+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Промысел Божий в нашей жизни
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 13.01.19
Часто мы задумываемся на тему промысла Божьего по отношению к каждому из нас. И нередко знаком милости Божьей является ответ на нашу молитву, когда мы получаем просимое. Также болезни и иные скорби, наши и наших близких, мы можем трактовать как наказание за грехи. Но при этом, по слову апостола Павла, в этой жизни человек может лишь предполагать о том, какова для него воля Божья, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». И лишь только после кончины земной можно познать, каков был Божественный промысел.
Конечно, мы, христиане, надеемся и верим, что если мы с Богом и причастны Ему, то в какой-то степени избавлены от бед. Но при этом, очень важно осознавать, что Господь полностью от страданий, скорбей и смерти нас не избавляет… Он позволяет осознать и осмыслить, для чего все это. Грех, к сожалению, является неотъемлемой частью каждого из нас. И смерть есть оброк греха — то есть, его последствие. Человек испытывает это для того, чтобы вразумиться, исправиться. Чтобы не расслабляться и помнить, что Господь не только милосердный, но и Судия. Что Он наказывает человека за грехи.
Но ладно сам грешник получает наказание. А как быть насчет детей? Вспоминаем слова преподобного Антония Великого, который в сердечном сокрушении вопрошал Господа о причине страданий невинных — детей, стариков. Какое-то время Господь не отвечал ему. А потом сказал: внимай себе, ибо то, о чем ты думаешь, душевредно. Человек не может это вместить.
Рассуждая в рамках нашего времени, справедливость Божья понимается как долголетие, благосостояние, доброе здравие, многочадие. Все, что представляется естественным содержанием счастья человеческого. И мы просим у Бога всего этого — чтобы долго жить, удачно жениться или выйти замуж, чтобы детки были и все было хорошо. И вдруг оказывается, что и христиане страдают, что и христиане разводятся, и даже у верующих людей дети, за которых молятся, тяжело заболевают и даже умирают. И казалось бы, где же Божья справедливость?
Бог милостив и по нашей немощи посылает нам временное, на что мы надеемся и о чем просим. Но ценнее всего для Господа — вечность. Наша жизнь — медная монета, говорит святитель Иоанн Златоуст, а вечность — монета золотая. Будет ли сокрушаться тот, у кого забирают медь и дают золото? Тот, кто это осознает, будет благодарен подателю золота. Но пережить скорби — это не просто поменять монету. А тем более, не свои скорби, а невинных своих детей. Это очень тяжело.
И поэтому мы просим у Господа, чтобы Он не просто исцелил, а укрепил, чтобы исцеление было не просто временным облегчением. «Иди и больше не греши», — часто встречается в Евангелии это напутствие Христа исцеленному Им человеку. Тому, кто готов измениться, тому исцеление будет впрок.
К сожалению, те, у кого болеют дети, часто не до конца осознают, почему так случилось. Нередко это следствие родовых грехов, в которых не раскаялись ни мы, ни бабушки и дедушки. Кто-то из наших предков храмы взрывал, а мы об этом не помним. Кто-то в царя стрелял, а мы и не знаем. В своих глазах зачастую мы чуть ли не безгрешны и не заслуживаем всего этого. А бывает, что очень даже заслуживаем — хотя бы для того, чтобы задуматься… Ведь жизнь не такая гладкая и есть предзнаменование того ответа, который каждый из нас даст на Судище Христовом. Каждый!
Мало того, муж несет сугубую ответственность еще и за жену, и за детей. А не как у нас некоторые мужчины рассуждают: я глава семьи, поэтому делаю что хочу. Муж, безусловно, имеет первую и необходимую ответственность за всю семью. Хотя и жена несет великую ношу за детей, заботясь и переживая о них.
