+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Рождество Христово: «Бог творит человека до сих пор»
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова на Рождество 2019 года.
Вечная жизнь, Царствие Небесное должно обретаться человеком уже здесь, на земле. Но при этом, через грех Адама в этот мир пришла смерть. Вместо гармонии, которая была в Раю между человеком и Богом, произошло разделение, раздор. И Господь, заботясь о человеке и любя его, в течении всего ветхозаветного времени неоднократно напоминал, в чем истинное предназначение людей. Но человек, будучи немощным и непостоянным, одновременно и слышал Божьи слова и нарушал многие Его заповеди, которые должно соблюдать. Хотя мы знаем, что Творец не требует от человека чего-то, противного его природе. Все Его указания людям — о том, что для нас естественно, органично, спасительно.
Но наша жизнь оказалась тем местом, где человек погрузился в грех, плотские страсти и земную суету. Забота Бога в том и заключалась, чтобы избавить человека от тотального влияния греха и смерти. И потому Бог воплотился в человека. Как сказано святителем Афанасием Александрийским: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. То есть воспринял ту силу, жизнь, благодать, которые есть в Нем по природе, ту бесконечную благость, которая в этом мире невозможна. И тот мир небесный даруется не просто когда-то после земной кончины, но уже здесь, поскольку Бог Сам приносит Себя человеку.
Мы именуем Господа Иисусом. Именно так повелел архангел Иосифу Обручнику назвать рожденного Богомладенца. Это Имя означает «Спаситель мира». А «Христос» значит — «помазанник». В Ветхом завете помазание принимали цари, пророки, первосвященники. Это совершалось в знак особого благословения Божьего, так как служение первосвященника, пророка или царя превосходило человеческие силы. И Христос, будучи Богом и став человеком, был помазанником в наивысшей степени. Он был исполнен такой благодати, которую ни один царь, ни один пророк и священник иметь не может. Когда мы с вами в таинстве Миропомазания приобщаемся Богу, мы также получаем от Бога ту благодать, которая христианина делает таковым.
Христос является и человеком, и Богом. Мы знаем три ипостаси Святой Троицы — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Второе лицо Троицы — Сын, воплотившийся ради нашего спасения. Он именуется Иисусом Христом. Евангелист Иоанн Богослов называет Его Богом. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», слышим мы в пасхальном чтении Евангелия. И это слово, в котором заключалась Его воля, изрекалось пророками в Ветхом завете, а в последние дни — Самим Сыном Божьим.
Христос говорил о неизреченных тайнах простыми словами. Ибо мы, люди, не являемся свидетелями этих тайн. А Он знает о них в том числе и как человек. Ибо если бы Бог не воплотился, мы так и думали бы, что Он там, а мы здесь. Но Христос, Евангелие, Новый завет — это то, что объединяет Божественное, надмирное и земное, конечное. Рождество Христово — это корень всех праздников, говорит святитель Иоанн Златоуст. Принцип, основание, начало, без которого невозможно представить никакой праздник, посвященный Господу. Даже Пасха — Праздников праздник и Торжество торжеств — и ее бы не было, если бы не родился Христос.
Задача, ради которой Бог пришел на землю, заключается в том, чтобы вернуть человека в утраченный Рай. Святой апостол Павел называет три важнейшие добродетели — вера, надежда, любовь. Какова была бы судьба людей без веры в Бога? Не атеистов, а каждого кто сотворен, независимо от его веры? Откуда бы мы знали, что есть Бог, если бы Он не пришел и Себя не открыл? Мы бы что-то фантазировали, изучали, но ясного понимания не было бы. «Я есть путь, Истина и Жизнь», прямо говорит Христос.
И Надежда. Ведь мы не просто воспринимаем истину — она дает нам основу, понимание того, кто мы, куда идем и как будем жить завтра. Надежда — это то, что устремляет меня в будущий день.
Если я опираюсь не на вечность, то на что? На свои ничтожные силы, ум, материальные средства? Это все временное, преходящее. Во мгновение ока человек может потерять и статусы, и богатства и саму жизнь. Только наивный может полагать, что он стоит твердо, опираясь на временное. Все мы грешники — и немалые. Не жизни, полной смысла в нас много, а страстей. Того, что лишает нас этого смысла, здравия, разумения. Господь пришел, чтобы даровать нам жизнь с избытком. Но дать ее Он может только когда человек ее добровольно воспринимает.
И конечно, любовь. Без Бога любви нет, только суррогаты. Только во Христе обретается сам смысл любви. Мы только учимся, опираясь на Его пример, Его откровения и опыт, на труды святых. Учимся заново любить своих жен, детей, матерей. Наше скотское, животное состояние, к сожалению, часто учит нас не любви, а пороку. И Христос воплощается, чтобы нас уподобить Себе. Он — не просто икона, но живой Образ, исполненный силы и энергии.
Можно долго говорить об этом празднике. О волхвах, об избиенных Вифлеемских младенцах, о вертепе, в котором родился Христос. О том, ради чего Он воскрес. Но главное в празднике заключается в том, насколько он касается лично каждого из нас, насколько Христос воплощается в нашей жизни. Бог творит человека до сих пор. До сих пор мы падаем и встаем. Но спастись можем только с нашим добровольным участием.
Подготовила Татьяна Теточко
Фото Надежды Тютиковой
все новости