+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Прощеное воскресенье в нашем храме
В этом году Православная Церковь вступает в Великий Пост 14 марта. Мы знаем о том, что Святую Четыредесятницу предваряет цикл подготовительных недель, о которых мы рассказывали на нашем сайте ранее. В нашем сегодняшнем материале речь пойдет о Прощеном Воскресенье.
В этот день в нашем храме были совершены две божественных литургии. Раннюю литургию служил иерей Евгений Лучинин, а позднюю – протоиерей Ярослав Иванов. Исповедовали иерей Дмитрий Владов и иерей Александр Бянкин.
На проповеди после чтения Евангелия дня отец Ярослав подчеркнул, что мы стоим в преддверии Великого Поста. По его словам, сегодняшний день очень многогранен. Святая Церковь предлагает множество смыслов, необходимых для вступления в Пост.
Так, «Святую Четыредесятницу можно уподобить скоротечной человеческой жизни. Мы согрешили, но стремимся духовно воскреснуть к наступлению праздника Пасхи, обратиться к вечности», — поделился он своими размышлениями.
— Также мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая. И сами мы отлучены от рая и оплакиваем утраченное. Ведь в раю человек мог общаться непосредственно с Богом. Человек возрастал не только на райской почве, но и на духовной. Рай был преисполнен настоящей любовью, очищенной от похоти. Если нет любви, то нет и возрастания духовной жизни, — подчеркнул отец Ярослав. И продолжил:
— Когда люди размышляют над причинами разрушения отношений Адама и Евы с Богом, то в первую очередь они указывают на соблазнение диаволом. Действительно, лукавый пообещал праотцам совершенствование вне Творца, любовь без Бога. Возможно, что при искушении Ева даже еще и не подозревала, что перед ней падший ангел. Но праотцы пали по своей воле, соблазнившись запретным плодом. Адам и Ева хотели своего. В раю все было им дано, побуждения к чему-либо еще не должно было быть. Но диавол пожелал сделать их противниками Бога.
— Скорость грехопадения праотцов человечества проистекала от оскудения любви. Поразмыслим о том, как любящий человек может слушать клевету на своего любимого? Так и Ева не смогла бы подобным бесчестным образом отнестись ко Господу, если бы сохранила полноту любви к Нему. Праотец соблазнился от Праматери. Их грех стал следствием отказа от возрастания в божественной любви: тотчас после нарушения заповеди помрачился их ум. Они забыли о всеведении Божьем. Господь вопрошал: Адам, где ты? (Быт.3:9). А он прятался от Всевышнего, оправдываясь своей наготой. Первый человек не сознался в своем неразумии и греховности.
Адам и Ева приняли часть вины на себя, но, помимо этого, они осудили Бога. Между ними самими появилась ненависть. Адам обвинил в своем падении Еву и Бога, Который дал ее ему в качестве жены. Ева переложила всю свою вину на змия. Так их самость защищала себя. Они искали себе оправданий, — подытожил рассказ о смысле библейских событий настоятель.
Особенно важным моментом для раскрытия этой темы послужила ссылка на блаженного Августина, который назвал грех Адама и Евы всеобъемлющим, то есть нарушающим все заповеди. В нем был и грех духовного самоубийства, и грех воровства (плодов Древа Познания).
Каждый раз, когда мы совершаем грех, происходит попадание мимо цели, которая состоит в спасении бессмертной души. Так и Адам, греховно ниспав от высот райского блаженства, умер духовно. Об этой опасности его предупреждал Бог.
По словам отца Ярослава, у наших прародителей была удобопреклонность к добру, а у нас сформировалась удобопреклонность ко злу. Батюшка рассказал прихожанам о том, куда может завести нас эта греховная способность:
— Даже Распинаемый Богочеловек Господь наш Иисус Христос ощущал богооставленность по Своему человеческому естеству. То же самое чувство испытавали и наши прародители. Испытываем это чувство и мы. Оно рождает в нас тоску, уныние и печаль. Человеку свойственно подавлять боль от богооставленности алкоголем, наркотиками, праздностью – чем угодно.
Через грех Адама и Евы в мир вошел диавол: он приобрел влияние на наш мир. Грех стал судьбоносным и для нас как для их наследников. Человечество ощутило на себе последствия греха: страстность, тленность и смертность (так их определяет Максим Исповедник).
Отец Ярослав сказал и о том, что Адам и Ева с трепетом ожидали Спасителя. Праотцы верили в то, что это Каин принесет им избавление от грехопадения. Само его имя переводится как человек, обретенный от Господа. Но он не оправдал надежд своих родителей. В скором времени он убил Авеля, поддавшись зависти и ненависти. Но несмотря на это испытание Адам и Ева всю жизни следовали путем покаяния и заслужили прощение от Господа.
— В этом можно усмотреть связь с темой сегодняшнего евангельского зачала. Этот отрывок также посвящен прощению. Он предвосхищает вечернюю службу с чином прощения. Евангелие возвещает нам простую истину о том, что прощение у Бога можно заслужить через прощение ближних, которые согрешили против нас. Прощение – это колоссальный труд. Он не заключается в одних словах. Это также и внутреннее делание. Это труд, ведущий к молитве за тех, кто еще вчера был тебе врагом. Это путь, который ведет к любви к каждому нашему ближнему, — подчеркнул настоятель.
Отметим, что Евангелие Прощеного воскресенья завершают такие слова: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21). Эти слова посвящены Царству Небесному. Мы не можем познать его видимым образом. Не можем создать и подобие его на земле посредством обретения материального благополучия.
Отец Ярослав завершил свою проповедь так:
— Царство Небесное созидается именно через прощение. В повседневности мы зачастую больше любим себя, чем наших ближних. Но Пост избавляет нас от этого недостатка. Четыредесятница – это стяжание любви евангельской, которая обязательно приведет всех подлинных христиан к нелицемерному прощению.
Записал Кирилл Белоусов
все новости