Но мы сегодня вспоминаем то событие, которое и наводит на мысль о промысле Божием. Это убиение 14 тысяч вифлеемских младенцев. Буквально неделю назад мы праздновали Рождество Христово, сегодня у нас отдание этого праздника. Еще недавно мы переживали радость — Христос родился, Бог воплотился! Волхвы и пастухи приносят дары, ангелы воспевают славословия. Чудо произошло! И при этом, вокруг происходит какое-то беснование. Иудейский царь Ирод спрашивает книжников и толкователей о том, где должен родиться Мессия. Просит волхвов, чтобы они разыскали родившегося Царя и сообщили Ироду, где Он. Конечно, мы понимаем что Ирод, который умертвил и жену, и детей, спрашивал об этом не для поклонения Богомладенцу. А думал, как бы Его схватить и убить. И волхвы, после поклонения Христу, получили знак не возвращаться к Ироду, а другим путем ушли на восток.
Ирод, почувствовав себя обманутым, в страшном гневе приказал убить всех младенцев в Вифлееме и его округе. Такой акт безумной жестокости засвидетельствован в истории. Конечно, число 14 тысяч иносказательно, в маленьком городе не могло быть столько младенцев. Но их было очень много. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет«, приводит здесь евангелист Матфей слова пророка Иеремии.
Вспомним, что Рахиль — мать Иосифа Прекрасного. Он был продан своими братьями в рабство в Египет. Уходя в плен, он поклонился могиле своей матери в Раме. А через долгое время именно в Раме, в этом городе неподалеку от Вифлеема, собирали иудеев после их поражения от Навуходоносора. Собирали для переселения в вавилонский плен. Перегоняемый народ страдал и стенал об этом. Иносказательно страдания продолжились: вроде как она смотрит на своих детей, которых угоняют в рабство. Или на детей, которых убивают по приказу царя… Ирод надеялся, что среди этих детей окажется Богомладенец.
Но мы знаем, что Иосифу Господь через ангела сообщил, что Святое семейство должно скрыться на время этих гонений. И до смерти Ирода Иосиф, Мария и Иисус находились в Египте. Только после его кончины они вернулись назад и поселились в городе Назарет, откуда и пришли для переписи в Вифлеем.
Задумаемся, как же так: Господь воплотился, и с младенчества был гоним, был в опасности! Да, Его не убили — а какие страдания претерпели другие семьи, матери и дети! И здесь снова вспоминаем слова Иоанна Златоуста о медной и золотой монете. Маленький ребенок не осознает страданий и скорби. Мы помним, что некоторые святые — в пустынях, в лесах, тяжело подвизались для того, чтобы в конце концов наследовать вечность. Длинный путь, иной раз мучительный, который они избирают добровольно. Младенцы, убитые воинами Ирода, наследовали Царствие Божие мгновенно. Они стали первыми мучениками — свидетелями, за Христа. И крещены были своей кровью. Таков был промысел Божий, избрать этих детей телохранителями Христа.
Мог ли Бог избавить их от этого? Конечно мог. Но мир лежит во зле. Мир того времени был страшно жесток, и Ирод был одним из самых кровожадных правителей того времени. Он правил 30 лет и умер просто ужасно. Все, что он совершал в жизни, нагнало его страшными мучениями, унынием, тоской и оставленностью. Больше наказать человека невозможно. Блага, которые он так стремился удержать — богатство, власть, он утрачивал медленно, разлагаясь своей плотью и умирая. И в этом и есть справедливость Божья.
Тот, кто воспринимает милость Божью, принимает Царствие. А тот, кто наказан, теряет его, и уже здесь, на земле, оказывается в аду. Промысел Божий на нужно научиться принимать — таким, каков он есть.
Может не всегда для нас легко и радостно принимать волю Божию. Может, не всегда это то, чего мы хотим. Но этом и есть наше спасение — царствие Божье нудится и только труждающиеся достигают его (Мф. 11:12). И нередко, если мы не хотим принимать крест Христов добровольно, то вынуждены нести его невольно. В этом случае наша задачам-мне роптать, не возмущаться, а понимать, что Господу Богу видны наши пути, наши ошибки, наши страсти, которые Он врачует нашими же скорбями.
Поэтому пусть Милосердный Господь, Воплотившийся Бог, дарует каждому из нас видение своих грехов, покаяние и принятие воли Божьей, спасительной для каждого из нас и ведущей в Царствие Божье. Аминь.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости