+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Пасха Христова. История и иконография

Дата публикации: 30.04.2018

Как в раннюю эпоху праздновали и изображали Воскресение Христово? О чем говорят символические и исторические композиции? Когда появился образ «Сошествие во ад» и почему он стал иконой праздника? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Анастасис. Осиос Лукас

Ил. 1. Анастасис (Воскресение Христово). Мозаика кафоликона мон. Осиос Лукас. Фокида, Греция. XI в.

Содержание:

Из истории праздника

Воскресение Иисуса Христа (греч. Ανάστασις) – главный и, наряду с Пятидесятницей, самый древний христианский праздник. Уже в Апостольский век он отмечался еженедельно, как и иудейская суббота. Это был «первый день недели» (I Кор. 16, 2; Деян. 20, 7) [1], или «воскресный, Господень день» (Откр. 1, 10), положивший начало церковному году [2] и постепенно возобладавший над субботой [3]. Ежегодно в продолжение иудейской традиции праздновалась и Пасха (песах), которая «совершенно естественно соединялась с воспоминанием о воскресении Господа» [4].

Мироносицы у Гроба. Брит муз.

Ил. 2. Мироносицы у Гроба и спящие стражники. Резная пластина из кости. 420-430 гг. Британский музей, Лондон.

Иудейский песах был установлен в память о чудесных событиях, сопровождавших исход израильского народа из Египта. После того как Христос претерпел страдания и воскрес, этот праздник стал для веровавших в Него Пасхой Господней. А ветхозаветный пасхальный агнец – прообразом Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву на Кресте для спасения мира. Об этом говорит ап. Павел: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (I Кор. 5, 7). «Песах» (евр. פסח‏‎‎‎) переводится как «проходить мимо, перескочить». Святые отцы изменили две согласных и вместо phaska стало pascha. В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола πάσχω – страдать.

На заре христианства Пасху праздновали совсем не так как сегодня. В I в. она отмечалась в форме поста, в память Христовых страданий и смерти. Во II-III вв. это тоже пост, хотя характер празднования уже скорбно-радостный [5]. Отцы Церкви II-III вв. Ириней Лионский, Мелитон Сардийский, Климент Александрийский и др. упоминают о разделении Пасхи на крестную и воскресную. Об этом же говорит христианский писатель-апологет Тертуллиан (160 – ок. 223), различая «пасху распятия» и «пасху воскресения» [6]. Пасха распятия (крестная) совпадала с иудейским песахом, в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Пасха воскресная отмечалась в следующее воскресенье. В III веке, по замечанию М. Скабаллановича, разрешение поста «в ночь после субботы обставляется… с особенною торжественностью и дает т.о. начало Пасхе с ее нынешним характером…» [7].

Дионисий 1 собор

Ил. 3. Первый Вселенский собор. Роспись церкви Рождества Богородицы, Ферапонтово. Дионисий и сыновья. 1502 г.

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, другие – в первое после этого воскресенье. Иудейская пасха всегда праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх. 12.6). Различие становилось все более заметным, возник «пасхальный спор», угрожавший церковному единству. Конец разногласиям был положен на I Вселенском соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху в один день. Был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Если в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, празднование переносят на следующее воскресенье, согласно 7-му пункту Апостольских правил, запрещавшему христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

В IV в. празднование Пасхи удлинилось «с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних» [8]. Император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводство, а Феодосий Младший – театральные и цирковые представления [9]. В IV-V вв. Пасха получает очень высокий праздничный статус. Свт. Григорий Богослов называет ее «царицей дней, праздником праздников и торжеством торжеств, превосходящим, как солнце звезды, не только все человеческие и земные праздники, но и праздники в честь Христа» [10]. К этому времени сложился обычай, начало которому положил император Валентиниан I в 367 году, освобождать в день Пасхи заключенных из тюрем, кроме тяжких и закоренелых преступников [11].

Ранние символические изображения

История Ионы.

Ил. 4. История пророка Ионы. Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в.

По сравнению с другими праздничными иконами Воскресение Христово отличается длительной историей формирования [12]. Причина в том, что «непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» и отвалении ангелом камня от входа в погребальную пещеру; но как произошло само воскресение, как выглядел воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился – все это сокровенная тайна, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию» [13].

