+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Похвала Пресвятой Богородице: как наше поражение обернулось просвещением
Похвала Пресвятой Богородицы — древнейший акафист, в основу которого легли события IX века — избавление греков от нашествия от врагов, в числе которых были наши предки — скифы. Комментарий о празднике дает священник нашего храма, иерей Андрей Гупало, имеющий преподавательскую квалификацию по истории Древней Церкви:
Было это при императоре Михаиле III (по другим источникам, при Василии I Македоняне) и патриархе Фотии. Славяне-язычники (греки их назвали скифами), под предводительством первых русских князей-дружинников Аскольда и Дира совершали первую военную кампанию против Византии. Надо сказать, что скифов в то время трепетали все народы по причине их небывалой жестокости. Своих врагов они убивали и грабили зверски.
Главным храмом Константинополя в то время была Влахернская церковь. В ней хранилась великая святыня — Честная Риза Пресвятой Богородицы, и в особенно важных для народа случаях в храме совершалось усердное моление. А город подвергся серьезной опасности — враги были уже на подступе. И греки молитвенно воззвали к Божьей Матери. Патриарх, совершая крестный ход, вышел в залив, который уже заполонили скифские лодки. Опустил Честную Ризу на воду, и в этот момент поднялись такие волны, что опрокинулось большинство судов противника. Большая часть славянского флота оказалась потоплена. Изумленные Аскольд и Дир просили греков прислать проповедника, который мог бы рассказать о Боге византийцев — том Боге, который не допустил победы скифов. хотя она казалась неизбежной. И Патриарх отправил на Русь византийского проповедника, который рассказал руссам о Христе и Евангелии. По-видимому, общение происходило через переводчика — Кирилл и Мефодий еще не дошли до славянских земель.
Проповедь поразила руссов, но они потребовали знамения, сказав: «Мы поверим в Бога. если это Евангелие не сгорит в огне». Проповедник с верой возложил Святое Евангелие на огонь, и оно действительно осталось невредимым. Предание повествует, что тогда, в 60-х гг. IX века, совершилось первое крещение руссов, получившее в истории название «Фотиево крещение». Приняли христианскую веру и сами князья Аскольд и Дир.
Через некоторое время первые славянские князья-христиане были убиты князем Олегом — тем самым вещим Олегом, который тоже ходил на Константинополь и прибил к его вратам свой щит. Русское общество оказалось разбито на два лагеря — приверженцы язычества желали вернуть прежний порядок и изгнать дух новой веры.
Так или иначе, это первое крещение осталось в памяти наших предков. А в летописи греков описанные события осталось еще и первым созданным акафистом Пресвятой Богородице — «Взбранной Воеводе победительная». В этом песнопении мы вспоминаем не только то, как Она защищала византийцев-христиан от видимых врагов, но и то, что Божья Матерь покрывает всех верных чад Святой Церкви от врагов невидимых, которые одолевают особенно в ту пору, когда Церковь идет по пути Великого поста. Наша брань не против плоти и крови, и посему мы молим, чтобы начальником этого сражения была Сама Богородица — Взбранная, то есть, Непобедимая Воевода.
Беседовала Татьяна Колодяжная
все новости