+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Параскева Пятница и святые покровители рукоделий
При нашем и многих других храмах есть кружки, где обучают детей рисованию и рукоделиям. Есть ризные, где хранятся богослужебные облачения, не редкость и швейные мастерские. Все занятия в церкви начинаются с молитвы Святому Духу. Но, возможно, не все знают, что у рукодельниц немало небесных покровителей. И первая среди них – Сама Божия Матерь.
Как говорит предание, Она с трех лет пребывала в Иерусалимском храме, где изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием – прядением, ткачеством и вышивкой. В «Протоевангелии Иакова», апокрифическом памятнике II в., сообщается, что Богородица достигла в этих работах большого искусства. В числе семи непорочных дев из рода Давидова Она была избрана для создания новой храмовой завесы. По преданию, именно эта завеса «раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51) в момент крестной смерти Спасителя. «Нешвенный» хитон, о котором метали жребий воины при Кресте Господнем, также соткала для Своего Сына Божия Матерь.
Особые помощники в рукоделиях есть и среди святых. Недавно (25 октября / 7 ноября) отмечалась память праведной Тавифы. В книге Апостольских деяний сказано, что эта ученица апостола Петра была «исполнена добрых дел и творила много милостынь», шила одежду для бедных женщин Иоппии. Когда Тавифа внезапно умерла, Петр воскресил ее, и многие в Иоппии уверовали в Господа (Деян. 9, 36-42).
Сегодня Иоппия – это Яффа, южный район Тель-Авива. С 1868 года здесь расположено подворье Русской духовной миссии с гробницей праведной Тавифы и храмом ап. Петра, освященном в 1894 году. Раньше в Палестину добирались морем, главный порт находился в Яффе. Прибывающие русские богомольцы останавливались в гостинице для паломников на этом подворье. Так что первыми встречали наших соотечественников на Святой земле апостол Петр и праведная Тавифа.
Вышивальщицы, особенно те, кто трудится для церкви – готовит храмовые облачения, литургические покровцы, облачения для священства – часто обращаются за помощью к преподобной Софии Суздальской (память 1/14 августа и 16/29 декабря). Имя святой в миру – великая княгиня Соломония Сабурова. Брак с великим князем Василием Иоанновичем был поначалу счастливым, но омрачился «бесчадием». Множество прекрасных пелен и покровов для мощей с молитвами святым вышила в своих мастерских Соломония Юрьевна. Много было сделано богатых вкладов в монастыри в надежде вымолить наследника.
Все же после двадцати лет супружества княгиню насильно отправили в монастырь, а князь женился на Елене Глинской. От этого брака родился Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным. К первой жене отца он относился, как ни странно, с почтением. Княгиня смирилась со своей участью и подвизалась до самой смерти в 1542 году в Покровском суздальском монастыре. Стала святой покровительницей Суздаля, спасала его от захватчиков. Мощи преподобной Софии прославились исцелениями, известна ее помощь в бесплодии. Сегодня шитые иконы из мастерских вел. кн. Соломонии Сабуровой считаются лучшими образцами этого искусства первой половины XVI века.
Покровитель Урала и Сибири святой праведный Симеон Верхотурский шил шубы для крестьян. В каком доме шил, там его кормили и давали ночлег, а по окончании шел к другим. Он хорошо знал Библию и за работой вел разговоры на евангельские темы. Так праведный Симеон апостольствовал, переходя из дома в дом и благовествуя за шитьем. На Урале в XVI — начале XVII века жили язычники, он только осваивался Россией и очень нуждался в христианской проповеди.
Как говорит житие, пищу и кров св. Симеон считал достаточной платой за труды. Рано утром, пока все спали, уходил из дома, немного не окончив работу. Случалось, его догоняли и даже побивали. Потом уже понимали, что так поступал этот странный человек по смирению, чтобы не брать денег и избежать похвалы. Через полвека после его преставления, в 1692 году, были обретены нетленные мощи, начались исцеления. В клеймах житийных икон прав. Симеона всегда изображаются исцеления и чудеса, которые происходят и по сей день. И всегда есть клеймо, где он шьет шубы.
Великомученица Параскева Пятница
Самой популярной покровительницей рукоделий на Руси была Параскева Пятница (память 10 ноября). В прежние времена в редком доме не было иконы этой святой. Ей молились о сохранении домашнего очага, семейном счастье и благополучии. Женщины просили помощи в домашних делах и чадородии, а девушки молились о хороших женихах. О широком почитании святой говорит множество сохранившихся икон. Самые ранние датируются началом XIV века. Параскева изображается как мученица в ярко-красном мафории с крестом в правой руке. Левая рука открыта по направлению к молящемуся (это т.н. «жест праведника»). Иногда в ней может быть сосуд, по-видимому, полный масла, как у премудрой девы (см. Притчу о десяти девах, Мф. 25, 1-13).