В раннехристианскую эпоху Воскресение изображалось в формах символических, имеющих чаще всего ветхозаветную основу. В росписях римских катакомб III-IV вв., в напольных мозаиках собора св. Феодора в Аквилее IV в. и на рельефах саркофагов можно увидеть множество изображений пророка Ионы (Ил. 4). В Евангелии Иисус Христос не раз предсказывал Свою смерть и воскресение. Как-то книжники и фарисеи просили, чтобы Он показал им знамение, и Спаситель сказал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 39-40; 16, 4).

Исторические композиции

Саркофаг Страстей

Ил. 5. Саркофаг Страстей. В центре изображен Гроб Христов в виде креста с хризмоном. Рядом спящие стражники. Птицы возвещают рассвет и Воскресение. Латеранский музей, Рим. IV в.

Успенский с. Кирилло-Бел мон.

Ил. 6. Явление ангела мироносицам. Икона из праздничного чина Успенской церкви Кирилло-Белозерского мон. 1497 г.

В стремлении преодолеть символизм первых веков ранневизантийское искусство разрабатывает исторические композиции [14]. В основу положены евангельские тексты (Мф 28, 1-10; Мк 16, 1-13; Лк 24,1-10; Ин 20, 1-18) и исторические реалии. Мы видим изображения гробницы Спасителя в виде креста с хризмоном [15] (Ил. 5) или храма, построенного императором Константином на месте Воскресения (ротонда и базилика). Рядом находятся стражники, мироносицы, иногда ангел. В сцене «Явление ангела женам-мироносицам» гробница Спасителя в IV-VI вв. изображается в виде ротонды или шатра (Бамбергский аворий IV в., резная пластина из Британского музея 320-330 г. (ил. 2); Миланский диптих V в., реликварий Санкта-Санкторум VI в., миниатюра Евангелия Рабулы 586 г., и др.). Впоследствии сюжет явления ангела женам стал «чрезвычайно популярен… как в монументальной живописи (мозаика и фреска), так и в книжной миниатюре и прикладном искусстве» [16]. На Руси с XV в., когда он входит в состав праздничного ряда иконостаса, появляются иконы «Ангел и мироносицы у Гроба» (Ил. 6) и «Явление Христа мироносицам». Гроб Господень представлен как саркофаг, где видны лежащие белые пелены Спасителя. Популярность сюжета обусловлена его значением во всей евангельской истории. Жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Воскресения. Этот факт, а также радость, которую благовествует ангел, – вот что побуждало христианских мастеров вновь и вновь изображать таинственную встречу [17].

Богословское осмысление события

Но иконография исторического типа не могла отразить богословское содержание Воскресения, которое мыслилось как «победа Христа над адом и смертью» (1 Пет. 3, 18-19). В постиконоборческую эпоху разрабатывается композиция «Сошествие во ад», «или, точнее, исшествие Христа из ада», где Он представлен «выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории»[18]. Само учение о Сошествии Христа во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Но гораздо подробнее эта тема раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе: «Евангелии Никодима» и «Слове Евсевия о сошествии во ад св. Иоанна Предтечи» [19].

Хлудовская псалтирь.

Ил. 7. Миниатюра из Хлудовской псалтири. Государственный исторический музей, Москва.

На миниатюре из Хлудовской Псалтири (Ил. 7), иллюстрирующей 67 псалом, Господь в голубой мандорле с исходящими от Него лучами света спускается в ад, который изображен в виде поверженного великана Силена [20]. Спаситель взял за руку Адама, чтобы вывести из ада. Ева в красном мафории молитвенно протягивает к Нему руки.

Тема персонификации ада и смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» центральное место занимает диалог между сатаной и адом [21]. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых» [22].

Трапезундское ев.

Ил. 8. Миниатюра Трапезундского Евангелия. 2-я пол. X в. Российская нац. библиотека, СПб.

