+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Руководитель детского хора ДАРЬЯ САННИКОВА: «Я ЗАСТРЯЛА В МУЗЫКЕ!»
Интервью с Дарьей Санниковой: в какой атмосфере расцветают таланты, чем помогает педагогика и о самом необычном подарке в своей жизни.
Светлая — этот эпитет, пожалуй, хорошо подходит к ней. Светлые волосы, кожа, спокойные голубые глаза. Легкий голос, взмывающий в небо, (или в потолок). В руках всегда гитара — а если нет, то и они летают, и каждый взмах рождает пение, расставляет паузы. Беседовать с ней очень интересно — она увлеченно рассказывает, напевает, жестикулирует. Сегодня у нас — разговор с Дарьей Санниковой, активистом ПМД74, руководителем молодежного и детского хоров воскресной школы при храме преподобного Сергия Радонежского в Челябинске, студенткой ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского по специальности «Дирижирование академическим хором».
— Даша, по всему видно, что музыка — это твое. Расскажи, как ты к этому пришла?
— У нас музыкальная семья: мама окончила музыкальную школу, папа на гитаре играл. Он никак меня не привлекал, но я от него захотела научиться, лет в пятнадцать пришла: «Хочу гитару!». А потом я попала в «Держись!». Тут появилась надобность: у нас же орлятский круг, всяческие посиделки, альтернативный отбой (это когда где-нибудь на слете разрешается иногда вечером вволю попеть под гитару и лечь за полночь). Вообще, вначале у меня была школа искусств. Там было и рисование, и прикладное творчество, и театральное отделение, и, в том числе, фортепиано. Но я сказала родителям, что больше хочу музыкой заниматься, и на второй год меня перевели в чисто музыкальную школу.
— Какие воспоминания от музыкалки остались? Иногда говорят: «Годы мучений!»
— Пять лет я училась в музыкалке, не сильно осознавая, для чего мне это нужно. А в последние два года действительно начала много заниматься. У меня появилась сильная любовь к музыке. С чем это связано? Во-первых, у нас поменялся педагог по сольфеджио. Это сложный теоретический предмет, и предыдущая учительница объясняла его не очень понятно. Новая преподавательница внесла в него ясность. И помню, это было для меня радостью: когда ты пять лет чего-то не понимаешь, а потом в один год начинаешь понимать. Потом к музыкальной литературе проснулся интерес.
И еще наш класс очень сильно сплотился в последний год. Очень творческий коллектив. У нас в музыкальной школе есть традиция: в седьмой год своего обучения выпускной класс участвует в подготовке всех праздников, и сам проводит какие-то мероприятия. И началось у нас с того, что мы готовили поздравление ко Дню учителя. Нарисовали классный плакат, для учителей сделали сценки, даже пародии — добрые, шуточные. Когда ученики что-то организуют, обычно учителя все равно участвуют, отвечают за художественную, музыкальную часть. А тут мы сами полностью все провели, учителям просто сказали дату и время, чтобы они пришли.
Нам на этом не захотелось останавливаться: впереди был Новый год. А у нас был парень, который занимался видеосъемкой, (что-то вроде нашего юного режиссера Миши Коробицына), и писал сценарии. Сейчас он в Питере, учится на режиссера. И ему другой мальчик, тоже с нашего потока, подкинул идею: а вот бы нас здесь заперли на Новый год… И Тимофей придумал очень интересный сценарий: мы в музыкалку приходим, репетировать с Дедом Морозом, и к нам на праздник президент Медведев должен прилететь, а дверь в музыкалке захлопнулась, и Новый год мы встречали там… Снимали в музыкальной школе, провели там все зимние каникулы. Играли своих учителей — я играла учительницу по хору. Очень символично, сейчас я действительно сама стала учительницей по хору. Это было очень интересно! В итоге мы сняли полнометражный фильм на полтора часа, показали его учителям.
