+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Седмица 6-я Великого поста – седмица ваий. Лазарева суббота.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 22.04.2016

Шестая и последняя садмица святой Четыредесятницы называется седмицей ваий, цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями. Каждый ее день так и называется: «понедельник ваий», «вторник ваий»… Эта седмица устремлена к Лазаревой субботе и Неделе ваий — празднику Входа Господня в Иерусалим, Вербному воскресению. В ее песнопениях прослеживаются все этапы, предшествовавшие чуду воскрешения Лазаря — его болезнь, смерть, приход Христа.
Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника Ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вкупе с Лазарем четыредневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовному сретению царского входа Господа в Иерусалим. К этому времени и преподобные отшельники возвращались в обители свои из пустынь, куда они по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время святой Четыредесятницы.

Недели Великого Поста

На пути в Вифанию и Иерусалим

На протяжении шести дней перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за Христом в дни, когда Он сначала возвещает смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим.
Общий тон и тема этой седмицы даются нам на вечерне в Неделю 5-ю Великого поста:

Шесту́ю от честны́х посто́в седми́цу усе́рдно начина́юще, Го́сподеви предпра́зднственное пе́ние ва́ий принесе́м ве́рнии: гряду́щему во сла́ве, си́лою Божества́ во Иерусали́м, умертви́ти смерть. Те́мже угото́вим благоче́стно побе́дныя о́бразы, ве́тви доброде́тельныя, оса́нна вопию́ще Творцу́ все́х.
С усердием начиная шестую неделю Великого Поста, принесем, верующие, предпразднственное пение Господу, идущему в божественной славе и силе в Иерусалим умертвить смерть…(Стихира на Господи воззвах..)

В центре внимания находится Лазарь — его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает.

В понедельник ваий мы слышим о болезни Лазаря:
Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец, глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти.
Сегодня Христу, по тому берегу Иордана ходящму, открывается болезнь Лазаря, и говорит Он, как пророк: «Болезнь эта ныне не к смерти».(Из песни девятой трипеснца в понедельник 6-й седмицы)

Во вторник ваий:
Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию, Вифание, уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи, слава Тебе.
Вчера и сегодня в болезни пребывает Лазарь, Христу родные объявляют. С радостью, Вифания, готовься жизни Подателя и Царя принять, как гостя, с нами восклицая: «Господи, слава Тебе». (Седален по третьем стихословии на утрене вторника 6-й седмицы)

В среду ваий:
Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея.
Сегодня Лазаря умершего хоронят, и песни погребальные поют его родные. Ты, Бог и Провидец, Страдания Свои предрек, ученикам сказав: «Лазарь почил, но сейчас иду Я воскресить того, кого Я создал». Поэтому Тебе мы все взываем: «Слава могуществу силы Твоей».(Седален по третьем стихословии на утрене среды 6-й седмицы)

В четверг ваий:
Дводенствует днесь Лазарь умерый…
Сегодня уже два дня, как Лазарь умер… 
Господь грядет всести, якоже писано, на жребя: людие, готовитеся со страхом прияти Царя всех с ваием, яко победителя смерти, из ада воздвигшаго Лазаря.
Господь грядет, чтобы войти, как сказано в писании, на молодом осле. Готовьтесь, люди, с почтением принять Царя всех, приветствуя цветами, как смерти победителя, возведшего из ада Лазаря. (Из песни девятой трипеснца в четверг 6-й седмицы)

И наконец в пятницу:
Заутра бо Христос приходит оживити глаголом умершаго брата (Марфы и Марии)…
Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) …

Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью — сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к которому все Его служение на земле было направлено.

Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне Святой Четыредесятницы ( закончились 40 дней поста) — мы продолжаем поститься в поклонение Страстям Христовым. В пятницу, накануне, мы поем:

Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу,и святу́ю седми́цу стра́сти Твоея́,про́сим ви́дети, Человеколю́бче, е́же просла́вити в ней вели́чия Твоя́, и неизрече́нное нас ра́ди смотре́ние Твое́, единому́дренно воспева́юще: Го́споди, сла́ва Тебе́.
Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!»

