+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 16.02.2020
Через искреннее деятельное покаяние мы возвращаем утраченный отчий дом, единение с Богом, обретаем новый шанс.
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 16.02.2020.
«На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Псалом 136).
Это слова Псалма 136, в котором вспоминается состояние еврейского народа, плененного Вавилоном, когда он утратил самое ценное, самое дорогое для еврея — а именно, Иерусалим и храм, место поклонения Богу. В этом состоянии плача нет радости, но есть тоска, причем тоска непреходящая, т.к. у человека в плену нет просвета и нет выхода. Об этом состоянии души нам напоминается в канун Великого поста. Ибо человек согрешивший подобен Адаму с Евой, которые имели с Богом единство общения, имели место пребывания в Раю, имели все те блага, которые человек должен был унаследовать, как того желал любящий Господь, но они пренебрегли всем этим, утратили и осознали, потеряв. Вот эта тоска по утрате, это горе и неизбывная печаль Адама и Евы подобны состоянию еврейского плененного народа.
В преддверии Великого поста Святая Церковь настраивает нас на покаянный дух, чтобы мы помнили о том, что человек лишь является существом, сотворенным Господом Богом. Но тот, кто утрачивает Бога, лишается источника жизни, бытия, смысла, любви, радости.
Для того, чтобы мы с вами лучше поняли смысл покаяния, Святая Церковь нам предлагает известную притчу о Блудном сыне. Об этой притче говорят так, что даже если Евангелие было бы утрачено, но сохранилась бы только эта часть о блудном сыне, то Евангельское повествование по смыслу своему было бы выражено в одной этой притче. В ней повествуется о неком человеке, отце, у которого было два сына. Этот отец является прообразом Отца Небесного – Бога, у которого есть творение, возлюбленное чадо — человек.
И вот один из сыновей этого человека попросил у него свою часть имения и ушел «на сторону далекую». Там в чужой стране он, живя блудно, расточил все свое богатство, богатство, которое не сам заработал, а которое было даровано ему отцом. В этой стране наступил голод. И сын, растратив все средства, вынужден был не только наняться пасти свиней, но и питаться вместе со свиньями. Он с горечью вспоминал, что рабы в доме его отца живут лучше, чем он теперь. И юноша решил примириться с отцом, покаяться и просить, чтобы тот взял его хотя бы в число наемников. Как сказано в притче, блудный сын встал и пошел к отцу своему.
Но что мы видим: отец выходит на дорогу и ждет своего сына. Он видит как сын подходит, падает ниц перед ним и обращается к отцу с покаянными словами: «Отче, я согрешил перед небом и пред тобой, и уже недостоин называться твоим сыном». На что отец, любящий сына, независимо от того насколько тот был грешен, насколько тот был немощен, принимает сына, возвращает ему все символы сыновства, приказывает заколоть тельца упитанного и устроить пир. Почему? Потому что сын был мертв и ожил, как говорит отец. Он потерялся и был вновь обретен.
Нет человека, который бы не грешил. Нет человека, который от рождения был бы праведен, в силу того, что мы, к сожалению, рождаемся с удобопреклонностью ко злу. Мы не удобопреклонны к добру, а наша воля склоняется ко греху, к тому, чтобы нарушить заповедь.
Любой из нас увидит себя, свое знакомое состояние в этой притче. Имея какие-то блага: по наследству от родителей, по природе, или таланты от Бога — человек зачастую рассматривает их как свое достояние, и полагает, что ему дано употребить их по своему усмотрению. Но мир полон соблазнов, он увлекает человека. И человек, соблазнившись, может растратить эти богатства, это «имение», подобно блудному сыну. И подобно блудному сыну, без утраты мы не осознаем ценности «имения». Ибо только утратив, человек начинает ощущать пустоту, чувствует лишение, боль.
В притче блудный сын покаялся. Самое ценное здесь, что служит нам примером — это то, что он покаялся деятельно. То есть он не просто сказал, что виноват. Он покаялся деятельно – он встал и пошел к отцу. Если нет деятельного исправления, то все наши слова о каком-либо добром деле, пусть и о покаянии или о прочем благом намерении, остаются лишь словами.
И поэтому, не взирая на, казалось бы, очевидную греховность блудного сына, отец прощает его и дарует ему новый шанс. Почему? Потому что он любит сына. И он готов простить его именно тогда, когда тот кается.
Почему Бог ожидает от нас покаяния? Почему Он исправляет нас вне нашей воли? Потому что в противном случае Бог будет прощать любого грешника, будет освобождать его от последствий его греховной жизни. А он, пользуясь этим расположением Божиим, будет укореняться в своем грехе. Поэтому Бог и не может не наказывать человека последствиями греха. Он не может не наказывать, ибо иначе человек погибнет окончательно. У него не будет никакого мотива, чтобы вернуться вновь к Богу.
О чем еще эта притча? Мы видим, что сын был воспитан в добре. Если бы у них не было мира в доме, не было бы любви отца, то маловероятно, чтобы он осознал необходимость вернуться к нему.
Когда мы воспитываем своих детей, думая о том, что они отступают от Бога, уходят из дома, что они могут согрешить и не вернуться, важно знать, что они все равно будут помнить добро. И как бы далеко ни уходил человек от Бога, от семьи, от отца, если его любили, он не забудет этого. И эта любовь будет для него светом, который позволит ему повернуться вспять тогда, когда станет очень тяжело. А у грешащего человека тяжелый момент в жизни наступит обязательно. Более того, это состояние, когда человеку очень тяжело, настолько его истощит, лишит каких-либо сил, что он так или иначе вспомнит, где же он твердо стоял на ногах, когда же у него были силы, был просвет; и что же он такое сделал, что это привело его сюда.
Эта притча — о человеческом грехе и о любви Бога к кающемуся человеку. Оно о состоянии покаяния, важнейшем состоянии, которое обретает человек.
Нет, это не чувство вины, которое делает человека зависимым от Бога, как иногда говорят про христианство. Мы понимаем, что на самом деле отношения «отец-дитя» построены не на вине, не на страхе, а на любви. Поэтому человек, который находит, в конце концов, единение с Богом, обретает не просто всепрощение, а обретает любовь, отчий дом и то состояние, в котором хочется жить, радоваться, любить, творить. И Господь для этого дает человеку силы.
Дорогие братья и сестры, будем помнить с вами о том, что в преддверии Великого поста Святая Церковь призывает нас к тому, чтобы мы задумались о грехах своих, обратили внимание на то, каким образом мы удаляемся от Бога и помнили о том, что Господь всегда нас любит, Господь всегда нас ждет. И покаяние искреннее, покаяние деятельное является ни чем иным, как условием обретения отчего дома, условием спасения нашей души.
Аминь.
Подготовила Светлана Нечаева