731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Миссионерский семинар «500-летие Реформации»: чего хотел Лютер; почему число протестантов растет и как общаться с ними православному христианину

Татьяна Колодяжная
Дата публикации: 07.12.2017

5 декабря в духовно-просветительском центре «Наследие» при храме преподобного Сергия Радонежского состоялся миссионерский семинар, посвященный 500-летию Реформации. Для Миссионерского отдела II Градского благочиния это первое мероприятие подобного рода. В семинаре приняли участие священнослужители, миссионеры, помощники настоятелей по миссионерской работе Челябинской епархии. В качестве наблюдателей на семинаре присутствовали пасторы и проповедники из христианских протестантских организаций «Новая жизнь» и «Краеугольный камень» г. Челябинск.

аудиозапись семинара:

Перед началом семинара, во время регистрации участников, гости могли посмотреть фильм православного миссионерского центра «Атриум» «Реформация 500: друзьям протестантам», в котором бывшие протестанты рассказывают о своем пути в Православие.
Семинар начался с совместной молитвы Св. Духу. Вступительное слово произнес руководитель миссионерского отдела II Градского благочиния, клирик Свято-Сергиевского храма протоиерей Андрей Гупало. Священник поприветствовал участников и гостей семинара, сделал анонс предстоящих докладов и поделился свои видением миссионерской работы с протестантами.

По мнению о. Андрея, в современной православной миссии существует три направления такой работы: охранительное, академическое и спасательное. Эти направления образно могут быть представлены примерно в таком виде: взгляд через снайперский прицел, через микроскоп и в подзорную трубу. Первый – пасторский, видит в протестантах врагов Церкви, злонамеренно расхищающих овец Христова стада. Второй характерен для академической науки – сектоведения, которая изучает протестантизм с целью классификации различных групп, истории их возникновения, способов функционирования и т.д. Третий старается посмотреть на протестантов как на людей, ищущих Бога, и заблудившихся на этом пути. Помочь протестантам осознать степень их заблуждения и через это привести их в истинную Церковь Христова – вот главная задача православной миссии.

Методист Епархиального Центра подготовки приходских специалистов Леонид Шалагинов: «О том, что первыми нарушителями догмата о единстве Церкви были сами католики, Лютер не задумывался»

Первый доклад был посвящен истории Реформации и основным положениям протестантского учения. Докладчик очень живо описал исторические и богословские причины возникновения Реформации, а также жизненный путь отца Реформации Мартина Лютера.

Как следовало из доклада, Лютер вовсе не имел желания создавать какую-то отдельную церковь, он только желал исправить те недостатки, которые, по его мнению, затемняли евангельский образ Церкви.
Методы, согласно которым надлежало проводить исправление (реформацию), были сформулированы Лютером и стали своеобразными лозунгами, манифестацией протестантизма:

  • только Писание,
  • только верой,
  • только благодатью,
  • только Христос,
  • только Богу слава.

Неуспех лютеровской реформации был предопределен негативным отношением руководства Римско-Католической церкви ко всякого рода новшествам, в которых видели, в первую очередь посягательство на достоинство священной иерархии, во-вторую – попытку разрушить единство церкви, которые на протяжении предшествующих веков предпринимали еретики. О том, что первыми нарушителями догмата о единстве Церкви были сами католики, Лютер не задумывался, хотя и проявлял интерес к турецкому христианству (так на западе называли христианские церкви, находящиеся под гнетом Османской империи).

Несостоятельность методов Реформации проявилась еще при жизни самого ее основателя: Лютер горячо полемизировал с другими протестантами по поводу действительности Таинства Причастия и крещения младенцев. На вопрос, начинал бы Лютер свою реформацию, если бы увидел ее плоды в наше время – многочисленные разделения и дробления протестантских церквей по вероучительным и церковно-практическим причинам, докладчик ответил, что история не знает сослагательного наклонения. Что же касается отношения современных российских лютеран даже к своим единоверцам из западных стран, то, как отметил докладчик, это отношение резко отрицательное, по причине множества нарушений западными евангельских принципов веры и жизни.

Руководитель Миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Владимирович Путник: «Попадание в секту зачастую связано с нейрофизиологическими нарушениями в организме человека»

Второй доклад семинара был посвящен освещению основных положений документа «Отношение Русской Православной Церкви к инославию» принятому на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г.

Главной мыслью документа, по мнению К.В. Путника, является утверждение экклесиологического самосознания Православной Церкви как единой и единственной Церкви Христовой. Всякий диалог с инославными христианами должен строиться исходя их учета этого догмата. Этот диалог Церковь призывает вести в духе любви и взаимоуважения, сотрудничая, там, где это необходимо для блага общества, с инославными христианами.
В то же время докладчик обратил внимание участников семинара на другой документ того же собора, в котором сформулировано отношение Церкви к различным псевдорелигиозным деструктивным культам и организациям. По мнению К.В. Путника, к этим организациям следует отнести и представителей неопятидесятнического движения, духовные практики которых имеют элементы оккультизма и НЛП.

