731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Параскева Пятница и святые покровители рукоделий

Татьяна Соболева
Дата публикации: 20.11.2017

«Богородица прядущая». Мозаика алтарного столба в соборе Св. Софии Киевской. Правая часть композиции «Благовещение». 1043-1046 гг.

При нашем и многих других храмах есть кружки, где обучают детей рисованию и рукоделиям. Есть ризные, где хранятся богослужебные облачения, не редкость и швейные мастерские. Все занятия в церкви начинаются с молитвы Святому Духу. Но, возможно, не все знают, что у рукодельниц немало небесных покровителей. И первая среди них – Сама Божия Матерь.

Как говорит предание, Она с трех лет пребывала в Иерусалимском храме, где изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием – прядением, ткачеством и вышивкой. В «Протоевангелии Иакова», апокрифическом памятнике II в., сообщается, что Богородица достигла в этих работах большого искусства. В числе семи непорочных дев из рода Давидова Она была избрана для создания новой храмовой завесы. По преданию, именно эта завеса «раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51) в момент крестной смерти Спасителя. «Нешвенный» хитон, о котором метали жребий воины при Кресте Господнем, также соткала для Своего Сына Божия Матерь.

Особые помощники в рукоделиях есть и среди святых. Недавно (25 октября / 7 ноября) отмечалась память праведной Тавифы. В книге Апостольских деяний сказано, что эта ученица апостола Петра была «исполнена добрых дел и творила много милостынь», шила одежду для бедных женщин Иоппии. Когда Тавифа внезапно умерла, Петр воскресил ее, и многие в Иоппии уверовали в Господа (Деян. 9, 36-42).

Воскрешение прав. Тавифы ап. Петром. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо, Сицилия. XII в.

Сегодня Иоппия – это Яффа, южный район Тель-Авива. С 1868 года здесь расположено подворье Русской духовной миссии с гробницей праведной Тавифы и храмом ап. Петра, освященном в 1894 году. Раньше в Палестину добирались морем, главный порт находился в Яффе. Прибывающие русские богомольцы останавливались в гостинице для паломников на этом подворье. Так что первыми встречали наших соотечественников на Святой земле апостол Петр и праведная Тавифа.

Вышивальщицы, особенно те, кто трудится для церкви – готовит храмовые облачения, литургические покровцы, облачения для священства – часто обращаются за помощью к преподобной Софии Суздальской (память 1/14 августа и 16/29 декабря). Имя святой в миру – великая княгиня Соломония Сабурова. Брак с великим князем Василием Иоанновичем был поначалу счастливым, но омрачился «бесчадием». Множество прекрасных пелен и покровов для мощей с молитвами святым вышила в своих мастерских Соломония Юрьевна. Много было сделано богатых вкладов в монастыри в надежде вымолить наследника.

Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми. Пелена работы вел. кн. Соломонии Сабуровой. 1-я пол. XVI в.

Все же после двадцати лет супружества княгиню насильно отправили в монастырь, а князь женился на Елене Глинской. От этого брака родился Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным. К первой жене отца он относился, как ни странно, с почтением. Княгиня смирилась со своей участью и подвизалась до самой смерти в 1542 году в Покровском суздальском монастыре. Стала святой покровительницей Суздаля, спасала его от захватчиков. Мощи преподобной Софии прославились исцелениями, известна ее помощь в бесплодии. Сегодня шитые иконы из мастерских вел. кн. Соломонии Сабуровой считаются лучшими образцами этого искусства первой половины XVI века.

Покровитель Урала и Сибири святой праведный Симеон Верхотурский шил шубы для крестьян. В каком доме шил, там его кормили и давали ночлег, а по окончании шел к другим. Он хорошо знал Библию и за работой вел разговоры на евангельские темы. Так праведный Симеон апостольствовал, переходя из дома в дом и благовествуя за шитьем. На Урале в XVI — начале XVII века жили язычники, он только осваивался Россией и очень нуждался в христианской проповеди.

Св. прав. Симеон Верхотурский в житии. Современная икона

Как говорит житие, пищу и кров св. Симеон считал достаточной платой за труды. Рано утром, пока все спали, уходил из дома, немного не окончив работу. Случалось, его догоняли и даже побивали. Потом уже понимали, что так поступал этот странный человек по смирению, чтобы не брать денег и избежать похвалы. Через полвека после его преставления, в 1692 году, были обретены нетленные мощи, начались исцеления. В клеймах житийных икон прав. Симеона всегда изображаются исцеления и чудеса, которые происходят и по сей день. И всегда есть клеймо, где он шьет шубы.

Великомученица Параскева Пятница

Самой популярной покровительницей рукоделий на Руси была Параскева Пятница (память 10 ноября). В прежние времена в редком доме не было иконы этой святой. Ей молились о сохранении домашнего очага, семейном счастье и благополучии. Женщины просили помощи в домашних делах и чадородии, а девушки молились о хороших женихах. О широком почитании святой говорит множество сохранившихся икон. Самые ранние датируются началом XIV века. Параскева изображается как мученица в ярко-красном мафории с крестом в правой руке. Левая рука открыта по направлению к молящемуся (это т.н. «жест праведника»). Иногда в ней может быть сосуд, по-видимому, полный масла, как у премудрой девы (см. Притчу о десяти девах, Мф. 25, 1-13).

Св. Пятница. Новгородская икона XIV в.

