+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», проповедь на 8.11.2020г
«99% из нас рассуждают так: я же правильно употреблю посланные мне материальные блага; Господи, дай мне богатство».
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 08.11.2020.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Эти слова Господь Наш Иисус Христос произнес на Горе Блаженств в Нагорной проповеди в ряду заповедей, которые мы так и называем «Заповеди Блаженства». Те речения Господа позволяют нам понять, почему Новый Завет, Слово Господа Иисуса Христа выше Ветхого Завета. Они возвышают нового человека над ветхим человеком.
Говоря о нищете духовной, мы должны задуматься о том, кто такой нищий. С материальной точки зрения это человек, который не имеет ничего: не только богатства, но и крова, должной одежды, пропитания. Человек может стать нищим не по своей воле. А может стать нищим и добровольно. Мы не можем считать, что лишение материальных благ в результате каких-то скорбей, катаклизмов – это есть однозначно спасительное благо для него. Ведь человек в нищете унижен, разорен. Он может быть настолько глубоко несчастен и обижен, что он начинает роптать, осуждать других людей, завидовать, иметь ненависть, зложелательство. Вследствие чего человек может даже пойти на преступление. Поэтому нищий, если он не имеет в себе веры, может погибнуть и внешне, и духовно, для вечной жизни.
Совсем иная ситуация, если человек избирает нищету добровольно. Таким образом поступали так называемые юродивые, блаженные. Они отказывались от нормальной жизни в доме, семье, в материальном достатке, чтобы освободиться от всего того, что обременяет обычного человека и заставляет задумываться о благополучии материальном, внешнем.
Движение человека, который идет к Богу путем монашества — это движение к нестяжанию. Многие монахи, уходя от мира, отказываются от всего, что держало их в миру — в память о том, как Господь Иисус Христос умалил себя, приняв образ раба, не имеющего ничего.
И вот многие святые следуют за Ним, внемля словам Господа «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Эти слова для них явились прямым руководством к действию.
Нищета духовная – несколько другое состояние, нежели физическое лишение каких-то благ и источников существования. Это признание человеком за собой нищеты в духовном плане. Это признание своей немощи, своего недостоинства, несовершенства, греховности, страстности. Когда человек искренне признаёт пред Богом, что он несовершенен, то он, естественно, при этом принимает Божественное совершенство.
Если человек осознаёт, что в нем нет духовной опоры, то тогда он признаёт опору в Боге. Когда человек не имеет в себе духовных сил, это не значит, что он находится в состоянии уныния и упадка. Но он обращается к Богу, чтобы Тот дал ему силы.
Как известно, апостол Павел был терзаем неким недугом, и он неоднократно обращался к Богу с просьбой об избавлении от этого недуга. Однажды Господь является к апостолу Павлу со словами «Сила Моя в немощи совершается». И апостол Павел продолжает нести скорбь, которая ему была дана. Через нее он, в том числе, и смирялся. Ведь Господь через немощи человеческие посылает смирение.
Нищета невольная тоже может стать во спасение. Если человек верующий, если он понимает, что Господь заботится о нем, и все, что дается Богом — ко спасению, то, без сомнения, человек примет любую волю Божию.
Удивительный пример смирения и принятия воли Божией являет собой Иов Многострадальный. Он был человеком праведным, который ходил пред Богом, имел богатство, семью, хороший дом. Но дьявол, решив искусить его, обратился к Господу Богу за разрешением испытать этого праведника. И Бог попустил праведнику перенести большие страдания. Иов лишился всех благ, детей, и даже здоровья. Именно праведному Иову принадлежат такие слова «Бог дал, Бог взял. Буди Имя Господне благословенно отныне и до века». Он также говорил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10).
И доброе, и испытание, и скорби он принимал как Божие благословение. За свое терпение праведному Иову было возвращено здоровье, богатство, и вновь у него родились дети, и прожил он жизнь после испытаний в два раза дольше, чем до них.
Человек, принимающий любую волю Божию, подразумевающую даже самые тяжкие испытания, смиряясь, приобретает от Бога большее.
