+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Христос рождается в наших душах и сегодня. Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 05.01.2020

Дата публикации: 17.01.2020

Две тысячи лет назад родился Господь Иисус Христос, Мессия, Спаситель мира. Он рождается в наших душах и сегодня.
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 05.01.2020.

протоиерей Ярослав Иванов, проповедь

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф.1:2). Такими словами начинается сегодняшнее Евангельское повествование. Возможно, эти слова вызывают у нас недоумение. Но, дело в том, что Священное Писание содержит в себе те основы, которые связывают и прошлое, и настоящее, и будущее. Связывают и ветхого человека, и человека, обновленного во Христе. И, конечно же, и нас с вами.

Первая глава Ветхого Завета в Книге Бытия повествует о происхождении мира. По-гречески она называется Генезис – «происхождение». Христос, как Сын Божий, как Слово воплотившееся, принимал участие в происхождении мира. О чем повествует Евангелие от Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово» (Ин.1:1).

Мы сегодня слышали Евангелие от Матфея, которое было адресовано к евреям, к народу, избранному Господом Богом для того, чтобы именно в нем родился Мессия, Спаситель мира. Для евреев родословная их народа и их колена представляла величайшую ценность. Каждое колено (или род) еврейского народа, заполнив Землю Обетованную, несло определенное послушание в ряду своего народа. Кто-то из них служил при храме, кто-то был священнослужителем, кто-то был царского рода, рода Давидова — рода Иуды.

Все евреи считали важным вступать в брак со своим сородичем, с человеком своего же рода, чтобы сохранить единство рода. Почему это происходило? Мы знаем о том, что еврейский народ не просто был избран Господом Богом для того, чтобы он жил и исполнял Заповеди Божии. А для того, чтобы в условиях этого народа сумел родиться Тот, кто спасет весь мир — Мессия. Об этом говорил и пророк Давид, об этом было сказано и Аврааму. Поэтому для еврейского народа, а особенно для рода Давидова — для рода Иуды, было очень важно, чтобы, родившись именно в этом роду, и Моисей, и Мессия родились праведно, как Бог определил по обетованию.

Для евреев было значимо, что Мессия, Иисус Христос, о котором говорит Евангелист Матфей, произошел не просто от Адама, а от Авраама. Потому что Авраам для евреев — есть «отец», причем «отец множества»; родоначальник еврейского народа. А еще Авраам – это источник и пример веры. Он не только вышел из Ура Халдейского и прошел большое расстояние в Землю обетованную, которую указал Аврааму Господь. Но он также, родив чудесным образом сына Исаака, принял повеление Божие о том, что Исаака надлежит принести в жертву. Казалось бы, как такое возможно – если у престарелого человека родился сын, и он любит его, как он может принести его в жертву? Тем не менее Авраам последовал Слову Божьему и исполнил бы его до конца. Но Господь усматривает для себя жертву иную, находит жертвенное животное, и Исаак остался жив. Но порыв веры Авраама при этом является олицетворением веры любого человека, и прежде всего того человека, который Богом избран.

Пастухи видят Ангелов, Рождество Христово

В своем повествовании Евангелист Матфей перечисляет трижды по четырнадцать родов: от Авраама до Давида Царя, далее четырнадцать родов от Давида до Вавилонского пленения еврейского народа, и от Вавилонского пленения до Пришествия и Рождения Христа. Для евреев было важно происхождение от Авраама, но также для них была важна и значима связь и с Давидом. Мы помним, как ко Христу обращались люди, нуждающиеся в исцелении и спасении: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:47). Почему они так говорили? Потому, что они знали, что Иисус наделен особой, благодатной силой. И раз Божий дар в Нем так явно проявляется, то не вызывает сомнений то, что Он из рода Давидова. И, вероятнее всего, Он — Мессия.

Имя Иисус, которым был наречен наш Господь, означает «Спаситель мира» или «Господь спасает». Это имя собственное. А Христос – это имя, обозначающее Его предназначение. Переводится оно как «Мессия, Помазанник Божий». Христос сам — как продолжение избранного народа и завершение его мессианского предназначения — является выражением всего того обетования, которое шло еще от Ветхого Завета. И даже более того, еще со времен Рая, когда Господь дал обетование «От жены родится семя, и это семя сотрет главу змия, дьявола». И эта взаимосвязь прослеживается до Христа.
Но родословие заканчивается не Богородицей, которая является матерью Христа, а заканчивается Иосифом Обручником, который не является отцом Иисуса Христа по природе. Мы знаем, что отцом Иисуса Христа по природе является Бог. Родившийся от Богородицы есть Рожденный от Духа Святаго. И это свято, как говорит нам Евангелист Матфей. В его исчислении родов же говорится, что какой-либо ребенок рождается как бы от мужчины, родоначальника. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова» (Мф.1:2) и так далее. Но при этом подразумевается, конечно, что родила именно мать. В еврейском народе действовал закон левирата: если у женщины умирает муж, то его брат может взять в жены эту женщину; и сын, который родится от этого брата, будет сыном и того, который умер, чтобы семя брата было сохранено в роду. Более того, до сих пор мы встречаем следующее в нашей традиции — если отец приходит в семью и усыновляет ребенка, то ребенок становится его сыном. Для евреев это было определено законом. И не было сомнений ни у кого, если муж в семье есть, то дети, родившиеся в семье, являются его детьми.