Мы в это время очень сплотились, стали такой командой. И мне нравилось, что мы творческой деятельностью во внеучебное время занимаемся. Просто по своей инициативе собираемся и творим. Следующее крупное мероприятие — это выпускной. Конечно, его мы тоже проводили сами, как положено по традиции. Там есть официальная часть, когда всех награждают, для нас выступают младшие классы, мы тоже выступаем, нам вручают дипломы, а потом чаепитие и наша неофициальная часть. Она была ведущей! Мы сделали номера-пародии о том, как у нас проходили экзамены, про учителей. А потом спели любимую песню нашего директора. Мы по секрету случайно узнали, что ее любимая песня — «Моя бабушка курит трубку», Гарика Сукачева! А это директор музыкальной школы! (улыбается).
Это к тому, что ничто человеческое нам не чуждо. Она профессионал в классике, она во всем этом очень хорошо разбирается. Но знаешь, мне вот тоже любовь к Моцарту, Дебюсси и Рахманинову не мешает с удовольствием слушать Земфиру и «Би-2». И мы оделись в рокерские костюмы, в кожанки, взяли у моей мамы бутафорскую гитару и сделали такой классный, задорный номер. Мы там не пели, просто под фонограмму эмоционально отыгрывали. Какое лицо было в тот момент у директора? Все учителя обернулись к ней, а она, она подпевала и была просто счастлива!
Помимо этого мы, конечно, спели, устроили разные конкурсы. Был шуточный телемост с Медведевым, (недавно, уже с «держистами», мы его повторили на девятый день рождения ПМО «Держись!»). Ведь в новогоднем фильме мы говорили, что к нам должен приехать Медведев, а здесь ввернули то, что он приехать не смог, зато согласился пообщаться в прямом эфире. Собрали в один ролик видеонарезки из его выступлений. А потом задавали вопросы и включали фрагмент видео с его ответом. Получалось смешно! И на последний вопрос Дмитрий Анатольевич «ответил» про деньги: «Выделю денег сколько надо, могу перечислить на финансирование небольшую сумму». И тут вышел наш Тимофей, в черных очках и с кейсом. А в кейсе были доллары, на которых были напечатаны лица наших учителей, и мы им раздавали их на память.
Во время учебы у нас иногда проводили музыкальную викторину: это когда по звукам мелодии надо угадать композитора, произведение. Вот и на выпускной мы сделали так, только мы подобрали рекламу, в которой используется классическая музыка и включали преподавателям эти отрывки. Например, есть реклама какой-то машины, где звучит тема «Танец рыцарей» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». В общем, развлекались! А под конец учителя попросили исполнить на бис «Бабушка курит трубку». И мы снова вышли, уже в нарядных вечерних платьях, и еще раз «сыграли» эту песню.
— Выходит, такая насыщенная творческая атмосфера помогла тебе найти свою дорогу в жизни?
— Хорошо что у нас в школе есть такая традиция для выпускников. Это подталкивает к действиям. В последний год у нас такая бурная деятельность пошла, что не хотелось уходить из музыкальной школы. Именно заканчивая учебу, я так вдохновилась идеей дирижирования, что, вопреки отговоркам родителей, пошла в институт на эту специальность. Мои родители — преподаватели труда. Они говорили мне: куда угодно, только не в педагогику. Это не очень прибыльное дело, они любят его, но заниматься этим не могут. Папа сейчас занимается евроотделкой, а мама работает в соцзащите, и еще проводит свадьбы.
Как я говорила, они оба музыкальны. Мама до сих пор поет в ансамбле выпускников при музыкальной школе. В семье трое детей, я старшая. Еще брат Рома, ему шестнадцать лет и сестра Варя, девяти лет. Про Варю мы не были уверены, что она пойдет в музыку, она года два занималась танцами. Но сейчас она пошла в народное пение, причем у нее оказался специфический манерный звонкий голос, это прямо ее! Сестра довольна — приходит домой и начинает распевать. Так что, народная культура вошла в наш дом! (Смеется).