Развивая свой тезис, докладчик сослался на труды западных ученых Килла и Хаера, утверждающих, что попадание в секту зачастую связано с нейрофизиологическими нарушениями в организме человека, которые могут быть как врожденными (неблагополучная беременность), так и приобретенными (в результате травмы). Соответственно, для преодоления зависимости от воздействия секты, человеку недостаточно получить правильную информацию от миссионера, – такой человек должен пройти полноценный курс нейротерапии.

На вопрос из зала: является ли эта теория на Западе общепризнанной, епархиальный миссионер ответил, что, как и всякая другая, эта теория, конечно, имеет своих оппонентов.

Протоиерей Андрей Гупало: «Средний российский протестант — молодой социально активный человек, добропорядочный и готовый к самопожертвованию»
Свое выступление о. Андрей предварил замечанием о несогласии с теми тезисами, которые прозвучали в докладе К.В. Путника. По его мнению, такое отношение к членам протестантских организаций не только некорректно, но и недопустимо. В-первую очередь потому, что тем самым мы, православные миссионеры, сами разрушаем те мосты, которые существуют между православными и протестантами, объявляя дело миссии среди протестантов заведомо невыполнимым. Во-вторых, это положение опровергается многочисленными фактами принятия Православия выходцами из различных протестантских общин. Физические же отклонения, которые к сожалению, есть не только у практикующих протестантов, но и у православных, свидетельствуют лишь о том, что поврежденность физического и душевного здоровья есть следствие греха, которым поражен весь человеческий род.

Доклад о современном состоянии протестантизма в России, о. Андрей Гупало сделал на основании результатов социологического исследования, проведенного специалистами РАН и опубликованными в статьях известного российского религиоведа Романа Лункина. Статистика свидетельствует, что за последние 10 лет протестантского движение в России обрело новый вектор развития: наблюдается бурный рост числа протестантских общин (в 2012 г. ок. 18 % от всех зарегистрированных религиозных объединений), протестанты активно осваивают сферу социального служения (создание реабилитационных центров для алко и наркозависимых, помощь матерям-одиночкам), занимают патриотическую позицию (празднование 9 мая и других гражданских праздников России), пропагандируют семейные ценности (создание многодетных семей, борьба с абортами). И это несмотря на не всегда благоприятное отношение к ним со стороны традиционных конфессий и государственной власти. Согласно статистическим данным, средний российский протестант, это молодой человек 18-35 лет, с активной жизненной позицией, предприимчивый (представитель «среднего класса»), добропорядочный гражданин, блюститель традиционных ценностей (семья, патриотизм), готовый к самопожертвованию. В последнее время протестанты активно осваивают политическую повестку, участвую в политических процессах на местном и федеральном уровнях.

Причины такого роста и активизации протестантов в России, по мнению докладчика, заключаются в конкурентных преимуществах протестантизма. Причем преимущества эти касаются не столько качества духовной жизни, которая у протестантов находится в зачаточном состоянии, сколько устройства жизни в протестантской общине: у протестантов особенно сильны чувства взаимопомощи, сопереживания, единства – того, чего современный человек не находит в жизни окружающего его общества, в котором социальные связи ослаблены или разрушены.

Что касается вероучения и этики протестантов, то, человека несведущего в Св. Писании, они подкупают своей простотой и легкостью исполнения. Демократический принцип устроения протестантских общин так же является поводом к выбору такой, более «современной», модели церковной жизни, так как соответствует общему направлению развития общественной жизни в России и во всем мире.

Миссионерскую работу с протестантами, утверждает о. Андрей, необходимо выстраивать с учетом этих причин: главными задачами православного миссионера должны стать ознакомление членов протестантских сообществ с богатством и красотой православного богословия и церковной жизни, разъяснение органической связи неповрежденного христианского учения и плодов духовной жизни, ознакомление с историей Церкви в тех моментах, которые помогают увидеть неразрывность исторической жизни Церкви Христовой, ее верность и полное соответствие Евангельскому и Апостольскому учению.

Заканчивая семинар, докладчик, в качестве ведущего, поблагодарил всех его участников и гостей, и выразил надежду, что семинар поможет православным миссионерам организовать работу с протестантами на их приходах. Также было заявлено, что этот семинар – первый в ряду подобных мероприятий, которые будут проводится  в наступающем 2018 г.

После семинара, его участники и гости поделились своими впечатлениями от прошедшего мероприятия в специально приготовленных анкетах и в дружеских разговорах за чашкой горячего чая.
Семинар прошел с благословения Правящего Архиерея Челябинской митрополии, Владыки Никодима. Инициатива в проведении мероприятия принадлежит миссионерскому отделу II Градского благочиния г. Челябинска.
Главной целью мероприятия было определить актуальные направления и методики миссионерской работы с инославными христианскими сообществами.

Андрей Гупало
Фото Надежды Тютиковой
Аудио/видео Алексей Скоробогатов


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
132
В начало страницыВ начало страницы