+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова на Крестовоздвижение, от 27.09.2020

Пресс-служба храма
Дата публикации: 29.09.2020

Путь крестоношения – единственный путь к тому, чтобы воскреснуть и быть со Христом.
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 27.09.2020.

Сегодня слились воедино два события: Великая Пятница и Воскресение Христова, Пасха. В Великую Пятницу Христа распяли на Кресте, а в Воскресный день Христос воскрес.

Сегодня мы чествуем Честный Крест Господень, на котором Христос был распят. Но для нас Крест — это не только орудие убийства Христа, а это знамя победы Христа над смертью. Христос не просто умер на Кресте, что было бы бесславно, и имя Его было бы забыто. Он воскрес, тем самым проявил Свою Божественную силу и благодать, Свою способность даровать жизнь не только кому-либо, но и Самому себе. В этом заключается промысел Божий о Христе и о всех нас с вами.

Крест является самым главным символом христианства. Его достаточно, чтобы мы могли распознать друг друга, мы носим крест на груди, мы осеняем себя крестным знамением. Но дело в том, что Крест – это не просто знак, это святыня. Однако святыня не существует сама по себе, а мы сами по себе, пренебрегая ею. Она освящается нашим с вами отношением. Отношение к этой святыне оказывается выражением отношения человека к Богу. Поэтому мы призваны почитать и уважать ее. А для этого, нужно знать значение этой святыни.

Почитание Креста началось со времен, когда Христос был распят.

В древние времена крест после казни обычно клался в место погребения распятого на нем человека. Но Христос был погребен отдельно во гробе, а Его Крест был собран с другими крестами, брошен в каком-то месте и засыпан.

В 70 г. от Рождества Христова Иерусалим был полностью разрушен императором Титом. Как сказано, не осталось в этом городе «камня на камне». Сохранились только какие-то остатки фундаментов, возможно остатки домов, пещер. А затем при императоре Адриане в Иерусалиме на местах особо почитаемых христианами были возведены языческие капища. На Голгофе и месте погребения Христа был построен храм Артемиды и Юпитера, осквернившие эти святые места.

Но вот наступает 4-й век, на престол восходит равноапостольный император Константин Великий, благодаря которому христианство перестало подвергаться гонениям, и впоследствии приобрело статус господствующей веры Римской империи. До него христиан осуждали на казни и мучения; и тем более им было запрещено собираться вместе, строить храмы, почитать свои святыни, совершать паломничества. Сколько было в то время мучеников, великомучеников — тех, кто, по сути, был крещен кровью.

В 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христианство было легализовано. Однажды императору Константину было явление от Господа в виде креста на небе и указание с неба, что этим знаком он победит. Будучи еще не крещеным языческим правителем, император Константин в борьбе со своими многочисленными врагами искал помощи свыше, среди языческих богов. И в этот момент таким чудесным образом у него происходит «встреча» со Христом. Константин повелевает расположить явленные ему знаки – кресты – на щитах своих воинов. И во всех битвах он чудом побеждает значительно превосходящие силы противника.

Крестовоздвижение

Для укрепления своей власти и господствующей веры в империи он отправляет свою мать Елену, почитаемую нами также как равноапостольную, в Иерусалим на поиски того Креста, который был ему явлен и силой которого он победил в битвах и уверовал.

Равноапостольная Елена, прибыв в Иерусалим, проводит следствие среди местных жителей, чтобы найти Крест и место Голгофы. Из разных источников мы знаем, что она вышла на некоего иудея Иуду, который указал в процессе дознания и место Голгофы, и место погребения крестов. Равноапостольная Елена велела разрушить капища, построенные на этих святых местах. Под одним из капищ нашли три креста и дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назорей — Царь Иудейский». Очевидно, что эта табличка указывала, что один из крестов является крестом Христовым. Но который из трех?

Как раз рядом с местом раскопок проходила похоронная процессия. И чтобы определить, какой из крестов чудотворный, было решено прикладывать кресты по очереди к умершему, которого несли на погребение. После возложения Креста Христова на усопшего, тот воскрес. Так был обретен крест Христов.

На этом месте был воздвигнут Храм Воскресения Христова. Позже Крест был явлен людям для почитания, поклонения и приобщения к этой святыне, и тогда же было утверждено событие Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.

В силу того, что было очень много желающих приобщиться к Кресту на площади, где это событие происходило, не все могли приложиться к нему. Поэтому Патриарх Макарий, который в то время был в Иерусалиме, многократно вознес Крест над головами, осеняя людей на четыре стороны света. Таким образом была заложена традиция «воздвижения Креста». Это таинство — Чин выноса и воздвижения Креста — совершается до сих пор в храмах патриархом или правящими архиереями.

Мне довелось однажды совершить Чин воздвижения Креста, это незабываемое событие в моей жизни. Произошло этот при печальных обстоятельствах, когда Владыке Иову внезапно перед началом богослужения пришлось уехать в больницу в сопровождении настоятеля Собора. А я, как ключарь этого храма, вынужден был совершать архиерейский чин.

Мы почитаем Крест, но не только как Древо. Главное – это наше отношение к Кресту, к значению Креста.

В Писании Христос, упоминая о кресте, подразумевает не только лишь Крест, который Он физически нес на Своей спине. Он зачастую говорит о нашей жизни. О кресте нашей жизни. А что такое крест нашей жизни? Это все, что выпадает нам, может быть, даже сверх нашей силы и помимо нашей воли. Но что интересно, христианин может добровольно согласиться нести крест. А может иной раз нести крест невольно.

Господь учит в Писании: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24); и « кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). То есть Господь прямо говорит, что когда мы желаем за Ним идти, то мы добровольно воспринимаем на себя Его иго. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30).

Иго Христово – это Его Закон, закон Божественный, закон сверхчувственный, сверх нашего ума и нашей воли. У человека могут быть какие угодно желания, колебания, интересы. А Господь говорит, есть Закон, превосходящий твое «хочу», твое желание, которое может оказаться

губительно для тебя. Человек, который уверовал во Христа, доверяет Христу, идет за Ним, воспринимая Его закон и Его иго, как благое иго, т.е. добровольно.

Способов добровольного несения креста множество. Это может быть какое-либо послушание в церкви. Например, это послушание служителя алтаря, клироса, послушание волонтером, в просфорне, регистратуре или воскресной школе. Мы не воспринимаем подобные действия в церкви как работу. На самом деле, служение в храме – это служение Богу. Поэтому церковь – это не только собрание верующих для молитвы. В церкви они также будут строить такую жизнь, которая будет способствовать всем несению креста.

Для людей посторонних тот же самый пост является бременем нежеланным, которое хочется сбросить. А для христианина это возможность приобщиться к Богу, это благословение. То есть добровольное несение креста это есть правильная христианская позиция.

При этом существует и невольное несение Креста, в виде испытаний. Как это происходит? Человек, согласившись с тем, что он христианин, надев на себя крест, как бы должен сделать шаг в сторону добродетельной жизни. Но он ничего не меняет в своей жизни, не живет по-христиански. И, естественно, ему посылаются испытания.

Мы не говорим здесь об искушениях. Потому что, как сказано у апостола Иакова, Бог никого не искушает. Человек искушается похотью своей. Не надо перекладывать ответственность за наши беззакония на «искушающих нас» бесов или на людей. В нас самих причина искушения.

Бог попускает это нам, поскольку мы не живем по закону, который сам оградил бы нас от опасностей.

Испытания — это плохо или хорошо? Мы просим в молитве: «И не введи нас во искушение» — для того, чтобы искушение не повергло нас, чтобы мы выдержали испытание. Но ведь вера, правда, любовь, терпение, любые отношения проверяются только испытаниями. Без испытания никакие качества, проявляемые человеком, не могут быть истинными. Как можно считать человека верным, если он никогда не испытывался на верность.

При этом мы должны преодолевать искушение, не ропща на Бога, а благодаря Бога. Через это мы научаемся нести крест испытаний и искушений добровольно, со славословием и на пользу нам.

Господь посылает человеку испытания с одной стороны «не больше», чем он может вынести, а с другой стороны «не меньше». Бог, как Учитель, дает своему ученику знания, необходимые ему в его росте, а для этого дает и более сложные задачи.

Дорогие братья и сестры, и в Праздник Воздвижения Креста, и во все прочие дни — когда мы произносим слова «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» и осеняем себя крестным знамением, будем помнить о том, что крест — не просто значок или символ. А это великая сила, которая дана нам Господом Богом для нашего врачевания, нашего спасения. Христос был распят, умер и воскрес. И этот путь крестоношения – единственный путь к тому, чтобы воскреснуть и быть со Христом. Поэтому пусть сила Честного и Животворящего Креста Господня дарует и нам силы в нашей духовной жизни, к преодолению испытаний, выпадающих на нашу долю, и силы к воскресению души и к жизни вечной.
Аминь.

Подготовила Светлана Нечаева


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
415
В начало страницыВ начало страницы