+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Синдром профессионального выгорания и профессиональный цинизм
Доклад на собрании Общества православных врачей 26.01.2016
Тема: «Синдром профессионального выгорания и профессиональный цинизм»
Т.К. Андриевских, гинеколог, заслуженный врач России.
Термин «Синдром профессионального выгорания» (СПВ) был предложен американским психологом Т.Фремденбергом в 1974 году. Клиника данного расстройства была описана В.В. Вересаевым еще в 1901 году в «Записках врача». Он определил своё невротическое состояние термином «выгорание».
Влияние профессии на здоровье и поведение
Начнем наш разговор с такого понятия как профессиогенез – это профессиональное становление и развитие человека. Профессия накладывает свой отпечаток на личность, меняет её в целом. Примером этому служат герои произведений Чехова, Вересаева и других.
Следующее важное для нас понятие — это профессиональная деформация, то есть разрушение личности в процессе профессиональной деятельности. Она связана с условиями труда, возрастом и другими причинами. Наибольшей степени деформации подвержены представители профессий, чья деятельность связана со взаимоотношениями с людьми (врачи, педагоги и другие) Много общего между собой имеют врачи и священники. Они помогают людям в их страданиях. Лечат душу и тело. В своей деятельности они достигают нравственного совершенства, когда делают это бескорыстно.
Святой Паисий Афонский говорил: «Самое главное – это не стать сребролюбивым. Всё остальное приложится. Вас будут уважать. Благодать Божия коснётся ваших душ. Вы научитесь любить людей, которые к вам приходят. Служение страждущему человеку без милосердия и бескорыстия невозможно».
Врачебная деятельность — это не только лечение больных, но и связанное с этим высокое умственное и психоэмоциональное напряжение.
К СПВ приводит продолжительная стрессовая ситуация на работе: высокая загруженность, отсутствие поддержки от коллег и начальства, недостаточная оценка работы, отсутствие выходных. Появляется невротические расстройства, выражающиеся в повышенной утомляемости, раздражительности, головной боли, бессоннице, затруднениеи концентрации внимания, депрессии. Могут возникнуть зависимости от алкоголя, психотропных лекарств, наркотиков и так далее. Всё это приводит к соматическим расстройствам, социальной дисфункции, дезадаптации и дегенерации личности.
Спровоцировать СПВ может работа с «тяжёлыми пациентами»: онкологическими, психическими больными, с людьми пожилого возраста, с детьми из социально неблагополучных семей. При этом у медицинского работника может сформироваться профессиональный цинизм, как защита, позволяющая экономить жизненные ресурсы. Это отрицательно сказывается на выполнении профессиональных обязанностей. Привыкание к ежедневной атмосфере страданий, равнодушие к пациентам, скептическое отношение к науке – вот формы проявления профессионального цинизма.
В.В. Вересаев в своих записках писал: «Передо мною всё шире развёртывалась медицина – немощная, бессильная, ошибающаяся, берущаяся лечить болезни, которых не может определить, которых заранее не может вылечить».
Профилактика СПВ и профессионального цинизма
Одна из первых попыток преодолеть цинизм в деятельности врача – это клятва Гиппократа: «Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и своё искусство» — это один из 10 принципов его «Клятвы».
На государственном уровне это:
— повышение зарплаты;
— улучшение климата в коллективе;
— прочные семейные отношения;
— создание условий для профессионального роста;
— рациональное использование выходных дней и отпуска;
— гибкий стиль руководства;
— адекватный подбор руководителей;
— проведение лекций по профилактике СПВ;
— обучение сотрудников взаимопомощи, общению с проблемными больными.
В.М. Бехтерев писал: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, значит это плохой врач».
Где равнодушие – там болезнь души. В христианской традиции это состояние называется «окамененное нечувствие». В связи с этим важно обратиться к одной традиционной для нашей культуры позиции, которая предлагает свой способ преодоления такого состояния. Эта позиция связана с Нагорной проповедью Христа и с возможностью её профессиональной интерпретации под углом зрения обсуждаемой проблемы.
Очевидно, что «нищие духом», «плачущие и скорбящие», кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, поносимые и гонимые – это образы реальных людей.
В эти образы вполне вписываются и врачи, осознающие неполноту («нищету») своих знаний и умений, жаждущие знания и «правды». Скорбящие в ежедневной атмосфере страданий. Милостивые, «поносимые» неблагодарностью, «алчущие» справедливости.
Особенность христианской этики заключается в том, что перечисленные и переживаемые составляющие связываются с «благом». Они «блаженны» — счастливы, так как именно перечисленные состояния земной жизни максимально приближают человека к жизни вечной. Понимание этого должно быть основанием не депрессии и уныния, а душевного мира. Несмотря на то, что деятельность врача заполнена трудными моментами, всё же она дарит удовлетворение и радость. Перед врачом встаёт задача принятия всех трудностей и сопереживания, милосердия через постижение противоположности и единства «скорбей и радостей», как внутренних движущих сил развития духовной жизни.
В христианской традиции для развития этого чувства необходима связь человека с первоисточником силы и радости – Христом, человеколюбие Которого – это основание того, что мы призваны и можем принять в свое сердце каждого страдающего человека. Можем избежать равнодушия и отсутствия любви к другим.
Литература:
1. Вересаев В.В., «Записки врача», т.1, М.1985.
2. Гиппократ, «Избранные книги», т.1, М. 1936, с.87-88.
3. Пирогов Н.М., Вопросы жизни», М. Русский хронограф. 2005г.
Т.К. Андриевских, гинеколог, заслуженный врач России.