+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Псалтирь

Дата публикации: 28.03.2016

Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον – название струнного музыкального инструмента) – книга, входящая в состав Библии которая состоит из 150 песней или псалмов.
Псалтирь настолько богата внутренним содержанием, настолько разнообразна, что святые отцы, устроившие чин общественного богослужения, ввели псалмы в состав всех церковных служб. Кроме того, на вечерне и утрене вся Псалтирь прочитывается кафизмами по одному разу в каждую седмицу, а в Великий пост, когда полагается усиленная молитва, чтение Псалтири становится ещё более частым – два раза за седмицу.

Псалтирь

История возникновения Псалтири

Псалтирь – важнейшая библейская книга Ветхого Завета, наименованная так по названию древнейшего струнного щипкового музыкального инструмента псалтериона (псалтерия) и состоящая из 150-ти богооткровенных песен-псалмов, излагающих благочестивые восхваления и излияния Господу Богу восторженного сердца верующего человека при разных жизненных испытаниях. Автором большенства псалмов является царь и пророк Давид, который с юных лет начал сочинять и исполнять их в сопровождении различных музыкальных инструментов, будучи ещё пастухом. Данную свыше способность к этому искусству он обратил на служение Богу: всю свою жизнь воспевал премудрость и благость Царя Небесного, воспитывая в своем народе дух веры и благочестия, любви к отечеству, покаяния в грехах, смирения перед Богом.. Родившись ещё за 1000 лет до Рождества Христова, Давид в своих псалмах предсказал пришествие Мессии на Землю. Псалтирь стала первым церковным сборником молитвенных славословий, трожественно исполнявшихся пред жертвенником сначала в Скинии Завета, а потом и в Храме Господнем.

Царь и пророк Давид Святой царь и пророк Давид является потомком праотца Авраама и предком праведного Иосифа-обручника пречистой Девы Марии, от Которой родился Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Давид прожил долгую и трудную жизнь, насыщенную множеством испытаний и откровений, которые он постарался изложить в своих псалмах-песнопениях. Уже в 18 лет богомольный Давид побеждает с помощью Божией языческого великана Голиафа, что приблизило его к царю израильскому Саулу, который сделал его своим военачальником. Став любимцем иудейского народа Давид становится впоследствии сам царем всего Израиля. Он устроил новую столицу Иудеи – Иерусалим «Город мира», а в нем – новую Скинию. Во время 40-летнего Давидового правления Израиль становится могущественным государством на Ближнем Востоке. Образ царя Давида является образом идеального властителя. Его самое сокровенное желание построить величественный храм «Дом Божий» для Ковчега Завета в Иерусалиме вместо Скинии исполнил по предсказанию его сын, премудрый царь Соломон.

Содержание Псалтири

Древнееврейские псалмы различных авторов впервые были объединены в одну книгу в V в. до н.э. и первоначально делились на пять главных частей. Время написания псалмов охватывает период от пророка Моисея до возвращения в землю обетованную после вавилонского плена. Псалмы делились по своему виду и способу исполнения на различных музыкальных инструментах. Каждый псалом исполнялся по образцу мелодии, известной начальнику хора.

Большинство псалмов повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета. Из них различают песни восхождения, поучительные и покаянные псалмы, псалмы личного сетования и народного плача, благодарение и прославление Господне. Но часть псалмов, где говорится о грядущем Мессии, уже прообразуют Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Эти мессианские псалмы немаловажны в деле спасения человека от греха.

Задача и цель псалмов по объяснениям толкователя Псалтири Евфимия Зигабена:

