+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 01.03.2020. Изгнание Адама и Евы из Рая

протоиерей Ярослав Иванов
Дата публикации: 06.03.2020

Господь, видя покаянное сердце человека, дает ему возможность измениться, почувствовать радость прощения греха Богом.
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 01.03.2020. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Изгнание Адама и Евы из Рая

Мы сегодня вспоминаем особое судьбоносное событие, которое описывается в книге Бытия – изгнание Адама и Евы из Рая. Это событие о человеке, который должен был совершенствоваться, уподобляться Господу Богу в тех качествах, которые человек должен был унаследовать от самого Творца. Получив от Господа Бога заповедь о невкушении плодов от Древа познания добра и зла, а также наставление о том, что если он ее нарушит, умрет — человек, тем не менее, ослушался. Человек нарушил эту заповедь, согрешил, и был проклят Богом и изгнан из Рая. Тем самым он был лишен возможности приобщаться плодам Древа жизни, которые позволяли ему быть бессмертным. И таким образом грех осмертил человека.

Как говорят святые отцы, в частности преподобный Иустин (Попович), сербский святой 20-го века, вместо богоуподобления человек встал на путь дьяволоуподобления. Как это вообще могло произойти, если человек является высшим творением Бога? Адам и Ева – возлюбленные чада Божии, которые имели все для того, чтобы быть с Богом, приобщаться Ему, которые не имели опыта греха, но имели опыт общения с Богом — то, что мы мечтаем иметь сейчас, у них было как данность.

Что имеем — не храним, а потеряв, плачем. Так было и с Адамом и Евой. Мы вспоминаем их, наших прародителей, плачущих перед запертыми вратами Рая; осознавших свою утрату. Адам и Ева — это все мы с вами.

Мы видим столетия, тысячелетия этого плача. Но кто-то плачет, а кто-то не плачет, но смеется. Кому-то весело и без Бога. Мы видим, что человечество то жаждет Бога, то Бога не жаждет. То человечество строит Иерусалимский храм и совершает жертвоприношение, то это же человечество храм разрушает и распинает Сына Божия. А жаждет ли человечество спасения? Наверное какая-то его часть жаждет, недаром Сам Господь Иисус Христос воплощается ради этой части людей, для того чтобы их спасти. Я надеюсь, что в ряду этих людей, жаждущих спасения, и мы с вами.

Господь Иисус Христос приносит нам спасение и упокоение души в Нем. Это блаженство, которое превосходит все то, что человек имеет здесь. То, что мы называем иногда словом счастье, некое состояние полноты, которое желает Господь дать человеку. Он приводит нас к тому Древу жизни, которое утратил Адам и Ева.

Что это за Древо жизни? Это таинство причащения, в частности и в первую очередь. В более широком смысле, это, по сути, жизнь христианина. Есть разные инструменты этого причащения: молитва — это приобщение Богу, чтение Евангелия, пост – это тоже приобщение Богу.

Мы находимся в начале Великого поста, мы вспоминаем события, когда Адам с Евой нарушили заповедь воздержания, и мы размышляем, что же приводит к невоздержанию. Допустим, человек не воздержан в пище, или питии. Изо дня в день он позволяет себе лишнего, в итоге семья развалилась, работу потерял. Человек считает, что ему это позволительно, как существу, обладающему свободой. Но разве есть свобода в случае невоздержания? Здесь мы видим неразумие, несвободу, рабство. А кто кем побежден тот тому и раб, говорит апостол Павел. Это и называется страстью, грехом.

В пост человек учится воздержанию. Пост – это инструментарий нашего духовного становления. Пост — это стояние на страже, точно так же как военный стоит на страже. Только здесь мы стоим на страже себя, сторожим себя от всего дурного входящего и исходящего. При этом мера и строгость пощения для каждого человека должна быть своя. Хотя мы имеем церковный устав, но мы понимаем, что все мы разные, с разным опытом, состоянием здоровья, болезнями, разным возрастом и видами деятельности; кто-то учится, кто-то тяжело работает, а кто-то ничего не делает. К примеру, у человека, больного диабетом, пост будет значительно отличаться от устава, ибо его болезнь уже является неким бременем, которое если воспринимается им со смирением, то может стать для него очистительным компонентом его духовной жизни.

То есть, иными словами, пост для нас есть не цель, а некое средство. А что же является целью? Это причащение Богу. Цель Великого поста — это Пасха. Причащаясь празднику Пасхи, ее миру и радости, мы причащаемся тому, что Бог желает дать нам по-максимуму. Мы все помним преподобного Серафима Саровского, который встречал людей в любое время года со словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» Он причастился Христу, причастился Пасхальной радости, он воскрес, и его состояние души позволяло ему в этой радости пребывать всегда. Мы тоже хотим быть причастными Богу. Но для этого нужно потрудиться, выйти навстречу Богу. А, как известно, Бог благословляет идущего.

Мы вступаем в Великий пост. Это некий труд, труд воздержания. Не печальтесь о том, что нам уже будет нельзя есть все, что захотим, смотреть телевизор или слушать какие-то развлекательные каналы, или по привычке просматривать Телеграмм, Инстаграмм и прочее. Помните о том, что постовое воздержание — глоток свежего воздуха. Недаром Великий Пост называется весной души, поскольку мы позволяем нашей душе освободиться от всего того, что лишнее. Когда гнёт снега сходит, в природе начинает прозябать новая жизнь, так и в нас начинают обновляться чувства, прозябают ростки новой жизни.

Господь говорит нам — приди ко мне. Но что для этого необходимо? Необходимо как-то вооружиться, как-то взбодриться, пояс подтянуть, ведь, просто сидя на стуле, я к Богу не приду. Надо пробовать, надо действовать, сделать свои собственные шаги — тогда у нас будет свой опыт поста.

Как Адам и Ева, мы тоже утратили Царствие Небесное, утратили чистоту телесную и чистоту душевную, и поэтому для нас особым смыслом поста является покаяние, плач о грехах своих, но плач деятельный. Есть такое понятие как радостворный плач, когда человек плачет о грехах своих, тем самым очищается, омывается. Господь, видя покаянное сердце человека, дает ему возможность измениться, почувствовать радость прощения греха Богом. А это великая радость для человека.

Дорогие братья и сестры, вступая в Великий пост, мы вместе с Адамом и Евой оплакиваем потерю Рая, оплакиваем то, что имели, но утратили. Но при этом у нас с вами есть Христос Спаситель, который дарует нам путь в Царствие Божие, и этот путь лежит через покаяние, то есть через Великий пост. Поэтому помоги нам всем Господь, чтобы Великий пост оказался для нас временем, с одной стороны труда, а с другой стороны, духовного подъема, трезвенного состояния, которое приведет нас, в конце концов, к радости Пасхи. Аминь.

Подготовила Светлана Нечаева


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
295
В начало страницыВ начало страницы