731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Пассия: служба поклонения Святым Страстям Христовым.

Ирина Высоковская
Дата публикации: 27.03.2016

Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит— «страдание» (по церковнославянски — «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также акафиста Божественным Страстям Господним и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия приобрела характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.

Распятие
В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым.
Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, а не драматическим изображением Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви. Пассия приготовляет верующих к грядущим воспоминаниям Страстной недели.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать пассии — поклонение Святым Страстям Христовым в вечер четырех воскресных дней Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие.

Во время пения стихиры Великого Пятка «Тебе, Одеющагося….» отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом.

Вечерня Великого Пятка стихира Погребения
Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою, снем Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом и, ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, благосе́рдный плач восприи́м, рыда́я, глаго́лаше: увы́ мне, Сладча́йший Иису́се! Его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее мра́ком облага́шеся, и земля́ стра́хом колеба́шеся, и раздира́шеся церко́вная заве́са, но се ны́не ви́жу Тя, мене́ ра́ди во́лею подъе́мша смерть. Ка́ко погребу́ Тя, Бо́же мой, или́ ка́кою плащани́цею обвию́? Ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ Те́лу? Или́ ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду, Ще́дре? Велича́ю Стра́сти Твоя́, песносло́влю и погребе́ние Твое́ со Воскресе́нием, зовы́й: Го́споди, сла́ва Тебе́
Хро Сретенского монастыря

Затем следует чтение акафиста Божественным Страстям Христовым. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест. Далее следует прокимен и чтение Евангелия. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

Прокимен Святых Страстей
Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́, и о оде́жди Мое́й мета́ша жре́бий.

Хор Сретенского монастыря

Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом:
на 1-й пассии – Мф. главы 26 и 27, зачала 107-114;
на 2-й пассии – Мк. главы 14 и 15, зачала 63-69;
на 3-й пассии – Лк. главы 22 и 23, зачала 108-111;
на 4-й пассии – Ин. главы 18 и 19, зачала 58-62.

По прочтении Евангелия поется 15-й антифон службы Великого Пятка:
Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый; венце́м от те́рния облага́ется, И́же а́нгелов Царь; в ло́жную багряни́цу облачи́тся, одева́яй не́бо о́блаки; зауше́ние прия́т, И́же во Иорда́не свободи́вый Ада́ма; гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный; копие́м прободе́ся Сын Де́выя. Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся Cтрасте́м Твои́м, Христе́. Покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Хор Сретенского монастыря

Когда пение закончится произносится проповедь о Страданиях Спасителя, а затем коленопреклоненно читается молитва ко Господу Иисусу Христу Распятому.

Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Придите, ублажим…» и духовенство и все молящиеся прикладываются ко Кресту.

Стихира на целование плащаницы
Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, в нощи́ к Пила́ту прише́дшаго, и Живота́ всех испроси́вшаго: даждь ми Сего́, Стра́ннаго, И́же не име́ет где главы́ подклони́ти; даждь ми Сего́, Стра́ннаго, Его́же учени́к лука́вый на смерть предаде́; даждь ми Сего́, Стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на Кресте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше, и ма́терски восклица́ше: увы́ Мне, Ча́до Мое́! Увы́ Мне, Све́те Мой, и утро́ба Моя́ возлю́бленная! Симео́ном бо предрече́нное в це́ркви днесь собы́сться, Мое́ се́рдце ору́жие про́йде, но в ра́дость Воскресе́ния Твоего́ плач преложи́. Покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́, покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́, и Свято́му Воскресе́нию.

Хор Сретенского монастыря

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Пассия — аудио на сайте Азбука.ru
Песнопения Великого Поста. Хоры СТСЛ и МДАиС — аудио на сайте Азбука.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
1 201
все новости
В начало страницыВ начало страницы