Мы видим в Евангелии, что Иосиф назван отцом Христа. Но почему это было важно для евреев? Потому что было невозможно сказать евреям, что Она родила ни от кого. Появилось бы предположение, что Она родила на стороне, поскольку Иосиф, будучи Ее мужем, не является Ее мужем по природе и отцом Ее Сына. Так же Иосиф, являясь свидетелем происходящего с Девой Марией, и узнав о том, что она ждет ребенка, очень этим соблазнился. Ибо мы знаем с вами, что Дева Мария в три года была отведена в храм, чтобы там быть воспитанной: с молитвой, с рукоделием, с богомыслием — для того, чтобы сохранить и развить эту чистоту, которая в Ней была. Даже после завершения срока Ее пребывания в храме Она была поручена своему нареченному мужу, Иосифу Обручнику — для того, чтобы он сохранил Ее девство, но естественно, не прикасаясь к ней как муж.

Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали, что Ангел Господень является Иосифу и сообщает о том, что Тот, кто родится, есть особый дар Божий, есть Мессия, Спаситель, и он должен не только принять Этого Сына, но и дать Ему имя Иисус. Имя, которое подлежало дать Этому Человеку, родившемуся уже по плоти, Богочеловеку.

Эта история повествует уже о Рождении Христа. Так, мы вступили в период непосредственного празднования Христова Рождества. Мы уже Евангельски переживаем то, что Христос родился. И для нас важно то, что эти дни Рождества, как и сам Рождественский пост, целиком посвящены этому событию. Мы лишь к нему приближаемся, как бы поднимаем градус напряжения этого события.

Какое отношение у нас к этому событию формируется? Прежде всего, мы помним, что Христос – наш личный Спаситель. И недаром мы говорим, что Христос не только рождается где-то и когда-то, две тысячи двадцать лет назад, а рождается Он прежде всего в наших храмах. Он рождается в наших душах. Он рождается не где-нибудь, а в нашей жизни. И если Он НЕ рождается в нашей жизни, то для нас с вами не имеет значения, если Он родился когда-то в истории. Так как всё, что Богом сообщено нам, сообщено нам для того, чтобы мы это услышали, чтобы мы это приняли и применили в жизни. Иначе получается, что мы как бы слышим Слово Божие, призывающее нас к действию, но при этом остаемся глухими к Нему. Но нас Господь призывает к тому, чтобы мы жили со Христом и следовали Ему. Поэтому Христос, рождаясь, рождает нас. Христос, будучи Сыном Божиим, делает нас сынами Божиими. Христос, будучи наследником по обетованию всего того, что есть в Боге и есть в Нем по природе, делает нас наследниками по обетованию — но по Благодати; по той силе, которую Господь сообщает каждому из нас, если мы приобщаемся ко Христу.

Пастухи идут в пещеру. Рождество Христово

Мы спасаемся с вами, как известно, не Законом, не праведностью. Закон – это своего рода некие пределы, данные нам с вами, чтобы мы увидели, что, выходя за эти пределы, мы что-то разрушаем. Увидели, что мы с вами идем путем, который не Бог определил; путем, который нам запрещен. Но запрещен не потому, что мы не можем на него вступить. Можем. Но он для нас будет губителен. И Господь Законом своим предупреждает нас об этом. Но при этом, когда мы с вами начинаем жить по Закону, мы понимаем, что у нас не хватает должных сил, должного умения. Не хватает благодати Божией, вдохновения для того, чтобы следовать Христу. И поэтому Господь Наш Иисус Христос не только Сам рождается, не только призывает нас следовать за Ним, но и дарует нам эту благодать Свою, которая и сообщает нам силу, необходимую для исполнения Закона и для следования за Ним.

Недаром мы, когда вспоминаем цепочку всех дел Христовых, совершенных по отношению к нам, завершаем ее Вознесением Господним. Что такое Вознесение Господне? Бог был всегда на небе. Но вознесся Он природой человеческой. Господь возносит природу человеческую — Свою природу — туда, куда только Бог восходил. И делает нас сонаследниками Божиими. То есть всё то, что в Боге есть по природе, Он дарует нам по благодати.

Поэтому, дорогие братия и сестры, уже вступив в период праздника Рождества Христова, пусть каждый из нас задумается о том, каким образом Господь Иисус Христос рождается в нас. Что для нас это значит. И что мы делаем для того, чтобы Христос не просто родился, а жил в нас. А когда мы сознаем, что Христос родился не напрасно, то мы понимаем смысл того, ради чего мы живем. Мы понимаем, что наша жизнь — это не просто стяжание временных благ, но, прежде всего, стяжание вечных благ и наследие не земного царства, а Небесного Царства. И в этом случае Христос становится для нас близок, дорог. И, соответственно, Он в нас не просто прозябает, то есть произрастается в нас, но Он растет в нашей жизни, в нашем окружении. А в этом уже и заключается наша миссия.

Если Христос, Мессия, Помазанник Божий, Сам пришел на землю для того, чтобы помазать апостолов на миссию, призвать их к тому, чтобы они стали Его сонаследниками, то и нас Он также призывает к тому, чтобы и мы с вами стали помазанниками Божиими. Мы все миром мазанные для того, чтобы Господь сообщил нам Свой дар, Свой талант, Свою силу благодатную; и чтобы мы с вами стали так же свидетелями Его Рождества и проповедниками Его Славы. Аминь.

расшифровка аудиозаписи: Светлана Нечаева


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
978
В начало страницыВ начало страницы