+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Победитель «Преображающего объектива-2017» Вадим Кудинов: «Я взялся изучать фотоискусство после того, как мои снимки раскритиковали!»
Недавно в Челябинске были подведены итоги второго епархиального конкурса православной фотографии «Преображающий объектив». Гран-при досталось снимку снежинского фотографа Вадима Кудинова «Возврати себе храм». Инженер-электроник по образованию, многодетный отец, человек, который «идет по жизни фотографируя» рассказал о том, каким путем школьное увлечение может вырасти в дело жизни, обязательно ли фотограф должен быть «вооружен» дорогостоящей техникой и почему нельзя сравнивать фотографию и живопись. А еще, конечно, поделился с читателями своими снимками — самыми что ни на есть свежими — из своего недавнего путешествия на Афон.
— Кто Вы по специальности? Кем трудитесь в настоящий момент? Семья? В общем, немного рассказать о себе, что сочтете нужным 🙂
— Вообще-то по специальности я не фотограф, я инженер-электроник, даже успел некоторое время поработать по специальности в нашем научно-исследовательском институте. Потом ушел в бизнес, и так из него и не вышел. Женат, имею троих детей.
— Как Вы увлеклись фотографией? Какое место она занимает в Вашей жизни?
— Фотографией я начал заниматься в школьные годы, в фотокружке при Дворце культуры. Длительное время фотография существовала на уровне снимков «Я и пальма» из отпуска. Как-то раз мой знакомый, которому я показывал очередной альбом (кажется из Египта), раскритиковал мои работы, сказав, что смотреть там особо нечего. Это меня немного задело и я плотно взялся за свое образование в фотографии. Самое смешное, когда я ему об этом говорю, то он даже этого не помнит. Хотя я ему очень благодарен за ту критику.
Значительный толчок это увлечение получило три года назад, когда я купил цифровую зеркальную камеру Nikon 7000. До этого снимал на цифро-компакт Olimpus, который к тому времени уже давно морально устарел. Попутно прочитал массу литературы по фотографии, посмотрел массу обучающего видео, освоил необходимый софт. В общем, в фотографии я скорее самоучка. И уж не знаю чем считать это, совпадение или нет, в тот же год ко мне обратился знакомый из Снежинского прихода с просьбой поснимать одно приходское мероприятие. И с тех пор я активно сотрудничаю со Снежинским приходом, фактически являясь штатным фотографом прихода.
— Расскажите о том, как появился снимок «Возврати себе храм». Порой удачные фотографии получаются неожиданно. Было ли так в вашем случае? Или Вы долго «ловили» кадр?
· Насчет снимка-победителя все просто. Как-то раз, возвращаясь с дачи в Булзях, я стал свидетелем удивительного заката. На храм, который в тот момент снаружи еще не был оштукатурен, с небес светил удивительный оранжевый свет. Очень похожий на прожектор, пробивающийся сквозь тучи. Я такое явление за многие годы в Булзях увидел впервые. И, напомню, я тогда купил цифровую зеркалку, и всегда ее возил с собой, везде. Ну и снимал все подряд. В общем, быстро среагировал, на машине подъехал к храму, успел сделать несколько кадров и свет исчез. Поэтому сказать, что я кадр ловил, нельзя. Такие кадры не ловятся. Это удача, как скажет человек неверующий, или промысел Божий, как скажет верующий. Ну и конечно, не стоит забывать состояние самого храма в тот момент. То, что он был неоштукатурен, на мой взгляд, и дало этому снимку его смысл — величие храма, несмотря на то, что он был еще далек от состояния полного восстановления.
— Есть мнение, что один и тот же момент в картине художника будет запечатлен «с душой», а в объективе фотографа просто механически «отщелкнут», дескать, фотографировать — это легко. Какой труд на самом деле стоит за удачным снимком? И что необходимо фотографу, чтобы его работы брали за живое? Какую роль в этом процессе играет дорогая хорошая техника?
— Сравнивать картины художников с фотографией я бы не стал. По-моему мнению, это то же, что сравнивать музыку и поэзию. Это разные жанры. Да и цели тоже. Фотография для меня сейчас — это больше репортаж, возможность остановить мгновение здесь и сейчас. По поводу «легко-трудно». Я не считаю, что слишком трудно. Со временем просто перестаешь думать о чем-либо, кроме композиции. Все получается на автомате. Конечно, удачные снимки появляются не случайно, из 100 снимков несколько, как правило, будут очень хороши. Это нормальный процент в работе любого профессионала. Они вам их и покажут.
По поводу того, что необходимо фотографу, так это наверное найти свой путь в фотографии, принести в нее что-то новое, чего раньше не было. Как правило, всех великих фотографов отличает их собственный стиль. По поводу техники могу сказать, что конечно дорогая профессиональная техника значительно облегчает работу. Я в основном сейчас снимаю на полнокадровую зеркалку Nikon D750. Но это не из-за того, что она как-то принципиально лучше снимает, чем моя вторая камера Nikon D7000. Тем более, если на нее поставить хороший объектив. Просто съемки проходят в основном в нашем небольшом храме преподобного Сергия Радонежского, а там бывает очень темно. И чтобы не мешать людям вспышкой, приходится использовать полный кадр. Все-таки он намного лучше выглядит по шумам. А вообще, для размещения в интернете особой разницы нет. У меня есть много хороших снимков на смартфон, которые после обработки никто не отличит от снятых на любой фотоаппарат.