А Рома… В детстве, когда мы ехали куда-то в машине и пели, Рома говорил: «Э, хватит петь!». Я шутила: «Рома, давай, подпевай!», а он отмахивался. А сейчас он учится играть на барабанах, и играет уже в двух группах параллельно. Играет хорошо, он занимается дома. У нас пока нет ударной установки и Рома играет на… стульях. Расставляет стулья разной высоты, учебники подкладывает и репетирует. Сейчас будем приобретать ударную установку, брат будет совсем музыкант. Ну он пока отговаривается: барабаны — это ритм, это не музыка. Неправда-неправда: ритм — часть музыки! Так что, теперь у нас полностью музыкальная семья!
— Вы такие творческие. Как домашняя обстановка влияла на формирование твоих вкусов и склонностей?
— Могу сказать, что очень много читала в детстве, и сейчас тоже стараюсь. Пример папы и мамы — всегда в детстве видела, что у папы книга в руках. А с чего начала любить музыку… Мне было года три-четыре, мы жили еще на старой квартире. Помню, мама позвала нас смотреть фильм «Карта странствий». Там звучит мелодия Шнитке «Полет». Она мне и сейчас очень-очень нравится, а тогда она так запала мне в душу, что я целый день ходила и напевала эту мелодию. Боялась ее забыть, ведь фильм закончился, и я не знала, как теперь ее услышать. Пела весь день, потом заснула. А наутро, когда проснулась, конечно, уже забыла… И потом, лет через пять, у нас уже появился видик и мама где-то нашла диск с этим фильмом. И так меня обрадовала! И фильм хороший, и мелодия такая свободная, действительно полет… Это такое первое детское впечатление о музыке.
Альфред Шнитке, «Полет».
— И все же, ты не только музыкант, но и преподаватель.
— Выбрав профессию, я уже понимала, что уйду в педагогику. Но потом, когда начала преподавать, появились сомнения. Понимала, что хочу быть связанной с творчеством, однако были еще варианты: филолог, искусствовед и даже режиссер. И когда я сталкивалась с какими-то проблемами в хоре, возникало искушение все бросить: «Ой, все, у меня ничего не получится, не пойду в эту профессию! Еще год доработаю, доучусь и уйду в другое». Но сейчас я уже определилась, что хочу этим заниматься. И все равно иногда что-то не получается. Говорю себе: «Нет, я все равно — в этой профессии, поэтому должна найти какой-то способ решить эту проблему». Бросить и уйти уже не могу, мне нравится. Я уже «застряла»
— Бытует такое мнение: хочешь научиться — учи других. Это верно в отношении тебя?
— Да, когда работаешь на практике, то по-другому воспринимаешь все. По себе сильно замечала: допустим, на методике учительница что-то рассказывает, и наши девчонки сидят и непонимающе смотрят. А я слушаю, и уже думаю, как можно это применить. Когда я, по приглашению настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского отца Ярослава Иванова, пришла в воскресную школу, преподавать в детском хоре, я вообще ничего не знала. У нас тогда еще не шло никаких теоретических предметов — ни методики, ни хороведения. Я пришла, вообще не зная как и чему учить детей. Что-то получалось, что-то — нет, методом проб и ошибок. Сейчас, когда теоретические предметы пошли, уже проще, потому что знаю что надо читать, что изучать, знаю где поискать материал, если столкнулся с какой-то проблемой.
— У меня был такой момент — когда сама стала преподавать, по-иному начала смотреть на учителей. Вспомнила всех, кто в меня вкладывал. Были у тебя такие знаковые личности?
У меня все учителя были хорошие. Вторая учительница по сольфеджио — Анна Сергеевна, а фамилию новую не помню. И конечно, замечательный педагог по хору — Светлана Дмитриевна Бабакова. Она нас всех вдохновляла и много времени уделяла не только обучению, но и воспитанию. Всегда говорила с нами о смысле произведения, и вообще о морали, духовности, нравственности.
