+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Преполовение Пятидесятницы
В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Ин.:7) и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»(Ин.7:37). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира.
Содержание:
Преполовение Пятидесятницы
Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Троицы. Между четвертой неделей (исцеление расслабленного в купальне у овечьих ворот) и пятой — Неделей о самарянине в среду 4-й седмицы Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Расположившись точно посредине между Пасхой и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения и связывает и разделяет два великих христианских торжества. Вспоминаем мы, приходя в церковь в этот день и о проповеди Спасителя в преполовение праздника Кущей.
Ветхозаветный праздник Кущей получил название от шалашей, сложенных из веток, в которых евреи, вспоминая о сорокалетнем странствовании по пустыне, поселялись на время праздника.
На восьмой день праздника первосвященник выходил из храма Соломонова и, подобно Моисею, добывшему воду в пустыне, зачерпывал в источнике Силоамском золотою чашею воду и при звуке труб возвращался в храм, чтобы, смешав воду с вином, возлить ее на жертвенник.
Так было всегда…
Евангелие от Иоанна говорит, что в середине праздника вошел Иисус в храм и учил.
«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его».
Ин. 7: 14-30
Иисус Христос в этот день открыто говорил и о Своем Божественном посланничестве и о живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил — это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа. Поэтому в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия.
Соединяя воспоминания об освящении воды в купели Силоамской с воспоминаниями о живой воде учения Иисуса Христа, Русская Православная Церковь молится в этот день Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия.
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Ин. 7, 37-39
На день Преполовения принято было на Руси освящать воду на реках и в колодцах, совершать особые крестные ходы на поля, читая над нивами, засеянными хлебом, молитвы и окропляя всходы святою водою.
Тропарь Преполовения
Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
У колодца Иакова
Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы, связанное с исцелением расслабленного в купальне у овечьих ворот, всё время вспоминает о воде, которую Господь обещал дать, и этот благодатный поток выносит нас в Неделю о самарянине.
Иисус шел тогда из Иудеи в Галилею.
Между Иудеей и Галилеей находилась Самария, жители которой, как и евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, хотя правоверные евреи и гнушались общаться с ними.
Когда Иисус с учениками пришел в самарийский город Сихарь, Он отправил учеников купить пищу, а сам сел у колодца.
Был полдень… Как поется в известном духовном песнопении:
Под тенью навеса на выступе гладком,
Сидел у колодца Христос,
Тут шла самарянка; обычным порядком
Наполнила свой водонос.
Христос попросил поделиться водою,
Она же сказала в ответ:
«Ведь я самарянка, а с нашей средою
Общения, кажется, нет».
Христос ей ответил: «О, если б ты знала,
Кто воду живую творит,
Сама бы искала, сама бы просила,
Того, кто с тобой говорит».
— Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, — сказал Иисус в ответ самарянке.
— Господин! — сказала самарянка. — Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
— Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, — сказал Иисус, — а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
— Господин! — воскликнула самарянка. — Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
— Пойди, позови мужа твоего и приди сюда, — сказал Иисус.
— У меня нет мужа, — призналась женщина.
— Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, — сказал Иисус, — ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…
Я вижу, пророк Ты, скажи где молиться?
На нашей горе Иразим.
Иль Богу Живому, иль в храме Святому,
Пришедше во Иерусалим.
Ни здесь и ни там, но везде и повсюду,
Где сердце любовью горит,
Об этом Мессия поведает людям,
Мессия с тобой говорит.
Тогда самарянка бегом побежала,
Оставила свой водонос,
И встречным кричала и всех призывала,
Идите: «явился Христос!»
Он там, у колодца, сидит, ожидает,
С восторгом кричала о Нем,
Послушайте только, как Он рассуждает
И очи пылают огнем.
Он все мне сказал, что я думала тайно,
Пойдите, он скажет и вам,
И все удивлялись, встречая случайно,
И верили этим словам.
И весть самарянки в сердца проникала.
Хоть была коротка, проста,
И многие люди спасенья искали,
В учении Иисуса Христа.
Разговор Иисуса с самарянкой помещен в четвертой главе Евангелия от Иоанна. Беседа с самарянкой — одна из первых проповедей Спасителя.
И какой поразительный контраст!
Иудеи, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Иисус — истинный Бог. А самарянка, которая не знала Святого Писания, сразу в Него уверовала. Более того, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния…
И это и открыло ей глаза, ибо никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние.
«Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях, — говорил еще, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Святейший патриарх Кирилл. — Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой»; «не разговаривай долго с женщиной»; «лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину». Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими оскверняющим. И, наконец, жена самарянская ко всему оказалась грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной.
Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, «терпящей зной премногих страстей», сердцеведец Христос благоволил преподать «воду живую, иссушающую источники грехов». Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми.
Говоря о воде, наполняющей колодезь Иакова, Спаситель замечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Это, конечно, аллегорическое различение между ветхозаветным законом и чудесно преумножающейся в душе человека благодатью Нового Завета.
Важнейший момент беседы — ответ Христа на вопрос самарянки о том, где надлежит поклоняться Богу: на горе Гаризим, как это делают ее единоверцы, или же в Иерусалиме, по примеру иудеев. «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, — говорит Иисус. — Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе».
В Духе и Истине — это означает, что вера не исчерпывается обрядом и ритуалом, что не мертвая буква закона, а деятельная сыновняя любовь угодна Богу. В этих словах Господа мы находим одновременно и самое полное определение христианства как жизни в Духе и Истине.
Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа.
Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. «А по грешному житейскому обычаю — самарянка», — возможно, возразят нам. Пусть так. Но Христос, вспомним, не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее, по Промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было, так будет. Ибо источник воды Спасения, которою благословил нас всех Христос, есть ключ неиссякающий».
Из книги:
Великая Пасха. Праздник праздников/ Автор-сост. Н.М.Коняев. –М.:Вече, 2010.-272с.-(Православие. Традиции. Люди).
Христос и самарянка. Духовные стихи. Исполн. А.Емельянов
Преполовение Пятидесятницы — 25 мая в 2016 году
«Жаждущую душу мою благочестия напой водами» — священник Филипп Парфенов
От Пасхи до Троицы. Календарь Пятидесятницы.
все новости