— Поделитесь пожалуйста дальнейшими творческими планами, насколько посчитаете нужным.
— Больших творческих планов я пока не строю. Первоочередная задача: разобрать материал из Греции, а это около 2000 снимков. Разве что планирую организовать небольшую фотовыставку из этих работ. Конечно, если подвернется какой-либо интересный проект, отказываться я не стану.
— Вы вернулись из Греции. Наверняка, эта поездка дала большую пищу для души. А также много материала для фотографий. Расскажите пожалуйста немного о своем путешествии.
— Да, я на прошлой неделе вернулся из Греции. Вообще я на Афоне уже был в 2014 году, но то была однодневная экскурсия по шести монастырям. Если кратко, то путешествие получилось очень содержательным. Ездили мы втроем вместе с настоятелем снежинского храма отцом Павлом Федосовым и еще одним другом из Екатеринбурга, Сергеем. Началось оно в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде. Перед этим мы посетили родной город отца Павла — Чаплыгин, где также находится масса православных святынь, которые с удовольствием показал нам наш настоятель. В Лавре мы провели 2 дня перед отлетом в Грецию.
Затем, по прилету, поехали на Афон, где мы прожили 6 дней в греческом монастыре Ксенофонт. За это время получилось побывать еще в нескольких монастырях: Дохиаре, Свято-Пантелеймоновом, Ивероне, Пантократоре, Кутлумуше, в храме иконы «Достойно есть» в Карее. Удалось познакомиться с многими очень интересными людьми, прочувствовать монастырскую жизнь изнутри. Затем мы взяли напрокат машину и поехали через всю Грецию на юг, на остров Эвбея, посетить храм Иоанна Русского. Вообще на этом первоначально планировали закончить, но так как времени до отлета было еще много, родилась мысль съездить еще на север Греции, на остров Корфу. Приехав в Игуменицу выяснилось, что у моряков забастовка, и пришлось там поселиться на 5 дней. За это время нам удалось два раза побывать на Корфу, первый раз на катере, а во второй запустили паром. На Корфу посетили храм святого Спиридона Тримифунтского, святой Феодоры и еще много других православных храмов. Из Игуменицы съездили в Метеору. Это там, где на скалах на высоте 500-600 метров монахи построили монастыри, которые являются почти неприступными крепостями. История их ведется с 950-970 годов. Шесть из них до сих пор действующие. Там мы посетили монастырь святого Варлаама, съездили в Салоники. Там очень много интересных мест.
Благодаря машине все эти многочисленные перемещения вышли совсем недорого. Да и машина Nissan micra на одном баке проезжает почти все Грецию с севера на юг. Погода тоже порадовала, было тепло, но не жарко как летом, дождь был всего два раза и то непродолжительный. Удалось даже пару раз искупаться в море, хотя вообще-то мы не за купанием ехали. Впечатлений за поездку получили столько, что словами рассказать об этом очень непросто. Более подробный рассказ я напишу на нашем сайте: http://snezhinsk.cerkov.ru/palomnichestvo/. Когда будут готовы фотографии, там же можно посмотреть материал про мои предыдущие поездки: Израиль, Испания, Греция — 2014 год.
— Фотография как миссионерство. Насколько это возможно, по-Вашему?
— Наверное возможно, хорошие фотографии всегда будут привлекать внимание. Если на них красиво отображена церковная тематика, может кого-то это заставит задуматься. Хотя вопрос сложный, конечно, обычно в церковь люди приходят не тогда, когда у них в жизни все хорошо и гладко. А скорее наоборот, и хорошие фотографии тут никак не помогут. Поэтому преувеличивать роль фотографии в этом деле я бы не стал. Для меня это больше творчество, чем миссионерство. Потому, что как правило, одними из самых красивых зданий в любом городе являются его храмы. Причем во все времена. Особенно если взять наши города с их однообразными серыми коробками домов советского времени. А я люблю снимать архитектуру. Для меня храмы являются источником вдохновения. Любой пейзаж, в который хорошо вписан храм, будет, как правило, удачным кадром.
— Можете дополнить рассказ своими мыслями на какую-то тему, о которой хочется рассказать.
— В заключение хочу сказать, что фотография для меня это не работа и даже не хобби. Это скорее образ жизни. Кто-то идет по жизни смеясь, а я иду фотографируя. Ну, а так как фотографии имеют свойство оставаться на всю жизнь, и даже, может быть, переживут нас на многие поколения, то нужно стараться делать те фотографии, которые не утратят своей ценности со временем. Здесь как нигде актуальна фраза (особенно учитывая сегодняшнюю замусоренность интернета количеством весьма посредственных фотографий): «Лучше меньше, да лучше!»
Беседовала Татьяна Колодяжная
Фото из личного архива Вадима Кудинова