первом послании к Солунянам учит: «Всегда радуйтесь» (1Фес.5:16).

И наш патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал о том, что Православие – это самая радостная из всех религий.

И действительно, хотя все православные сейчас живут, по слову Пушкина, «во дни печальные Великого Поста», ощущение постоянной радости нас не покидает. И не только потому, что живем ожиданием пасхальной радости, но и потому, что верующий человек никогда не скажет про себя, что он несчастлив.

У слова «счастье» корень «часть». Мы счастливы потому, что живем с частью какого-то большого Блага, всемирного, неиссякаемого. И это благо – Бог. Чем ближе человек к Богу, тем он счастливее.

Мы счастливы потому, что православные или стремимся ими быть; счастливы, что имеем богатейшую отечественную культуру. Причем, культуру пасхального типа, а не рождественского, как на Западе.

Главная тема западного искусства и литературы (о чем часто рассуждают филологи и искусствоведы) – проблема жизненной судьбы, вопрос, как устроить свой земной путь, счастье. Эта проблема связана с грехопадением. Человек пал – и это факт. Трагическое переживание собственной судьбы порождает сползание искусства в трагизм. Потому, что центральным моментом календаря на Западе (как известно) является Рождество, переживание земной судьбы Христа. То есть Бог – это человек, и это хорошо.

Наш менталитет, можно сказать, совершенно другой — пасхальный и наша православная культура пронизана пасхальностью, где смерть переживается как преображение, как духовное рождение. Человек несовершенен, и это ненормально. Норма – это Бог, идеал. Трагедия грехопадения не мешает войти в Царствие Божие. У православного писателя и художника проблема жизненной судьбы – не главное. Человек ищет не судьбу, не счастье, а мира с собственной совестью. Главная тема – преображение, прозрение того, что внутри.

Интересно, что у нас на Руси (в отличие от Запада) не сложилось никакого специфического учения о прекрасном. И если правомерно говорить о православной эстетике, то ее следовало бы назвать эстетикой света. Потому, что первым образом красоты всегда был на Руси свет как Божие присутствие в мире, а православным идеалом искусства – преображение человека.

К этому же направлено и православное богослужебное пение. Не то, конечно, концертное пение, какое мы чаще слышим в наших приходских храмах, а то, которое звучит в наших прославленных монастырях, в том числе и в пасхальные дни.

Но должна признаться: к пасхальным песнопениям у меня особое отношение. Сами мы на Пасху будем петь в основном партесные песнопения. Я просто все принимаю радостным сердцем – и тожественно-величественные песнопения, и безудержно-ликующие, и те, что пронизаны пафосом оперных страстей (которые в другой ситуации воспринимаются мной скептически), и тихие монастырские напевы, в которых тоже есть пасхальная радость. Для меня все это радость. И то, как поют стихиры Пасхи валаамские монахи, и как поет тропарь Пасхи регент Дивна Любоевич со своим сербским хором «Мелоди».



Стихиры Пасхи, Северный Афон. Хор Валаам, Византийский распев



«Христос Анести (Христос Воскресе), тропарь Воскресения» из альбома «Христос Воскресе» исполнителя Дивна Љубоjевић и Мелóди. Год выпуска: 2007. Трек 1 из 15. Жанр: Chorus.


А вообще пасхальные службы для меня самые любимые, хотя для певчих они самые «убойные», потому что сплошное пение, ничего почти не читается, все поется, даже службы Часов. Мы всегда боимся охрипнуть в такие дни. Но я люблю это состояние высочайшей духовной радости.

В принципе, мы, православные, всегда имеем пасхальную радость, потому что всегда можем общаться с Богом в молитве, непосредственно встречаться с Ним в Таинстве Причастия и потому, что мы знаем, что на каждой Евхаристии Господь отдает Себя на заклание, и в конце каждой Литургии (как было показано явно преподобному Нифонту) Христос воскресает и возносится Ангелами на Небо. Так что мы всегда можем восклицать с пасхальной радостью: «Христос воскрес»!

Автор: Марина Томашевич
регент церковного хора храма преподобного Сергия Радонежского, г.Челябинск
12 апреля 2016 г.

Читайте также:
Статья первая: Регент церковного хора
Статья вторая: Почему в храме необходимо пение


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
2 077
все новости
В начало страницыВ начало страницы