1. Давид, с одной стороны, многое перенесший в жизни, с другой — многое приведший в порядок, испытавший бесчисленные перемены с собой, всю историю о себе и эти внезапные перемены, бывшие с ним, излагает в книге псалмов. Вот первая задача и цель его труда.
2. Изъяснение древностей, и не только еврейского народа, но даже и древнейшей. Так во многих псалмах своих он рассказывает с большими подробностями о рождении патриархов,об их занятиях, странствовании, переселении, о переходе в Египет, рабстве, исшествии из Египта, о законодательстве, о скинии, священстве, о численности народа, о повторении закона, о Иисусе Навине, разделении обетованной земли, о судьях, царях и о последующих за тем событиях.
3. Исследование природы, т. е. говорится о небе и о том, что в нем находится, о земле и о том, что находится на земле, о животных, о стихиях и вообще о всем творении Божием.
4. Здесь содержится пророчество о Спасителе, яснее всего о домостроительстве, о том, сколь оно было велико относительно Девы, воплощения, относительно даров, принесенных волхвами, бегства в Египет, возвращения оттуда, выступления на проповедь, учения, чудотворений, относительно синагоги, относительно. зависти, коварного замысла на жизнь, предания, отведения в темницу, бичеваний, осмеяний, относительно креста, прободения рук и ног, разделения одежд по жребию, горького вкушения, испущения духа, гроба, воскресения, вознесения на небо, седения одесную, победы и царства над всем и над всеми.
5. В ней излагается о том, что было и будет после описанного выше, т. е. о призвании язычников, прославлении учеников, чудесах, подчинении вселенной Евангелию, утверждении и возрастании Церкви, победе римлян, пленении иудеев, о том, что относится до второго и страшного пришествия Спасителя, всеобщего воскресения, и суда, и воздаяния.
6. Содержится богословствование об Отце, Сыне и Духе.
7. Говорится о разумных тварях, т. е. об Ангелах и демонах, об уме, о душе, о душевных способностях и наклонностях.
8. Каково должно быть нравственное воспитание, о добродетели, о зле и подобных предметах.
9. О помыслах, о кознях демонов и о свойствах их, о врачевании страстей, о борьбе с ними и об искусстве борца.
10. В ней предлагается самое основательное и самое возвышенное учение о заповедях, не многим чем уступающее евангельским предписаниям.

Употребление Псалтири

Тысячелетиями оттачивался и выстраивался стиль и слог боговдохновенных псалмов, доведенных со временем до своего наивысшего духовного и художественного совершенства в том церковнославянском варианте Псалтири, который мы теперь всегда имеем перед собой в храме и дома. Наивысшая духовная идея Псалтири -это порочества о пришествии Мессии, Спасителя Мира. Однако и после пришествия Христа псалмы сохранили свое великое значение. Сам Господь пел их непрестанно с раннего детства и до последнего дня Своего на Голгофском Кресте.

Псалтирь Нa славянский язык с греческого варианта Псалтирь впервые была переведена святыми братьями равноапостольными Кириллом и Мефодием в середине IX-го в. Первое печатное издание Книги Псалмов по-славянски состоялось в Черногории в 1495 году.

Церковнославянская Псалтирь для удобства при Богослужении разделена на 20 разделов — кафизм, каждая из которых делится на три части, называемые Славами.

Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири».

Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.

Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».
Псалтирь за весь мир Бога молит — гласит народная поговорка.

Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистых духом.

Со времён апостольских в Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при Богослужении. Как и в древней Ветхозаветной церкви, псалмы входят в состав каждого чина Богослужения, они поются или читаются либо в целом виде на шестопсалмии и часах, либо по частям в прокимнах и стихирах. По церковному Уставу вся Псалтирь, поделённая на кафизмы, должна быть прочитана в храме по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста — дважды за седмицу.

Неусыпаемая ПсалтирьПсалтирь послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, а вместе с Часословом известна под названием «Следованной Псалтири». В некоторых изданиях Псалтири помещены и краткие истолкования псалмов святыми отцами Церкви. В XVI в. был сделан в Москве новый перевод с греческого «Толковой Псалтири» преподобным Максимом Греком. В русской поэзии XVIII—XIX вв. распространены были стихотворные переложения псалмов.

Псалтирь используется и для келейной или домашней молитвы. Для этого в книги помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы, а на Славах практикуется поминать живых и усопших. На Руси издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего и в память его после погребения. До сего дня практикуется русским монашеством чтения неусыпаемой Псалтири.