А историю композиторов и произведений мы изучали у Татьяны Михайловны Тарасенко. Это педагог по музыкальной литературе, и одновременно, наш директор. И она тоже очень мудрый человек, очень профессиональный музыкант. Всегда с душой рассказывала. Мне вообще везло с преподавателями музыкальной литературы, сейчас тоже замечательной педагог, Татьяна Николаевна Широкина. Они обе влюблены в свой предмет: с чувством рассказывают о музыке, о композиторах, об их творчестве. Это вдохновляет. У них не скучные лекции — они люди, которые прониклись своей темой.
— Каким должен быть педагог?
— Прежде всего — профессионалом. Надо заниматься, надо хорошо выучиться, впитать все знания. Получить базу, чтобы на ней потом можно было развиваться. Не знаю, мне пока сложно на этот вопрос ответить… Конечно, важно уметь находить общий язык с учениками. Кстати, я не люблю их называть детьми, да и сами они не любят. Я всегда обращаюсь «ребята» и «друзья», к ним, моим ребятам и друзьям, (улыбается).
У нас простые отношения, после занятия мы можем на улице в снежки запулиться. Я сама себя чувствую такой же, не скажу, что сильно выросла. Просто в какой-то конкретной области у меня больше знаний, и я могу, (и готова), их передать. Ребята, со своей стороны, тоже могут меня чему-то научить. Меня так иногда поражают вопросы, которые они задают. Я все время стараюсь их спрашивать, чтобы они понимали текст произведения, не бездумно пели, а вникали в смысл. И так радует, когда во время разбора новой песни уже они сами спрашивают: «А почему здесь вот так, а здесь — так? Что вот это за странное словосочетание, что это значит?». И говорю им: «Давайте порассуждаем». И мы ищем, и находим какие-то интересные ответы. Иногда ребята мне открывают такое понимание текста, которое мне и в голову не приходило. Такое сотворчество получается.
— Насколько знаю, в лагере «Наследник» ты впервые попробовала себя в качестве вожатой. Расскажи о своем опыте социальной активности в молодежной среде?
— В молодежке часто представляется возможность попробовать себя в чем-то новом — вот по Увильдам и по лагерю (летний молодежный слет на озере Увильды и епархиальный лагерь «Наследник» — прим.ред), поняла, что мне нравится вести мероприятия. Организаторские задатки у меня от мамы, наверное, да и бабушка в свое время была директором клуба и проводила праздники на весь город. И вожатой быть интересно — работать с командой, с отрядом. Помню, мне самой нравилось в лагеря ездить, еще ребенком. Но у меня был и отрицательный опыт, и отношения с коллективом не всегда складывались, у меня или у других ребят, и много чего не очень хорошего было в наших лагерях. И мне хочется это исправить, чтобы у наших ребят были комфортные условия, чтобы они были в дружественной среде.
А ПМО «Держись!» — всегда говорю, что это мне подарок на день рождения. Три года назад, когда у нас в Златоусте стояли такие морозы, что не хотелось выходить из дома, несколько держистов не просто пошли в поход, но и забрались на Таганай, заночевали там, а утром спустились в город, чтобы зайти в храм — было воскресенье. У нас как раз было занятие в воскресной школе, и держисты пришли к нам, рассказали о своей деятельности. В тот день я была именинница, а еще мне нужно было попасть в Челябинск к началу семестра, и я поехала с ними. Так началась новая пора в моей жизни. Когда я отработала летнюю смену, поняла, насколько важна команда. Мне кажется, это очень сложно, когда ты приезжаешь в детский лагерь и узнаешь второго вожатого, может быть, дня за два до смены. Нет времени сработаться, тем более, если вдруг у вас разные принципы. Иногда в лагерях танцуют какие-то дико современные танцы, или поют песни, которые я бы никогда не спела. А другой вожатый может быть согласен с выбором детей, который дети не осознают как неправильный. И как быть тогда, если два вожатых столкнулись? Вообще не представляю. Хорошо, что у нас не так — общие ценности, приоритеты.
Беседовала Татьяна Колодяжная.
Фотографии из личного архива семьи Санниковых.