+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 04.10.2020

Дата публикации: 07.10.2020

Зачем просить у Бога, если Он знает всё, что нам необходимо.
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 04.10.2020.

Господь Иисус Христос пришел, чтобы спасти человека, спасти каждого из нас. Но в деле спасения недостаточно только воли Божией. Нужна воля наша. Недаром сказано, что хоть Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нашего участия не может. Это означает, что Господь сотворил человека со свободной волей, с возможностью выбирать. Человек может не желать спастись. Он может не понимать, для чего ему это надо. И может не строить свою жизнь так, чтобы она была направлена ко спасению.

Желая спасения, человек обращается к Богу, просит у Господа милости.

Но зачем просить у Бога, если Он знает всё, что нам необходимо, Он знает наши немощи, грехи, страсти, житейские проблемы, наши болезни. И может показаться неразумным обращаться к Богу с какими-то мелочами. Но в Евангелие Господь показывает нам, что Он не только слышит наше обращение, Он исполнят даже малые просьбы.

Сегодня мы слышали Евангельское повествование о некой женщине, хананеянке. Она, будучи не иудейкой, а язычницей, не имела права вообще обращаться к иудею. Но хананеянка уверовала, она видела во Христе силу и возможность помощи в ее беде.

Первое, с чем она обратилась к Нему, это была мольба, чтобы Он помиловал ее: «Господи, помилуй меня». После этого она сообщила Христу, что ее дочь больна, беснуется. Господь долго не отвечал ей, что даже апостолы стали просить Его помочь ей. Тем самым Господь испытывал веру той женщины. И здесь, признавая свою нечистую жизнь и в то же время прося Его о милости, она приводит сравнение с псами, которым тоже перепадают крохи со стола господ их.

Господь, видя ее смирение, сокрушение сердца и веру, отвечает ей: «Великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:21-28).

В Писании неоднократно встречаются истории, когда Господь подает по молитвам просящим. Но сегодняшний пример — это образ построения молитвы и обращения ко Христу. Через этот образ мы сами учимся молиться правильно.

Дело в том, что если мы не обращаемся к Богу, то мы не просто не просим, не докучаем Богу — мы не выражаем свою веру. Потому что молитва, мольба – это есть выражение и нашей веры, и надежды, и любви.

Господь Иисус Христос и хананеянка, икона

Если человек верует в Бога, он обращается к Нему как Всемогущему, как к живому Существу. Это не традиция или обряд, которые сами по себе действуют. Мы обращаемся именно к Богу, к Господу Иисусу Христу, к Духу Святому, к Троице, обращаемся также к Божией Матери, святым, как к неким помощникам, посредникам, ходатаям.

Мы просим, чтобы прежде всего Господь увидел нашу душу, наше сердце. Поэтому принято молиться с верой, принято молиться умом и сердцем, понимая слова молитвы. Вспомним здесь слова святителя Феофана Затворника, который говорил, чтобы мы молились как будто Богу в уши. Чтобы молились так, как будто Господь, безусловно, слышит. Мы веруем, что Он не только слышит, но и исполнит просимое. То есть у нас есть надежда.

Вот здесь как раз происходит сочетание веры и надежды. Мы надеемся и не сомневаемся в том, что Господь, который пришел нашего ради Спасения, желающий всем нам Спасения, желает и слышить нас.
В молитве есть любовь. Любовь побуждает человека не просто к молитве, а к жизни по вере. Ведь Христос прямо сказал «любящий Меня заповеди Мои соблюдет». Человек, который верит и надеется, просит у Господа Бога милости. Ведь милость — это есть желание, чтобы Бог помиловал. И с этим желанием мы обращаемся не к какому-то тирану, которого боимся, а к Любящему нас. Более того, если человек молится за кого-то, он также обращается к Богу с любовью.

Есть разные виды молитвы. Славословные молитвы – те, где мы произносим слова «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», а также другие славословия. Они часто предваряют прочие молитвы, это правильное обращение к Богу, и традиционно у нас именно так строится молитва.

Есть также молитва просительная, встречаемая нами часто на богослужении: «У Господа просим». Например, это просительная Ектения. У нас очень много нужд. Мы просим у Господа, чтобы Он подал нам по нашему прошению.