Развитие этого сюжета можно увидеть в миниатюре Трапезундского Евангелия второй половиной X в. (Ил. 8). Христос в динамичной позе и развевающихся одеждах изображен сходящим в ад. Как и в миниатюре Хлудовской псалтири, Он в голубом сиянии (мандорле), в трехчетвертном развороте, немного склонен к Адаму, которого за руку поднимает с колен. За Адамом и Евой – праотцы и пророки, среди них по царским одеждам угадываются Давид и Соломон. Царь Давид присутствует как прародитель Христа по плоти (Мессия должен быть из колена Давидова). Царь Соломон – как создатель храма, о котором Спаситель сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2, 19), – подразумевая Свое Воскресение. Оба представлены в царском достоинстве, в коронах. «Рядом с «Царем славы» (Пс. 23, 10) они выступают теми двумя свидетелями, которые в Библии считаются необходимыми для подтверждения истинности события»[23]. Ад символически обозначен черным разломом земли. Господь попирает ногами скованного сатану (возможно, это персонификация ада), который ухватился за левую стопу Адама (ср. Быт. 3, 15: «ты будешь жалить его в пяту»). Эта композиция, разработанная в X в. и получившая название «Ανάστασις» (Воскресение), сохранилась в миниатюрах лицевых Евангелий и изделиях мелкой пластики.

Хора.нач. 14 в.

Ил. 9. Роспись пареклисиона ц. Спасителя. Мон. Хора (Кахрие-Джами). Константинополь. 1316-1321 гг.

В памятниках второй половины X-XIII вв. Христос держит в левой руке «главное орудие спасения» – большой восьмиконечный или шестиконечный крест (Ил.1). Под Его ногами – сокрушенные врата ада, часто перекрещенные, и разбитые Им замки. Справа и слева – саркофаги, в которых стоят праотцы и пророки. Среди них можно увидеть Иоанна Предтечу, который, как поется в тропаре, «провозвестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию, вземлющего грехи мира». Ева всегда в красном мафории, руки ее, простертые к Господу, чаще всего покрыты. В таком варианте иконография «Сошествие во ад» входит в состав додекаортона (иконографической системы 12 праздников) и появляется на эпистилиях темплонов (прообразы иконостаса) и в монументальной живописи. Мы видим ее в мозаиках греческих монастырей Неа Мони, Осиос Лукас и Дафни (XI-XII вв.); на фресках собора Св. Софии Киевской (XI в.), церкви св. Георгия в Курбиново (Македония, 1191), церкви Преображения Мирожского монастыря в Пскове (1156) и др.

Дионисий нач. 16 в. ГРМ

Ил. 10. Дионисий. Воскресение Христово. Икона нач. XVI в. Гос. русский музей, СПб.

В палеологовскую эпоху композиция становится более динамичной. Господа окружает светлая мандорла (сияние славы), растет число персонажей. В гробах стоят воскресшие люди в белых саванах (роспись ц. Св. Троицы мон. Сопочани в Сербии, ок. 1265). На фреске пареклисиона (придела) церкви Спасителя в монастыре Хора (Костантинополь, 1316-1321) Господь держит за руки Адама и Еву (Ил. 9). Этот извод получил широкое распространение в XIV–XVI вв. в станковой и монументальной живописи (фрески в ц. Иоакима и Анны мон. Студеница, Сербия, XIV в.; ц. Феодора Стратилата на ручью в Новгороде, 1380-1390; ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде, 1390; псковские иконы XV-XVI вв.).

В XVI в. иконография, усвоив некоторые мотивы из аскетической литературы, принимает характер более дидактичный (Ил. 10). Ореол вокруг Христа заполняют ангелы со светильниками и названиями добродетелей («Жизнь», «Радость», «Разум», «Мудрость», «Истина», «Любовь», «Смирение», «Чистота»). Копьями они поражают демонов в аду с надписаниями пороков («Смерть», «Ненависть», «Неразумье», «Вражда»). Их властелина, Сатану, ангелы связывают, что символизирует победу над грехом. Иногда ангелы держат в руках молотки – заковывают Сатану в цепи. Чтобы показать вселенский размах победы над смертью и грехом и активные действия ангельских сил, пространство ада углубляется, под ногами Христа разверзается бездна. Икона делится на три равновеликих зоны: ад; мандорла Христа с ангельскими силами; пространство, куда выведены праведники. Все три зоны населены множеством персонажей.

18 в. Палех

Ил. 11. Воскресение и Сошествие во ад. Икона 1-й пол. XVIII в. Палех.

