+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Притча о богаче и Лазаре
Богатый себе пламеню огненному осуди сластным житием: убогий же Лазарь нищету избрав в сем житии, сподобися нескончаемыя радости.
Дорогие братья и сестры! Насколько мы знаем свою веру? Нередко мы ищем человеческого утешения, радости, счастья, благополучия земного, желая людям успеха. Мы не умеем радоваться в печали, в тоске, ибо не понимаем, что испытания посылаются Господом, что у Него Свое ведение о каждом. Вера наша парадоксальна, Господь говорит: «Царство Моё не от мира сего» (Ин.18;36).
Мы думаем, что заслуженно предаёмся беспечности, довольствуясь своими успехами, материальными благами, здоровым состоянием, к которому мы привыкли, воспринимая свое достояние опорой нашей жизни. Господь, видя наше ослепление, по любви Своей посылает то, что вскрывает ложную основу нашей жизни.
Почему Господь раскрывает для нас веру? Потому что жизнь человека земной жизнью не заканчивается, она переходит в мир иной. И мы должны помнить о том, что посеем здесь, то и пожнём в вечности. Бывает так, что человеку многое даётся в жизни, но он не чувствует печаль, находясь в забытьи, как пьяница, который не способен отрезвиться. «Пьяным» может быть богатый человек, ослеплённый своим достатком. В этом состоянии ему не понять, что богатство, как впившийся клещ, отравляет ему кровь.
Воскресное Евангелие повествует притчу о «Богаче и Лазаре».
Богач, имя которого неизвестно, носил одежду из дорогого материала виссона и пиршествовал блистательно каждый день. Предаваясь беспечному пороку праздности и пьянства, он ничему другому больше времени не уделял. Страсти веселили и утешали его сердце. Из-за ослепления своим достатком, он и не осмысливал, для чего живёт.
У дверей дома богача лежал бедный человек по имени Лазарь. Он был не только нищим, но и больным человеком. Все его тело покрылось струпьями и язвами, которые лизали псы. Бедняга тяжко страдал, нуждаясь в крохе хлеба со стола богача, но и самого малого он не получал. Лазарь не роптал на Бога и богача, он без обиды и злобы непрестанно благодарил Господа за все то, ему посылается.
Богач и Лазарь умирают. Богач попадает в ад, а Лазарь — в рай на лоно Авраамово. Находясь в муках, богач обращается к Аврааму: «Отче Аврааме! Пошли ко мне Лазаря, чтобы он смочил конец перста своего в воде и остудил мой язык, который находится в несгораемом огне». Авраам ответил, что это невозможно, ибо великая пропасть разделяет их. Понял богач, что выхода нет. Осознал, что жил безобразно, иллюзорно мечтая, что пьяная жизнь не закончится никогда. Ослепление лишает человека чувства вечности. Мы не понимаем, что время, как песочек в часах, вытекает. Если мы пренебрегаем законом Божиим, то мы не ценим свою жизнь. Суд Бога беспристрастен. Знал, не знал — поздно, помилования не будет.
Вспомнив о своих пятерых братьях, оставшихся на земле, богач попросил Авраама отправить Лазаря на землю, чтобы их предупредить. В ответ он услышал: «Достаточно того, что уже Моисей и пророки говорили и говорят».
Бог сказал человеку все, что нужно. Чтобы человеку отрезвиться, понять, что есть закон, правда Божественная, которая выше всех благ, получаемых людьми в земной жизни.
Богач в тоске вновь и вновь обращается к Аврааму, прося, чтобы Лазарь восстал, дабы повлиять на его несчастных братьев. Авраам отвечает, если Моисея и пророков не слушают, то не поверят, если бы и кто из мёртвых воскрес. Это праобраз того, что Христос воскрес, но в храмах и в Воскресение Христово люди собираются лишь малой толикой.
Им кажется, что они вечно будут загорать в Египте, что их ждёт бескризисное пополнение богатства в банках и неисчерпаемое здоровье, не понимая, что такой жизнью разрушают свое и духовное, и телесное здоровье.
Важно задумываться, что мы сеем сегодня? Доброе ли семя любви, терпения, сострадания, милосердия? А может, ждём старости, чтобы начать молиться? Или что Сам Христос придёт и скажет нам: «Открой Евангелие и читай?».
К сожалению, не прилагая труда к изменению себя, люди находятся в ожидании старца или с неба сшедшего супердуховника, который скажет что-то особенное, укажет необыкновенный путь святости в отдельности каждому, надеясь, что всё исправится по молитвам и ответственности духовника. Что на самом деле духовник-то скажет? «Открой, мой друг, Евангелие и читай, читай утренние и вечерние молитвы, регулярно ходи в храм» и тому подобное. Но разве мы этого от него ждём? Мы ждём нередко чудесного явления.
Если мы имеем веру, нам не нужно умереть, дорогие братья и сестры, чтобы как несчастный богач, оказавшись пред Господом, осознать, что мы не все, что могли при жизни, делали. Если мы имеем веру, нам не надо, как Лазарю, лишиться всего в жизни, чтобы задуматься и научиться принимать от Господа все то, что Он посылает.
Этой притчей Господь Иисус Христос обращался к людям, которые тогда ещё не имели Христа Воскресшего, а отсюда и благодатной помощи. Он даровал её нам Своим Крестом и Своим Воскресением.
Также притчей Господь указывает нам, что будет воздаяние не только на земле, но и после нашей кончины земной. Верующий человек, в отличие от неверующего, помнит о том, каким будет суд Господень. Если его дом построен на камне веры, то дом тот устоит в любых испытаниях на земле и в вечности. Если же дом устроен на песке веры — вера человека только в себя, суетные дела, мысли, итог — испытания колеблют и разрушают здание жизни.
Господь основой личности человека заложил веру в Творца. Нам нужно искать свой путь, свою жизнь, которую явил для каждого Христос. В каждом Господь готов раскрыть Себя, если только пожелаем.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем утверждать свою жизнь на вере в Господа. Помня о том, что Он не просто явился на эту землю, не просто открыл наши глаза на наши грехи, Он указал нам путь обретения Вечности, говоря о Себе, что именно Он есть «и Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6). Вот на этой Истине, на этой Жизни и будем идти Путём веры в Господа. А Он, видя нашу веру, дарует нам то лоно Авраамово, то Царство Небесное, обещанное всем верным и любящим Его. Аминь.
проповедь протоиерея Ярослава Иванова
записала Тамара Кондакова