Есть еще очень важная молитва: покаянная «Господи, помилуй!» или Иисусова молитва.

В Евангельском примере женщина хананеянка обращается ко Господу «Господи, помилуй мя!». По сути, она Его сначала прославила, назвав Его Господом, а потом она покаялась, то есть выразила свое сердечное сокрушение, попросила снизойти к ее немощи.

Господь Иисус Христос и хананеянка

Смысл этой молитвы «Господи, помилуй!» заключается в том, чтобы Бог оказал Свою милость, о которой Он сам знает, поскольку он Совершенное Существо, а мы недостойные Его милости. «Помилуй» означает — окажи нам милость, как Ты Сам знаешь. Помоги нам настолько, как Ты Сам можешь помочь.

Есть известная молитва Филарета Московского, которая может для вас стать настольной, как молитва старцев Оптинских. «Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя». Другими словами, Ты меня понимаешь больше, чем я себя. Эта молитва построена так, чтобы Бог Сам молился в человеке, то есть Бог учит человека молитве.

Есть также молитва ходатайственная. Мы зависимы в жизни от наших близких, родных, от нашего рода. Мы нуждаемся в здоровье наших близких, их спасении. Мы молимся и просим за них.

Бывает, что из всей семьи в храм ходит одна только мама, или жена, или отец, или дед. А бывает, что и дети. Каждый из предстоятелей семьи молится за всю семью. Не ходят они, за кого мы молимся, вместе с нами в храм, не хватает у них сил, веры, надежды. Но у нас хватает. А если и у нас их недостает, мы обращаемся к Господу Богу с теми же словами: «А что мне у Тебя просить, Господи, Ты Сам все знаешь, потому окажи милость. Окажи милость мне и близким моим».

Когда мы предстанем пред Богом, мы будем отвечать не только за себя. Но и за тех, кто окружал нас. Не даром в Писании у апостола Павла сказано, даже неверующий муж освещается верующей женой. Или неверующая жена освещается верующим мужем, или неверующие дети – родителями.

За наших усопших также никто не помолится, кроме нас с вами, приходящих в храм Божий. Мы молимся о них, так как мы ходатайствуем за них о прощении грехов, совершенных ими в жизни.

Молитве нужно учиться. Далеко не каждая молитва может быть Богом услышана, то есть не каждая молитва исполняется. Во-первых, то, что мы просим – большой вопрос. Во-вторых, как просим мы. В-третьих, готовы ли мы принять то, что просим. Поэтому если мы с вами просим с верой, надеждой, покаянием, сокрушением сердечным, и предстоим пред Богом живым с уверенностью, что Бог нас услышит и поймет, то, без сомнения, Бог окажет нам помощь.

Молиться прежде всего нам необходимо не о каких-то внешних благах, которые являются лишь следствием того, как у нас устроена внутренняя жизнь. А если мы просим о спасении души своей, то Господь нашу молитву примет и простит нас.

В завершение хочу привести молитвы митрополита Антония Сурожского. Их ценность заключается в том, что они принадлежат нашему современнику. В них видна искренность, простота человеческого сердца, та же немощь, как и у нас, то же неумение молиться, то же окамененное иной раз сердце.

Митрополит Антоний Сурожский обращается к Богу: «Всё за что я Тебя благодарю, Господи, это не только земное, оно пронизано твоей благодатью , оно освящено Твоим благословением… Господи! Соедини нас с Собой так же тесно, так же совершенно, как веточка, привитая на жизнь подающее дерево, соединяется с ним. Даруй нам быть заедино с Тобой, Господи, так, чтобы Твоя жизнь вливалась в нас, Твое Божество пронизывало нас, Твоя святость наполнила нас, Твоя чистота стала нашей чистотой».

Пусть, дорогие братья и сестры, наша молитва, которая обращена к Господу Богу, всегда будет согрета искренней верой в живого Бога, слышащего нас, и стремлением свою жизнь направить ко спасению. А Господь, видя нашу молитву, даст каждому из нас то, что просим мы.
Аминь.

Подготовила Светлана Нечаева


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
1 076
В начало страницыВ начало страницы