+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Почему верующий человек просит: «Помилуй меня», а не «помилуй его»

Дата публикации: 28.09.2018

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 23.09.18

Мы неустойчивы в добродетели. Сами себе, Богу, своим близким обещаем, что мы изменимся, исправимся, сделаем как необходимо. Но проходит время и мы утрачиваем тот позитивный настрой и силы. Сдаемся и встаем опять на тот путь, который когда-то привел нас к бедам, несчастьям и болезням.Почему верующий человек просит: "Помилуй меня", а не "помилуй его"

Вновь необходимо прилагать усилия. И нередко уже большие, ибо греховная привычка захватывает душу человека и делает его рабом (хотя сам человек при этом может считать себя независимым и свободным). «Постоянство — свойство Бога», говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Только Он неизменен в Своей добродетели, ибо Он, по сути, живой Абсолют, та Личность, Которая не меняет Своего Слова и не забывает Своей цели.

Мы же, в силу нашего несовершенства и, все-таки, свободы, которую нам Господь дал, часто уклоняемся от избранного пути, того, который является для нас благом. Апостол Иаков уподобляет непостоянного человека волне, которая колеблется ветром. Волна несамодостаточна, поскольку находится в море, в пространстве воды. Она испытывает различные внешние и внутренние воздействия, которые заставляют ее менять свое положение. Вот и мы — также. Мы находимся в разных условиях, и это, с одной стороны, нас оправдывает, а с другой — печалит. Особенно это ощущается, когда мы думаем о наших близких, о детях. Как бы мы хотели, чтобы они были постоянны, чтобы они держали свое слово! В отношении себя мы не так это ощущаем: ну ладно, изменился, оступился…

Но при этом постоянство должно быть живым, оно должно совершаться на основе некой силы. Ведь и камень постоянен — он практически не двигается. Но он мертвый. А жизнь очень часто соприкасается с движением. И тут мы вводим такое понятие. Есть постоянство природы — реки, которая течет по руслу; постоянство действий муравьев, пчел. Тут мы, все же, говорим о природе неразумной. Да, она создана разумом, и благодаря заложенному порядку существует и обновляется.

А человек обладает свободой разумной. Разум — то что Богом нам дано. И как раз он нас призывает к постоянству. Он не мечется, он говорит нам о логике, о сообразности, поступенности, о необходимости того или иного.

В душе мы честно признаем, что заповеди Божьи абсолютно правдивы и нужны. Но при этом мы то желаем и трудимся над тем, чтобы их исполнять, то не имеем к ним прямого отношения. Это уже изменчивость нашего нрава, влияние внешней и внутренней среды… Но, так или иначе, Господь обращается к нашему уму и сердцу. И нередко в Ветхом Завете мы слышим: «Чадо, дай Мне свое сердце». Чтобы сердце наше было к Нему обращено, Ему посвящено и к Нему стремилось.

И это устремление приводит в конце концов к тому, что сердце и разум исполняется Богом. В Нем есть постоянство. Соответственно и человек, который разум свой сочетает с Богом и сердце исполняет Им, тоже становится постоянен в добродетели. Он жаждет ее всегда, у него появляется чувство. Как убеждаемся в житиях святых: они многие годы, казалось бы, неподвижны в своем подвиге, делают одно и то же — как те же муравьи и пчелы. Но при этом они когда-то преодолели трудность приобретения этого навыка. Для того, чтобы жить в Боге. Бог указал место встречи с Собой в сердце человеческом. И человек, однажды с Ним соприкоснувшись, пожелал это место сделать всегда способным ко встрече с Богом. А для этого необходимо постоянное трудовое послушание.

Почему верующий человек просит: "Помилуй меня", а не "помилуй его"

Мы сегодня слышали евангельский рассказ про жену-хананеянку, которая пришла ко Господу со словами: «Дочь моя жестоко беснуется». Она шла за учениками-апостолами и громким голосом обращалась к ним, прося о помощи. Язычники — мы не говорим о том, что это люди неверующие. Но они не верят в Того Бога, в которого верим мы. Эта язычница не верила в единого Бога евреев, и по сути не могла верить во Христа как в Сына Божьего. Но в тот момент она не нуждалась ни в каком богословии, ни в каком объяснении. Увидев Христа, она поняла, кто Он, поняла, что Он единый сможет помочь.

И, видя Его могущество, силу, способность к чудотворению, в простоте душевной обратилась к Нему. Молитвенная ревность хананеянки поразила Господа.

Но при это его реакция была удивительна — Он не отвечал ей ничего. Даже апостолы, слыша ее крик, просили, чтобы Он отреагировал на ее нужду. И женщина, забежав вперед, встала на колени, прося: помоги. «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», — отвечает Христос.

Представьте себе, на молитву нуждающегося человека Бог отвечает что ты пес, и хлеб, который Я могу дать, тебе не принадлежит. Страшные слова! Но мы знаем, что Господь Сердеведец. Ничего просто так Он не делает, а тем более, раз об этом записано в Евангелии. Раз Он так сказал, значит его миссия как Помазанника, Спасителя мира была прежде всего в спасении избранного народа еврейского. И поэтому, когда Он пришел к ним, чтобы этот благословенный народ услышал, что Он желает их спасти, Господь неоднократно повторяет: прежде благословенные должны воспринять хлеб, который Я принес. А потом уже те другие, которые пожелают и станут способными этот хлеб принять.

Более того, язычников и евреи называли псами. Иудеи видели себя единственно достойными Божьего благословения, а остальных считали проклятыми и недостойными не только благословения, но и крох со стола. Эта женщина проявила удивительное смирение, сказав, что и псы могут ловить крохи. И здесь мы понимаем, что она не только верует, она и просит правильно, искренне и смиренно. «Бог гордым противится а смиренным дает благодать», сказано в послании апостола Иакова (Иак. 4:6). Как раз здесь и видна сила этого слова.

Казалось бы, все очевидно — евреи избранный народ, благословение Божье над ними. Но при этом Господь не дарует им благодать свою. А те люди, которые не избраны изначала, их Господь благословляет по их смирению. И в заключение этой истории мы слышим от Господа слова к ханенеянке, которые Он вообще никому не говорил: «Велика вера твоя!». «И исцелилась дочь ее в тот час», говорит нам Священное Писание.

И здесь мы обнаруживаем в молитве этой женщины несколько очень важных моментов:

  • Прежде всего — вера. Вроде очевидно, что необходимо молиться с верой. Но при этом, даже когда мы читаем молитвенное правило, часто у нас не хватает веры что Бог нас слышит, что Он нас утешит, что подаст просимое. Мы суетимся, исправляем ситуацию, что-то предпринимаем, или наоборот — садимся и опускаем руки, но веры не имеем.
  • Следующий момент: то, что говорила эта женщина, которая имела очевидную скорбь. Ведь что такое бесноватый дома? Святитель Николай Сербский говорит, что такой дом похож на кладбище. Трудно представить, каково жить с умалишенным человеком, который кричит, сквернословит, дерется, проявляет агрессию и так далее. Это страшно. И эта женщина, придя к Господу, даже не просит, чтобы Он исцелил ее дочь. Она говорит: «Помилуй мя», понимая, что это ее проблемы, ее крест, ее ноша, которую ей видимо предстоит нести еще сколько-то времени. И этой милости она просит у Господа.

Бывают нужды, связанные с нашими близкими, проблемы, которые не только наши но и вот этого человека — и ему бы испрашивать у Бога решение этой ситуации! Но он не просит, не молится. Он пьет, ленится, дома сидит, не учится, не работает — много проблем может быть. Все равно, обращение человека верующего: «Помилуй меня», а не «помилуй его». Почему? А потому что если Господь помилует меня, укрепит во мне разумение и силы, то без сомнения, Божья милость даст рассуждение и мне, и моему близкому. Ведь в каждом из нас есть Свет, которые освещает тех кто рядом, даже и неверующих. Если, конечно, мы поддерживаем этот свет. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23), предупреждает нас Господь.

Поэтому очень важный посыл в молитве — прежде всего молиться о том, чтобы Господь нас вразумлял, тех людей которые стоят в храме, которые открывают молитвословы, осознают проблему и в вере выражают ее, обращаясь ко Господу Богу. А Господь проявляет милость тогда, когда мы очищаем свое сердце. Покаянием, изменением образа жизни — который очень часто не дает оснований для ответа на нашу молитву, потому что просим одно, а делаем другое…

  • Далее мы слышим, что эта жена проявила смирение. И в этом же проявляется ее настойчивость. Вроде, как это, смирение и дерзновение? А дело в том, что дерзновенный человек — терпеливый, постоянный в своем труде. И поэтому вера проявляется не тогда, когда мы дерзновенно обратились и получили просимое, а когда мы просим раз, два — и не получаем.

Не тогда, когда воскликнул: «Господи, помоги мне!» и тут же Господь молнией поразил всех врагов, тебе ум просветил и ты побежал с утроенной силой совершать множество добрых поступков. А тогда, когда просим-просим, и вроде все одно и то же, а ты замечаешь что стал только грешнее и хуже, а тот, кто пил — еще больше пьет… Что же происходит? И здесь нужно пончть, а мы-то что-то изменили в себе? Вот тот человек стал хуже, а мы лучше стали? Если даже мы, верующие, осознающие, те, кто кается и молится — не справляемся. Если мы, понимая что с нами происходит, изменить себя не можем, то что же происходит с теми, кто не понимает, кто игрушка в руках диавола? 

Почему верующий человек просит: "Помилуй меня", а не "помилуй его"

Да, это труд. Труд перед лицом Бога. Было бы наивно надеяться достичь результата за два-три шага. Выходит скорее шаг вперед и два назад. И очень часто приходиться сталкиваться с противодействием нашей же природы, наших привычек.

Привычка — вторая натура. И отвыкнуть недостаточно — нужно время, испытание. Даже падение нужно, которое вразумит и покажет, насколько я нетверд и легкомыслен. Эта женщина сегодня нас учит правильной молитве, которая связана с терпением, смирением, верой и покаянием. Будем подражать ей и учиться тому, что христианская жизнь — залог постоянства. Церковный устав обладает своим чином и порядком. Это уклад, который мы можем перенести в свою жизнь, свой дом и семью.

Подготовила Татьяна Теточко

 


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
835
все новости
В начало страницыВ начало страницы