+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Притча, которая разрывает шаблон или когда нет сил оставаться человеком

Татьяна Теточко
Дата публикации: 08.02.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

история, которую мы сегодня слышали — самая содержательная из евангельских притч по мнению толкователей. Притча о блудном сыне

У человека двое сыновей. Старший трудится на земле вместе с отцом. А младший в какой -то момент решает, что ему пора освободиться от ответственности и требует выделить положенную ему часть имения. Чтобы было понятнее: по еврейским законам дети могли пользоваться имением только после смерти отца — тогда оно передавалось по наследству старшему сыну. Иногда по завещанию выделялась часть младшему, но не более 1/3.

Так что у тех, кто слушал тогда эту притчу, произошел, что называется, разрыв шаблона. Господь Иисус Христос вызывает Своим повествованием изумление, желая привлечь внимание к рассказанному.

Младший берет свою часть денег и уходит в дальнюю страну, где живет расточительно, развращенно, по-русски — блудно. Можно сказать: «Самостоятельный человек, имеет право». Но свобода в чем заключается? Свобода жить без Бога… или свобода быть с Ним?

А христианство — это жизнь по Уставу, по порядку, по заповедям. Мы же, по слову апостола Иакова, постоянно колеблемся: то верую, то нет, то иду, то не иду, то молюсь, то перестаю. Человек подобен прибору. Если его не подключить к сети, он не работает. Хотя все есть: тело, сердце, дух. Но если не имеет благодати, нет и сил быть человеком. Те, кто отказывается от благословения, автоматически получают проклятие. Вместо власти над миром, как было задумано для человека — над человеком владычествует диавол. Младший сын в притче тоже впал в зависимость от него.

Свиньи, которых ему пришлось пасти, когда кончились деньги — по толкованию это бесы. Те рожки, которыми блудный сын рад был бы наполнить свое чрево — удовольствия, которые уже не утешают. Это механизм всякой зависимости — вспомним страдания наркоманов, алкоголиков, блудников, которые ищут новую порцию ощущений только для того, чтобы унять муки от их отсутствия…

В какой-то момент юноша осознал свое гибельное состояние: «Даже наемники у моего отца живут лучше, чем я». Внутреннее раскаяние он выразил и внешним действием — встал и пошел к отцу, чтобы попросить прощения и стать одним из его работников.

Бог и намерения целует, говорит святитель Иоанн Златоуст. Решимость и действие — признаки настоящего покаяния. 

Как отреагировал отец? Он каждый день выходил на дорогу и высматривал вдалеке пропавшего сына. Едва завидев его, он побежал навстречу. Он не дал ему произнести до конца его покаянную фразу и тут же восстановил его в облике сына.«Был мертв и ожил» — так сказал о своем младшем ребенке отец. Фарисеи, должно быть, были в шоке. По нашему рассуждению, блудный сын опозорил отца, оскорбил и предал. «Педагогично»можно было бы выдать ему: «Ты такой-сякой! Еще 5 лет побудь как наемник, а там, так и быть, может прощу». Но Бог не о человеческих обидах говорит, Он не обвинить нас ищет, а оправдать.

В честь возвращения юноши отец закалывает тельца — это образ Евхаристии, поясняют Святые отцы.

Старший сын в притче символизирует собой еврейский народ. Он всегда был с отцом и, видя происходящее теперь,  возроптал: «Ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка…». Евангелие дает несколько примеров такой странной логики. Помните притчу о наемных работниках? Кто-то трудился в винограднике с самого утра, кто-то с обеда, а кто-то всего час, и все получили одинаковую оплату. А Бог все понимает и знает. Мы, церковные, не можем судить нецерковных, не можем осуждать немощных.

Старший сын — не плохой. Как и младший — не хороший. Но если мы сами отказываемся от благодати, то…

Без Бога человек лишается разума, буйствует, разрушает свою жизнь. Понаблюдайте, каждый видел такие примеры: человек в исступлении пробивает стену головой, либо в оцепенении «засыпает». Наша вера — не сладостный мир, в который мы уходим от жизни, не какое-то хобби — да мы просто не можем без этого. Мы приходим в храм по воскресеньям не потому, что сильно хочется. У Ф. М. Достоевского как-то спросили: «А для чего тебе эта вера?». «Если бы не вера, я бы тебя убил» — ответил писатель.

Страсть вне Бога захватывает человека и разрушает его. Блудный сын — притча о каждом из нас. Даже обычный грех разрушает нашу связь с Богом. Сколько таких эпизодов в течение даже одного дня! Мне некогда молиться, некогда читать Евангелие, я занят  — и для благодати перекрыт источник питания. А без нее человека начинает разносить. Поэтому милостивый Господь пусть сохранит нас и вразумит!

Подготовила Татьяна Колодяжная

Фото Надежды Тютиковой

Открывает место человека в мире, начиная от Адама. Он имел все необходимые для жизни и развития блага — согрешает — отходит — утрачивает достоинство образа Божия, которое отличало его от животных. Утрачивая вектор на становление и развитие человека в Боге — обожение.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
317
все новости
В начало страницыВ начало страницы