В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье суть уже «предначинание Креста». Последняя неделя Великого Поста есть, в сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому последнее откровение значения Великого Поста. До Крестопоклонного Воскресенья Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе, призывает к борьбе с плотью и страстями, злом и другими грехами. Но даже пока мы это делаем, Церковь постоянно зовет нас устремляться вперед, измерять и основывать наш подвиг на «чем-то лучшем», что нас ждет впереди. Затем, после Крестопоклонного Воскресенья, средоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и смерти, и сам Пост становится «восхождением в Иерусалим».

Воскрешение Лазаря. Икона

Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина. Москва. 1560-е годы

Воскрешение Лазаря — последнее великое чудо Христово перед ночью Страстей. Евангелист Иоанн (Ин 11:1-45) изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и наконец решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы сестры, подавленные горем, смущение Марфы, отваленный камень и властный царственный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа…Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, являет Себя ее повелителем…

Услышав о воскресении Лазаря, иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: «вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53).

Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии он поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

Суббота ваий: воскресение Лазаря –Лазарева суббота

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecи Лазаря Христе Боже…»

Други наши, вчера, в пятницу, мы слышали торжественный праздничный звон, известивший нас, что кончились дни Святой Четыредесятницы. И страстная Пасха, обновившая мир Новым Заветом с Богом, вновь напомнит нам о великой жертве Бога, принесенной нашего ради спасения. Два же дня, суббота и воскресенье, небесным светом на миг озарят трагедию грядущей Страстной седмицы, заранее обещая победу Божией любви над человеческим богоборчеством, победу жизни над смертью.

События этих праздников словом и делом Христовым засвидетельствовали о Нем как о единственном Начальнике жизни. Я есть воскресение и живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. И тогда же слово Его стало делом. Возглас: Лазаре, гряди вон! — вернул жизнь четверодневному мертвецу.

Через двадцать столетий и до конца дней земного мира это Божие свидетельство звучит и будет звучать так же убедительно, как и во дни, когда было произнесено. Ибо Христос, Сын Божий, Творец и Источник жизни всенародно явил Свое могущество, вдохнув дух жизни в разрушенное тлением человеческое тело.

Но почему именно факт воскрешения Лазаря — друга Божия стал таким неоспоримым доказательством Божественного достоинства Христа? Воскрешения умерших являлись и ранее — и через пророков чудодейственной Божией силой, и Сам Христос за три года Своего общественного служения, как един от древних, возвратил к жизни двенадцатилетнюю отроковицу и сына вдовы наинской. Оба эти воскрешения в ряду совершённых Им чудес были как бы обычными; весть же о воскрешении Лазаря мгновенно разлетелась всюду, всколыхнув не только весь Иерусалим, но вышла и за пределы Земли обетованной. Вернуть к жизни уже земной прах — это действительно было делом небывалым. Власть Божия и сила Божия свидетельствовали здесь о себе без слов. Этим чудом Спаситель ставил всех, в том числе и Своих недругов, пред необходимостью признать в Нем Сына Божия — Мессию. И тогда мир встал пред выбором: смириться ли под крепкую руку Божию, приняв возвещенные Христом заповеди, или продолжать самостью и самовластием искапывать для себя конечную погибель. И мы, дорогие, стоим с вами пред тем же выбором: жить в Боге и по Его заветам или, отвергнув очевидное, отдаться произволу человеческих страстей на погибель. Ведь где нет Бога, там нет и жизни.

Но тогда в решительный момент вожди израильские богоборчески ответили на явленное им Богооткровение. Они из пророкоубийц сделались богоубийцами, оставив миру в наследие Страстную седмицу. А великий Бог, Сын Божий и Сын Человеческий, великим смирением и терпением, как простой смертный человек, умер, чтобы засвидетельствовать пред всем богоборческим миром Свою Божественную власть над всем сотворенным, чтобы, поправ Своею смертью смерть, даровать вечную жизнь миру, отвечающему любовью на Его любовь.

Но вернемся к событиям тех дней, когда подходили к концу дни великого служения Христова и приближалась последняя Пасха его земной жизни. Все слова Нового Божественного Завета Им были уже сказаны, путь возвращения в Небесное Отечество явлен. Но с глубокой скорбью взирал Спаситель на все Его окружающее, во всей неприглядности Он видел господствующую над всеми власть греха, который не щадил даже и религиозных воззрений. Великолепный Божий храм, призванный быть домом молитвы, был запятнан торгашеством и преступлением служащих в нем. Иерусалим вынашивал в себе великое злоумышление против Него Самого, именно как против посланника Божия, и страдальческие дни Его жизни уже готовы смениться страшной насильственной смертью.

Все чаще проявлялись во Христе признаки душевного страдания и скорбь за падшее человечество. Ему предлежало взять на Себя все преступления прошлого, настоящего и будущего, совершенные на земле, и осознание этого тяготело на Нем. Но кто мог хотя бы сочувствием облегчить Его тяжелую ношу? Кто мог понять и вместить великую цель Его служения? В одиночестве внимал Христос всему происходящему. Даже близкие, избранные, любящие ученики непониманием отвечали на слова о страшном будущем, ожидающем Его.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря
Икона. Вторая четверть XV в.

За несколько недель до пасхи Христос из Галилеи пошел в пределы иудейские, и на пути настигла Его весть о тяжкой болезни друга Лазаря, жившего в Вифании с двумя сестрами. Христос любил это семейство и не раз пользовался их гостеприимством. При этом известии Он не обнаружил никакого беспокойства, сказав: сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится Сын Божий ее ради. И все бывшие с Ним вполне утешились ответом Христа: болезнь не к смерти. А о том, как же явится слава Божия, чтобы прославился Христос, никто не задумался, слова эти просто за ненадобностью упустили. Лазарь не умрет, и это было главным. Христос же, руководствуясь Промыслом Божиим, не спешил к болящему. Но через три дня Он засобирался в Иудею и, как бы вспомнив о нем, произнес: Лазарь, друг наш, успе; но иду, да возбужу его. Ученики поняли слова Христа буквально и поспешили заверить, что если больной уснул, то, значит, вскоре выздоровеет, и, следовательно, нет и нужды идти в Иерусалим, где совсем недавно они испытали опасность быть побитыми камнями. Тогда Христос сказал прямо: Лазарь умре!

Для человека, приверженного земным понятиям, смерть есть страшная действительность разрушения и полного уничтожения; для Христа же воскресить из мертвых было то же, что пробудить от сна. И теперь Он шел Божественным словом восстановить прерванную смертью жизнь. Так в обстоятельствах жизни человеческой явился Промысл Божий, чтобы славой Божией предшествовать грядущему к страстям Христу. Смерть Лазаря действительно оказалась кратковременным сном. Только четыре дня он был в ее власти.

Но, дорогие наши, не видим ли мы, как Божественной власти Христовой постоянно сопротивляются земные понятия окружающих, как трудно человеку вполне отдаться вере. Доверием Богу победить силу привычки и закосневшее земное знание. Даже всемогущее слово Спасителя: воскреснет брат твой! — не достигает сознания Марфы. В ответ звучит: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Так и теперь, по истечении четырех дней со дня смерти Лазаря, уже никто не ожидал чуда – ни ученики, уже исповедавшие Христа обетованным Мессией, на глазах которых ранее совершались многие и вполне необыкновенные явления, ни сестры Лазаря, горе которых погасило в них всякую надежду, и уж, конечно, не иудеи, собравшиеся у гроба.

В плаче осиротевших сестер и в их обращении ко Христу такая полнота чувств, но и общая мысль, здесь и былая надежда, и любовь к навсегда потерянному брату, и теперешняя безнадежность и безутешность: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Была вера, была и надежда, но теперь поздно. Поздно! Земное решительно ограничивало власть Божия всемогущества.

Глядя на общую безнадежную скорбь, прослезился и Христос, а затем повелел отвалить камень от дверей гроба. И как последнее усилие маловерия и даже протест прозвучал в возгласе Марфы: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Но опять к вере призывает Христос, только для верующего сердца открыто Божие благоволение: не рех ли ти, яко аще веруеши, у́зриши славу Божию?