Рассмотрим, как антитезис, понятие богатства. С материальной точки зрения богатство – это некий избыток, это не норма, а излишество. Но дело в том, что в самом слове «богатый» скрыто слово «Бог». Совершенно богатый – этот тот, кто имеет Бога в душе. Это значит, сила, власть, здоровье — всё от Бога.
А если богатство без Бога, то здесь присутствует подмена Бога. У верующего человека драгоценностью является вера, надежда. А те люди считают драгоценностью веру в свое богатство, надежду и упование на то, что его богатство сохранится и завтра, и даже приумножится. Такой человек зависим от богатства, о нем печется, им живет.
Прок Давид говорил: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца». То есть здесь не сказано, что богатство – это однозначно грех. Ветхий и Новый Завет дают нам примеры богатых людей, которые были праведными: Иов, Авраам, Моисей. Если добровольная нищета (то есть подвиг юродства) является благом для человека, то добровольное богатство – это безумие. Безумие, потому что это стремление опираться на материальные блага больше, чем на Бога.
Наша история также являет примеры, когда благоверные князья оставляли все свои блага, статус, звания и принимали монашеский постриг. В этом случае отказ от богатства – крест, который на себя сознательно берет человек.
Сегодня мы слышали притчу о богаче и Лазаре. Богач прожил блистательно всю свою жизнь: упивался, объедался, уповая на то, что его здравие и сокровища не оскудеют. А около ворот его дома жил некто Лазарь, нищий, на столько убогий и больной, что собаки лизали его раны. Он не был пропойцей, а был человеком весьма смиренным, принимающим от Господа Бога свою нищету как благословение. Умер и богач, и Лазарь. Лазарь после смерти попал на лоно Авраама, а богач — в Геенну огненную. И богач, в муках, возопил к Аврааму, прося послать Лазаря к пяти своим братьям, продолжающим вести веселую беззаботную жизнь. Он хотел через Лазаря сообщить им, что такая жизнь закончится очень печально, чтобы они построили свою жизнь по-другому. На что Авраам ответил: пропасть между нами непреодолимая. А у тех, кто живет на земле, есть Моисей и пророки, есть Святое Писание, есть те, кто говорил и говорит до сих пор, не умолкая. Богач продолжал просить: «Пусть Лазарь напомнит им, о чем говорят пророки и Моисей». На что Авраам возразил, что даже если кто из мертвых воскреснет, они не услышат.
А мы с вами сегодня слышим в этой притче истину, о которой говорит Господь Иисус Христос, чтобы человек, живущий на земле, помнил: рано или поздно ему надлежит ответить за то, что он в этой жизни делал. А нищета и богатство – это испытание, это искушение в жизни человека. Возможно, богатство послано человеку, подобно нищете, для того, чтобы человек правильно этот дар употребил. 99% из нас рассуждают так:
конечно, я же правильно употреблю посланные мне материальные блага; Господи, дай мне богатство. Я не буду покупать новую машину, я буду его жертвовать. Но, как ни странно, среди богатых очень мало таких людей, кто жертвует от сердца и кто просит не указывать их имени. И бывает так, что окружающие начинают их осуждать, что вместо храма лучше бы возвели больницу, детский дом, хоспис. Я согласен с тем, что их нужно строить. Но по опыту могу сказать, что те же самые люди строят и храмы, и хосписы, и другие благотворительные заведения.
Господь призывает нас стать наследниками Царствия Божия. А для этого нам надлежит осознать свою духовную нищету, осознать, что без Бога мы ничего не имеем, ни одного дара, ни одного блага. И, соответственно, надлежит нам стяжать смирение. Как говорят святые отцы, смирение есть соль всех добродетелей, которая осаливает абсолютно все, что мы делаем.
Если человек совершает добрый поступок, жертвуя свои средства на благотворительность, но делает это ради себя, ради своей славы, то грех ему лишь только приумножится. А если он смиряется, если осознает свою нищету духовную, то любое дело, которое он делает, будет Господом Богом принято.
Поэтому, дорогие братья и сестры, помните о том, что богатство и нищета, вольные или невольные, являются испытанием жизни человеческой. Наша задача пройти их так, чтобы наш путь становился путем обретения ни богатств, а нищеты духовной, которая сделает нас богатыми духовно.
Аминь.
Подготовила Светлана Нечаева