В XVII в. на Руси под влиянием западноевропейской живописи, где Воскресение и Сошествие во ад – совершено разные сюжеты, появляются двухчастные композиции. Помимо «Сошествия во ад» икона включает «Восстание Христа от гроба» и ряд сцен от страстных сюжетов до Вознесения (Ил.11). Христос изображен дважды: над открытым гробом с пеленами и сходящим в ад. В дальнейшем «Сошествие во ад» вытесняется композицией «Восстание Христа от гроба» (Исшествие Христа из гроба). Следуя западноевропейским образцам, художники пишут обнаженного Христа в препоясании, с флагом в руке, парящего над гробом. Как и в ранневизантийских памятниках, в этих композициях на первый план выходит историческое повествование [24].

Но главный смысл иконы Воскресения – сотериологический [25]. Апостол Павел говорит в своих посланиях: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11), «зная, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6). Воскресение Христово – это дарованная нам победа над адом, смертью и грехом. Поэтому самое глубокое выражение пасхальная тематика находит в композиции «Сошествие во ад».

Nesterov

Ил. 12. М.В. Нестеров. Мозаика храма Воскресения (Спаса на крови). Санкт-Петербург. Нач. XX в.

Догмат о сошествии Христа во ад – часть православного учения о спасении. По словам греческого богослова, профессора Н. Василиадиса «Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних сил». Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества», чтобы Он стал Господом и мертвых и живых» (см. Рим. 14, 9) [26].

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи… Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения [27].
______________________________________
1. Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Директ-Медиа, 2011. – С. 49.
2. Скабалланович, М. Толковый Типикон. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – С. 45.
3. Там же. – С. 63. По мнению автора, во II в. «воскресный день совершенно вытесняет субботу. Он один упоминается в качестве праздничного дня на неделе у ап. Варнавы, у Плиния, Иустина и в «Учении 12 апостолов».
4. Киприан (Керн), архим. Указ. соч. – С. 50.
5. Скабалланович, М. Указ. соч. – С. 118.
6. Киприан (Керн), архим. Указ. соч.
7. Скабалланович, М. Указ. соч.
8. Там же. – С. 262.
9. Битбунов, Г. О празднике светлого Христова Воскресения. Часть I. [Электронный ресурс]. Адрес: //www.pravoslavie.ru/34763.html
10. Григорий Богослов, свт. Слово 45. На святую Пасху.
11. Битбунов, Г. Указ. соч.
12. Квливидзе, Н. В. Иконография. Воскресение Иисуса Христа. // Православная энциклопедия. Т. 9. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 422.
13. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С 482.
14. Квливидзе, Н. В. Указ. соч.
15. Хризмон (хрисмон, хризма) – монограмма Христа, которая состоит из двух начальных букв Его имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных между собой. Этот знак называют «крестом Константина Великого». Впервые он появился на военных штандартах (знаменах) в войсках императора Константина после того, как он увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста в 312 г.
16. Липатова, С. К иконографии Воскресения Христова. [Электронный ресурс]. Адрес: //pravoslavie.ru/499.html
17. Там же.
18. Иларион (Алфеев), митр. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. – Издательство: Сибирская Благозвонница, 2010.– С.5.
19. Иларион (Алфеев), митр. Иконография Воскресения Христова. [Электронный ресурс]. Адрес: //www.nsad.ru/articles/shturm-ada-vseh-li-vyvel-iz-ada-hristos#raz3
20. Квливидзе, Н. В. Указ. соч.
21. Иларион Алфеев), митр. Указ. соч.: Иконография Воскресения Христова.
22. Книга апокрифов. Неканонические Евангелия / Ред. Ю. Кулишенко – М.: Эксмо, 2007. – С. 291-296.
23. Иванова, С. В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? [Электронный ресурс]. Адрес: //www.bogoslov.ru/text/730084.html
24. Квливидзе, Н. В. Указ. соч.
25. Сотериология, от греч. Σωτηρία – «спасение» и λόγος – «учение, слово», – богословское учение об искуплении и спасении человека, часть догматического богословия.
26. Василиадис, Н. Таинство смерти. – Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. – С. 179-180.
27. Иларион Алфеев), митр. Иконография Воскресения Христова.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
4 478
все новости
В начало страницыВ начало страницы