+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Получить вдохновение жить по-христиански

Татьяна Теточко
Дата публикации: 19.06.2019

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова на праздник Троицы, 16.06.2019

Сегодня с особенным чувством мы произносим Имя Святой Троицы — Отца, Сына, Святого Духа, ибо наступил день Святой Троицы. Или, иначе, Пятидесятница — так как именно на 50- день после Пасхи было сошествие Духа Святаго на апостолов, через 10 дней после Вознесения Христова. События праздника совпадают с днем еврейской пятидесятницы. У евреев это был праздник принятия закона Моисеева — Десятисловие или 10 заповедей, которые до сих пор для нас являются древним руководством для исполнения закона Божьего в жизни по правде.

Мы сегодня вспоминаем сошествие Духа Святого на апостолов. Именно поэтому мы празднуем Троицу. Потому что Бог Отец всегда над всем, Он источник любого действия, источник нашего спасения, сошествия Духа на апостолов и на нас с вами, и Он же рождает Сына. Мы видим, что Отец, Сын и Дух Святой всегда были, есть и будут. Бог-Отец был открыт в Ветхом завете всему человечеству, Бог-Сын был открыт через воплощение Господа Иисуса Христа, а Дух Святой был явлен особым образом, когда Он сошел на святых апостолов, на тех, кого Господь избрал как Своих учеников.

И недаром этот день мы чтим как день рождения Церкви. Потому что Господь через воплощение освятил Своим Божеством Свое же человечество. И, будучи нетленным Словом Божиим, выразил это Слово так, что даже наши человеческие уши услышали и восприняли его, слово о Царствии Божьем, о спасении нашем.

Дух Святой пребывал и в Ветхом завете, и с самим Христом. Но, когда Господь Иисус Христос возносился, Он предупредил учеников, что придет «другой Утешитель». Другой — ибо и Христос Утешитель. И Дух Святой сошел на апостолов явно, в виде огненных языков, и как бы оживил созданное Христом Тело Церкви в лице святых апостолов. Ведь они были живыми людьми и не имели той особой благодати, которая необходима, чтобы донести до каждого человека ту благодатную силу проповеди, тот Дух Святой, который свидетельствует о Боге более, чем наши слова. 

Ибо апостолы получили не только дар проповеди, но и дар языков — способность говорить на иных языках. А ведь мы понимаем, что и говоря на одном языке с людьми, не всегда нам удается донести до них то, что хотим. Как часто так бывает даже в родной семье… А почему так происходит?

Потому что наша проповедь основана не на благодати Божьей, а на каком-то нашем понимании, отличном от понимания другого человека. И нередко гордыня и самолюбие выступают между нами препятствием в слышании друг друга. Такое же смешение языков и наречий произошло при строительстве Вавилонской башни, когда люди перестали друг друга понимать и слышать. И вероятно, даже не разные диалекты у людей образовались, а просто они, даже говоря на одном языке, перестали слышать друг друга, упираясь именно в свою гордость, самомнение и самоволие. Так и у нас с вами, к сожалению, без Бога происходит разобщение.

Но Господь пришел для того, чтобы как раз научить нас слышать и Его учеников, апостолов, и друг друга, слышать в любви и понимании. Поэтому мы празднуем сегодня день рождения Церкви, день сошествия Духа. Святитель Феофан Затворник приводит такое сравнение: тело как будто было подготовлено к жизни, но еще не действовало. Вот так и тело Церкви было подготовлено к тому, чтобы жить, но не хватало сил и энергии для того, чтобы действовать и двигаться. И вот, когда сошел Дух на Церковь, теперь эта благодатная энергия, эта укрепляющая и воодушевляющая сила стала содействовать ученикам Господа донести истину до сердца каждого человека, невзирая на все трудности. Дух Святой подобен пульсу в нашем организме, говорит также святитель Феофан. Мы не видим его, но чувствуем, как он качает кровь. Так и церковный календарь, все наши праздники годового круга — когда проживаем их, то как бы дышим вместе с Церковью. Если же отпадаем от этого круга, то дыхание и пульс наш прерывается. Вначале появляется духовная аритмия, а потом и жизнь начинает разрушаться. А когда мы хотим, чтобы наше духовное сердце билось твердо и ритмично, то мы припадаем к церковному дыханию, которое в Церкви почиет.

Дух свободен, и только свободным людям, желающим воспринять Его, этот Дух сообщается. Недаром преподобный Серафим Саровский целью нашей христианской жизни называет стяжание Духа Святаго Божьего. Стяжание благодати, особой силы, харизмы, которая позволяет человеку воспринять те дары, которые Господь сообщает нам. Дары нашего спасения, искупительной Жертвы Господа и дары наследия Царствия Божьего.

Потому что мы с вами можем, конечно, жить по-христиански, исполняя какие-то законы, совершая какие-то действия, но какая связь между нашими действиями и спасением в духовном таинственном образе нашей души? Именно благодать Божия — та среда, тот сок, который позволяет переваривать нам эти духовные дары, посылаемые Господом. Даже если мы читаем какой-либо евангельский текст или слышим церковное песнопение, если мы не воспринимаем его через Дух, то эти слова могут оказаться для нас совершенно пустыми, невзрачными, слабыми и не побуждающими нас к действию. А благодать Божия это та энергия, которая побуждает ко спасению, к конкретному делу в направлении наследия Царствия Божия. Если мы чувствуем в себе эту энергию, если стараемся ее потреблять именно в этом плане, чтобы наша жизнь была строилась по Евангелию и была связана с деятельным исполнением заповедей Божьих, то несомненно, благодать будет не просто нам сообщена, но дарована с избытком.

Как известно, «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Бог нас Сам призывает ко спасению, Сам окрыляет и одухотворяет, Сам учит молиться и спасает — но при этом, где наша свобода? Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нашего участия не может. Поэтому мы говорим не только о той благодатной духовной энергии, но и о необходимости нашей с вами воли, чтобы Дух Святой лишь помогал нам, а не заменял наш дух, нашу волю, нашу направленность ума. Важно помнить о таком явлении как синергия — взаимодействие двух воль в деле спасения. 

Завтра мы с вами особым образом будем еще почитать эту ипостась Бога — Дух Святой. Но сегодня с особой радостью вновь произносим эту молитву «Царю Небесный». 50 дней мы не читали ее, и чувствуется в душе даже какое-то оскудение — настолько привычно уже испрашивать на любое начинаемое дело благословение Бога, чтобы оно было сделано не только и не столько нашими трудами, но чтобы Господь укрепил нас и помог довести до конца труды, совершаемые во славу Его.

Подготовила Татьяна Теточко
Фото Надежды Тютиковой
Видео Степан Шип


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
179
все новости
В начало страницыВ начало страницы