А тем временем у гроба Лазаря собралась большая толпа, здесь были и сопутствующие Христу ученики, и сестры усопшего, и многочисленные друзья и знакомые, пришедшие на гроб вслед за Марией, да и множество иудеев, собравшихся в Иерусалим на праздник пасхи. И великое чудо воскрешения четверодневного мертвеца должно было совершиться всенародно. Да и обстоятельства грядущих на Христа событий требовали именно подобного и неоспоримого чуда. Ученикам, друзьям и близким Христа предстояло пережить самое великое искушение. Страдания и смерть Учителя могли стать для них тяжелым разрушительным испытанием.

Возведе очи к небу, — туда, где неотлучно было и Его сердце, Христос произнес, обращаясь к Своему Небесному Отцу: благодарю Тя, яко услышал ecu Мя. Аз же ведех, яко всегда послушавши Мя; но народа ради, стоящего окрест, рех, да веру имут, яко Ты Мя послал ecu. Сказав сие, Иисус воззва гласом велиим: Лазаре! гряди вон! И ужас объял присутствующих. Перед ними, увитый погребальными пеленами, живым стоял тот, кто еще мгновение назад находился в другом мире.

Праведный Лазарь

Лазарю было тридцать лет, когда он был воскрешен из мертвых, столько же он прожил и после. Образ жизни и поступков воскресшего был так строг, что никто не видел на лице его улыбки. Много с сестрами своими он содействовал распространению веры христианской и скончался, будучи епископом Массилийским на острове Кипр.

Не таит Господь от создания Своего ни планов Своих, ни слов благопотребных для жизни. Его творческое: «Да будет!», сотворшее мир, и по сей день созидает жизнь. Так день воскрешения Лазаря есть исполнение древнего пророчества об общем воскресении мертвых, данного Богом еще за шестьсот лет до рождества Христова людям через пророка Иезекииля: кости сухие, слышите слово Господне… Се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших, людие Мои… и дам дух Мой в вас, и живы будете. И поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь; глаголах и сотворю! (Иез. 37, 11, 13-14).

Пророчество о будущем воскресении всех умерших делом исполнил Сам Христос, Божественным словом воззвав из гроба четверодневного мертвеца. «Прежде Твоея смерти, потряс смертную державу… всех человек провозвещали из тли свобождение». Сам же, имеющий жизнь в Себе, воскрес самовластно и озарил мир светом Своего Воскресения, чтобы воскресить всякого, имеющего веру Ему.

В воскрешении же Лазаря открылась Божественная слава Христа. И можно ли было не веровать в Иисуса как в Сына Божия после этого? Как победителя смерти будет на следующий день встречать народ Христа, но… да совершится воля Божия о спасении рода человеческого. Чашу страданий подаст Сыну-Спасителю Бог Отец. Верующее же сердце, взирая на крест Христов, и тогда, и ныне безошибочно видит в нем непостижимое величие дела Божия и славу Божию, но горе тому человеку, имже Сын Человеческий предается.

Други наши, смотрите, како опасно ходим, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, шествуют по жизни: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Да не ошибется наше сердце, принимая в Промысле Божием о нас все, не изменяя делу Божию и Кресту.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Аминь.

Из книги: Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Проповеди Великого поста» — М. : Правило веры, 2013.- 328с.

Тропарь Лазаревой субботы

О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Давая уверенность во всеобщем воскресении накануне Твоих страданий, Ты воскресил Лазаря, о Христос Бог. Поэтому и мы, как дети, держа в руках знаки победы, воспеваем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядуший во имя Господне.

Кондак Лазаревой субботы

Всех ра́дость Христо́с, И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние, су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, и бысть о́браз Воскресе́ния, всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

Воскрешение Лазаря — доказательство Божественной силы Христа Спасителя и удостоверение в Воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре праздника. На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения: «Ангельский Собор удивися…» и «Воскресение Христово видевше…» в знак предвозвещения Пасхи. На трапезе разрешается рыбная икра.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
405
все новости
В начало страницыВ начало страницы