Великомученица Параскева жила в III веке в Иконии (Малая Азия) в богатой и благочестивой семье. Родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и дочь, родившуюся в этот день, назвали Παρασκευή, что в переводе с греческого означает «Пятница». Рано осиротев, Параскева полюбила чистоту девственной жизни и дала обет безбрачия. Хотела посвятить себя Богу, просвещению язычников. На этом пути суждено было девушке, носившей в имени память о дне великих страданий, приобщиться и самой Страстям Христовым.

Император Диоклетиан (284-305 гг.) повелел правителю Ликаонии Аэтию истребить христианскую веру во всех подвластных ему городах. Когда Аэтий прибыл в Иконию, к нему привели св. Параскеву. За отказ принести жертву языческому идолу ее привязали к дереву и терзали железными гвоздями. Изъязвленную до костей, бросили в темницу, но Бог не оставил страдалицу и чудесно исцелил. Не вразумившись этим знамением, палачи продолжали мучить святую, пока не отсекли главу. Христиане оплакали мученицу и предали тело земле. Подробный рассказ о подвиге св. Параскевы можно увидеть в клеймах ее житийных икон, которые появляются в XVI веке: заточение в темницу, предстояние царю, мучение жилами, железными когтями, свечами, сокрушение идолов в языческом храме, явление мученице Богоматери с ангелом, усекновение и погребение. Иногда изображается пригвождение мученицы ко кресту. Этим подчеркивается связь ее имени с днем страданий Христовых, а также то, что все мученики в своих подвигах подражали Христу.

Мц. Параскева с житием. Икона нач. XVI в. Тверь. Музей им. Андрея Рублева, Москва.

 

Храм св. Параскевы Пятницы на Торгу. Ярославово Дворище. Великий Новгород. 1207 г.

На Руси святая Параскева всегда пользовалась особой любовью. Простой народ называл мученицу Пятницей, Пятиной, Петкой. В древних русских месяцесловах она именуется «святая Параскева, нареченная Пятницею». Храмы в ее честь во множестве строились на Руси и назывались Пятницами. В Челябинской области тоже было три храма, но все разрушены в советское время. Наименование Пятниц получали в старину и небольшие придорожные часовни, где прощались и благословлялись на дорогу.

Святая Параскева считалась покровительницей торговли. По-видимому, это было связано с тем, что по пятницам устраивались на Руси так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы. Иногда здесь строился ее храм, как, например, знаменитый памятник домонгольской эпохи храм Параскевы Пятницы на Торгу в Великом Новгороде. Или не менее знаменитый, разрушенный в годы Великой Отечественной войны и недавно восстановленный храм св. Параскевы в Чернигове. Особенно почитали мученицу в купеческом Новгороде и долго входившем в его состав Пскове, а также на Русском Севере, который заселялся в основном новгородцами.

Св. Параскева Пятница. Деревянная храмовая скульптура XVI в. Архангельский музей изобразительных искусств.

По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. В день ее памяти в церковь для освящения приносили плоды, которые хранились как святыня до наступающего года. Приносили в храм и оттрепанную первину льна, которую посвящали мученице. По традиции с 28 октября (10 ноября) – дня памяти св. Параскевы – женщины начинали мять лен. В связи с этим ее называли иногда «Параскева Льняница». Молились святой и о сохранении скота от падежа.

С XVI в. св. Параскева изображается со свитком в правой руке, на котором начертан Символ веры. Это связано, возможно, с противостоянием ересям, а также с тем, что крестьяне смешивали почитание христианской святой с древним языческим культом Мокоши. Днем особого поклонения Мокоши – главного женского божества в славянском пантеоне – была пятница. Мокошь (Макошь) была богиней плодородия, покровительницей прядения и ткачества, матерей и незамужних девиц. В качестве оберега она изображалась в виде стилизованной женской фигурки с птицами или цветами, иногда с воздетыми руками. На Русском Севере в противовес этой традиции великомученицу Параскеву стали изображать в рост в позе оранты (молящейся) – с воздетыми руками, с крестом и свитком Символа веры. По этой же причине ее, вероятно, изображали с избранными святыми – столпами Церкви и наиболее почитаемыми исповедниками Православия. На процессионных иконах святую иногда писали на обороте образа Богоматери.

св. Парасева и Вселенские

Св. Параскева Пятница и Вселенские учители и святители. Псков. XVI в.

На иконах XIV-XV веков св. Параскева предстает суровой подвижницей. В XVI веке образ мученицы становится более женственным и даже грациозным. Главу покрывает светоносный белый плат, иногда парящие ангелы венчают ее короной. Появляется и более сложное осмысление образа. Так, в сюжетах Страстей Христовых святая может изображаться как персонификация Великой Пятницы.

Поразительно, сколько св. Параскеве из Иконии довелось послужить на Руси! Не было, наверно, ни одного сельскохозяйственного и ни одного женского занятия, в которых бы не помогала мученица. Это весь цикл полевых работ, скотоводство, домашние заботы и рукоделия, замужество, рождение и воспитание детей. Еще покровительство в торговле, обличение язычества и, кроме того, причастность самой сердцевине христианства – спасительной жертве и страданиям Христовым…

По вере и молитве Господь и Его святые во главе с Божией Матерью не оставляют нас попечением, помогают во всех делах. Конечно, есть и другие, более современные покровители в рукоделиях. Например, святые Царственные страстотерпцы, памяти которых будет посвящен 2018 год. Известно, что княжны и царица Александра Феодоровна вышивали для храмов. Но это уже тема для другого разговора.

Св. Параскева Пятница. Икона из часовни д. Пасмурово около Череповца. Вологодская обл. Начало XVI в.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
2 0
199
все новости
В начало страницыВ начало страницы