Польза молитв по Псалтири

согласно наставлениям святых отцов и учителей Церкви

Псалом да будет непрестанно в устах твоих.
Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Псалом — радость боголюбцев: он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами.
Псалом делает светлыми праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца источает слезы. Псалом — дело Ангелов, Небесное жительство, духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел.
Псалом — привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, приличное убранство женщинам.
Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями и душу делают более мужественною к вожделению Небесных благ.
Преподобный Ефрем Сирин

Скорее солнцу следует остановиться, чем нам оставить Псалтирь, ибо крайне полезно назидаться псалмами, читая Псалтирь со всем вниманием. Не станем же нерадеть, ибо многие книги полезны и бесов побеждают, но не так, как Псалтирь.
Кто поет псалмы, тот, хотя был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.
Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение: если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, (псалмы) укажут тебе многие пристани.
Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь.
Святитель Иоанн Златоуст

Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен (уверен), что Бог скоро услышит просящих псаломским словом.
Ибо скорбит ли кто, — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения, — поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его.
Если кто и согрешал, — читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…
Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые им людям.
Святитель Афанасий Великий

Никакие другие книги не славят Бога так, как Псалтирь, ибо само назначение ее — душевная польза молящегося. Она то Бога с Ангелами славит и превозносит и воспевает гласом велиим; то бесов заклинает и прогоняет, плач и покаяние творит, за царей и правителей и за весь мир молит. Псалтирью ты и о себе самом Бога умолить сможешь, ибо больше она и выше всех книг.
Псалтирь подобна великому морю, в котором вода не оскудевает и не убавляется от впадения в него рек и источников. Так же и Псалтирь исполнена пением, которое не оскудевает никогда. Псалтирь — это доблесть и дерзновение к Богу о спасении души, ибо велика награда за пост и поклоны и чтение Псалтири. Если же ты, брат, скажешь, что не в силах совершить правила сего по немощи плоти, посмотри вверх и увидишь, как солнце, и луна, и звезды день и ночь без отдыха ходят путями своими по заповеди Господней. Они не пьют, не едят, и муки будущей не боятся, а все же покорны Богу и повеления Его непрестанно творят. Ты же, брат, хотя и немощен по плоти, но тело твое укрепляется тем, когда ешь ты и пьешь досыта и сон достаточный имеешь. Некоторые же и после дневных трудов встают в полночь на молитву и поклонение Богу, благодаря Творца своего за все.
Непрочно естество водное, а Бога слушается, день и ночь не перестает течь, не только людей поить и омывать, но и животных, и птиц, и зверей, и гадов всех поит, и на всю землю нисходит. И ты, брат, когда о себе думаешь, не слушай гласа своей немощи, ибо что невозможно человеку, то Богу возможно. Только мужайся и крепись, и Бог поможет тебе, как и Давид говорит: уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю (Пс. 36, 34), но ни на один день не оставляй петь Псалтирь.
А если по нужде какой и придется оставить, запомни, где остановился, и утром снова начни, но никогда не оставляй по лености.
Святитель Василий Великий

Пение псалмов души украшает, Ангелов на помощь призывает — демонов прогоняет, отгоняет тьму, освящает. Она есть укрепление ума для грешного человека, заглаживает грехи, подобно милостыне святой; прибавляет веру, надежду, любовь, как солнце просвещает, как вода очищает, как огнь опаляет, как елей умащает, диавола постыжает, Бога показует, похоти телесные угашает. Она есть и елей милосердия, и жребий веселия, и соучастие с Ангелами избранными: свирепство изгоняет, всякую ярость утишает, гнев сокрушает. Она есть хвала Божия непрестанная: подобно меду пение псалмов. Песнь избранная есть пред Богом: всяк грех отгоняет, союзом любви соединяет, все превозмогает, все исполняет, всех научает, все открывает, душу величит, уста очищает, сердце веселит, мысли ввысь направляет, человека просвещает, чувство отверзает, всякое зло убивает, совершенство показует. Она есть тишина ума и воз-вестник мира. Ибо псалмы молят о будущем, воздыхают о настоящем, каются в минувшем, радуются о благих делах, радость небесного Царствия предваряя.
Блаженный Августин

Покакаянный (50-й) псалом царя Давида так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы.
Архиепископ Иннокентий Хеосонский

Псалтирь на сайте Азбука.ru
Псалтирь — аудио на сайте Азбука.ru
Псалмы Давидовы: читает регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).

Источники: Псалтирь на всякую потребу и на всякий день./Сост. А. Рогозянский – СПб: Статисъ, 2000 – 478с.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
4 884
все новости
В начало страницыВ начало страницы