+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612г, (22 октября, ст./4 ноября, нов.)
Содержание:
Тропарь
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Священномученик Ермоген
Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
Священномученик Ермоген происходил из донских казаков. Он был священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Cвятитель сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от неё чудесах.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а в 1606 году он был возведён Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих. Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось после его смерти.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Святитель Ермоген.
Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий
Призыв Патриарха Ермогена подхватил архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий. Каков же был подвиг сего праведного мужа не только для своей святой обители, но и для царствующего града Москвы, о избавлении которого он молился день и ночь, так что каждая ночь была для него днем! Ибо в то время, когда Москва была в осаде — в течение полутора лет, он непрестанно в церкви Божией и в келлии с великим плачем стоял на молитве и предавался отдыху лишь после долгих молитв.
Посадил Дионисий у себя в келлии писцов и приказал им переписывать списки с грамот, призвавших народ к организованному сопротивлению полякам, которые непрестанно рассылал с гонцами по всем городам русским.
«…Если мы прибегнем к прещедрому Богу и Пречистой Богородице и ко всем святым и обещаемся сообща сотворить наш подвиг, то милостивый владыка, человеколюбец, отвратит праведный свой гнев и избавит нас от лютой смерти и латинского порабощения», — писал он.
Послания его производили глубокое впечатление. В городах вооружались отряды ратников. Верным помощником архимандриту в деле стал келарь Авраамий Палицын. Его подпись ставилась в грамотах вместе с именем Дионисия.
Воскресили Троицкие грамоты всю Русь, ополчили её на врагов.
Явление прп.Сергия Радонежского Кузьме Минину
Получили грамоты Дионисия и в Нижнем Новгороде. Здесь, осенью 1612 года, Кузьме Минину, человеку чистой жизни и веры, явился во сне Преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Собирай казну, собирай людей и веди их на Москву». Проснулся Минин «во многом страхе», но, поразмыслив, решил, что не его дело военным обустройством заниматься и не придал виденному значения. Было ему видение «вторицею» (во второй раз), и снова остался купец при своём мнении. Но чрез малое время явился ему в третий раз Преподобный Сергий и сказал «с прещением» (угрозою): «Не говорил ли тебе об этом, что есть (Божие) изволение праведных судеб Божиих помиловать православных христиан и от многого мятежа в тишину привести. Сего ради нужно тебе казну собрать и ратных людей наделить, да очистят (они) с Божией помощью Московское государство от безбожных поляков и прогонят еретиков».
По Промыслу Божиему, К. Минину, человеку чистой жизни и веры, несколько раз было видение преподобного Сергия Радонежского, «игумена Русской земли», понуждавшего Косьму поднять народ на борьбу и спасти Православную Веру. Об этом слышал в Троице-Сергиевом монастыре от самого архимандрита Дионисия, из уст его монах Симон Азарьин, автор “Книги о новоявленных чудесах Преподобного Сергия”, изданной в 1654 году.
И уверовал купец в сказанное преподобным Сергием. Слова святого старца подвигли его на пламенную речь перед нижегородцами. Осталась она в памяти народной. Сказал Кузьма Минин:»Буде нам похотеть помощи Московскому государству, и то нам не пожалети животов своих, да не только животов своих, и дворы свои продавати, и жены и дети закладывати, и бить челом, чтобы кто вступился за веру Православную и был у нас начальником».
Второе ополчение
И начали нижегородцы сбор второго ополчения, которое возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
По дороге к Москве 14 августа 1612 года князь Дмитрий Пожарский остановился под Троицею. Архимандрит Дионисий отслужил молебен, окропил войско святою водою и отправил в Москву с войском Пожарского и Минина келаря Троицкого монастыря Авраамия Палицына.
Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. Из обители писали к ним о мире. Келарь Авраамий переходил из стана в стан, то склоняя несогласных воевод ко взаимному вспоможению, то ободряя в самых сечах именем Сергия, то убеждая казаков не отделяться от воинства. Чтобы удовлетворить корыстолюбивых, обитель предложила казакам последние свои сокровища – священные ризы, низанные жемчугом. Но никто не дерзнул коснуться святыни, и все единодушно обещали не отступать от столицы, доколе не освободят её.
В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Освобождение Москвы
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня — Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
Икона Божией Матери «Казанская» — чудотворный образ, принесенный нижегородским ополчением в Москву, с венчиком от князя Пожарского в благодарность за спасение России в 1612 году. До 1930 года находился в Казанском соборе на Красной площади. В настоящее время находится в Богоявленском соборе в Елохове в Москве.
Избрание царя
Москва была очищена, но престол оставался ещё праздным. 21 февраля 1613 года в неделю Православия, то есть в первое воскресение Великого поста, собором выборных единым мнением указали на Михаила Федоровича Романова. Тогда Рязанский архиепископ Феодорит, Троицкий келарь Авраамий Палицин, Новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов пошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь: кого они хотят в цари? Народ единодушно воскликнул: «Михаила Федоровича Романова!» Тогда Авраамий Палицин сказал: «Се бысть по смотрению Всевышнего Бога!». А в апреле 1613 года архимандрит Дионисий встречал в Троицком монастыре нового царя Михаила Романова.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
По слову Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Казанский собор на Красной площади всегда «был символом воинской славы, он прежде всего был домом молитвенного поминовения павших воинов, местом усердной молитвы о нашем Отечестве и наших душах».
Источники:
- Толстой М.В. История русского православия. – М.:Эксмо, 2010.-544с.: ил.-(Религия. Библиотека русского православия)
- Митрополит Платон (Левшин). Краткая российская Церковная история. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 365 с.
- Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней/авт.-сост. А. Соколов, протоиер.).- Н.Новгород; Саранск, 2005.- 176 с.
- Святитель Ермоген, Патриарх Московский/ Составитель Е.А.Смирнова. – М.: Братство св.Ермогена, патриарха Московского, 2005.- 275 с.
- Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории православия в России. – М. Правило веры, 2002.- 622 с.
- Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Перевод на русский язык. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.- 287 с.
- Преподобный Дионисий Радонежский. Житие. Повествование о чудесах преподобного Дионисия. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.- 143 с.
- Анисов Л.М. История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в истории России.- М.: «ИПП «КУНА», 2013.- 168 с.
Как преподобный Сергий в Смутное время свою обитель спасал
Предлагаем вниманию читателей статью и видео с сайта Pravmir:
http://www.pravmir.ru/kak-prepodobnyiy-sergiy-v-smutnoe-vremya-svoyu-obitel-spasal/
все новости