Великомученица Параскева жила в III веке в Иконии (Малая Азия) в богатой и благочестивой семье. Родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и дочь, родившуюся в этот день, назвали Παρασκευή, что в переводе с греческого означает «Пятница». Рано осиротев, Параскева полюбила чистоту девственной жизни и дала обет безбрачия. Хотела посвятить себя Богу, просвещению язычников. На этом пути суждено было девушке, носившей в имени память о дне великих страданий, приобщиться и самой Страстям Христовым.
Император Диоклетиан (284-305 гг.) повелел правителю Ликаонии Аэтию истребить христианскую веру во всех подвластных ему городах. Когда Аэтий прибыл в Иконию, к нему привели св. Параскеву. За отказ принести жертву языческому идолу ее привязали к дереву и терзали железными гвоздями. Изъязвленную до костей, бросили в темницу, но Бог не оставил страдалицу и чудесно исцелил. Не вразумившись этим знамением, палачи продолжали мучить святую, пока не отсекли главу. Христиане оплакали мученицу и предали тело земле. Подробный рассказ о подвиге св. Параскевы можно увидеть в клеймах ее житийных икон, которые появляются в XVI веке: заточение в темницу, предстояние царю, мучение жилами, железными когтями, свечами, сокрушение идолов в языческом храме, явление мученице Богоматери с ангелом, усекновение и погребение. Иногда изображается пригвождение мученицы ко кресту. Этим подчеркивается связь ее имени с днем страданий Христовых, а также то, что все мученики в своих подвигах подражали Христу.
На Руси святая Параскева всегда пользовалась особой любовью. Простой народ называл мученицу Пятницей, Пятиной, Петкой. В древних русских месяцесловах она именуется «святая Параскева, нареченная Пятницею». Храмы в ее честь во множестве строились на Руси и назывались Пятницами. В Челябинской области тоже было три храма, но все разрушены в советское время. Наименование Пятниц получали в старину и небольшие придорожные часовни, где прощались и благословлялись на дорогу.
Святая Параскева считалась покровительницей торговли. По-видимому, это было связано с тем, что по пятницам устраивались на Руси так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы. Иногда здесь строился ее храм, как, например, знаменитый памятник домонгольской эпохи храм Параскевы Пятницы на Торгу в Великом Новгороде. Или не менее знаменитый, разрушенный в годы Великой Отечественной войны и недавно восстановленный храм св. Параскевы в Чернигове. Особенно почитали мученицу в купеческом Новгороде и долго входившем в его состав Пскове, а также на Русском Севере, который заселялся в основном новгородцами.
По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. В день ее памяти в церковь для освящения приносили плоды, которые хранились как святыня до наступающего года. Приносили в храм и оттрепанную первину льна, которую посвящали мученице. По традиции с 28 октября (10 ноября) – дня памяти св. Параскевы – женщины начинали мять лен. В связи с этим ее называли иногда «Параскева Льняница». Молились святой и о сохранении скота от падежа.
С XVI в. св. Параскева изображается со свитком в правой руке, на котором начертан Символ веры. Это связано, возможно, с противостоянием ересям, а также с тем, что крестьяне смешивали почитание христианской святой с древним языческим культом Мокоши. Днем особого поклонения Мокоши – главного женского божества в славянском пантеоне – была пятница. Мокошь (Макошь) была богиней плодородия, покровительницей прядения и ткачества, матерей и незамужних девиц. В качестве оберега она изображалась в виде стилизованной женской фигурки с птицами или цветами, иногда с воздетыми руками. На Русском Севере в противовес этой традиции великомученицу Параскеву стали изображать в рост в позе оранты (молящейся) – с воздетыми руками, с крестом и свитком Символа веры. По этой же причине ее, вероятно, изображали с избранными святыми – столпами Церкви и наиболее почитаемыми исповедниками Православия. На процессионных иконах святую иногда писали на обороте образа Богоматери.
На иконах XIV-XV веков св. Параскева предстает суровой подвижницей. В XVI веке образ мученицы становится более женственным и даже грациозным. Главу покрывает светоносный белый плат, иногда парящие ангелы венчают ее короной. Появляется и более сложное осмысление образа. Так, в сюжетах Страстей Христовых святая может изображаться как персонификация Великой Пятницы.
Поразительно, сколько св. Параскеве из Иконии довелось послужить на Руси! Не было, наверно, ни одного сельскохозяйственного и ни одного женского занятия, в которых бы не помогала мученица. Это весь цикл полевых работ, скотоводство, домашние заботы и рукоделия, замужество, рождение и воспитание детей. Еще покровительство в торговле, обличение язычества и, кроме того, причастность самой сердцевине христианства – спасительной жертве и страданиям Христовым…
По вере и молитве Господь и Его святые во главе с Божией Матерью не оставляют нас попечением, помогают во всех делах. Конечно, есть и другие, более современные покровители в рукоделиях. Например, святые Царственные страстотерпцы, памяти которых будет посвящен 2018 год. Известно, что княжны и царица Александра Феодоровна вышивали для храмов. Но это уже тема для другого разговора.
все новости