+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, 30 декабря
Во время Рождественского поста Церковь вспоминает многих еврейских пророков, особенное же внимание уделяет пророку Даниилу и трем его товарищам Анании, Мисаилу и Азарии, трем еврейским юношам, отказавшимся поклониться золотому истукану, построенному вавилонским царем Навуходоносором, и брошенным за это в раскаленную печь, но там не погибшим, а явившимся танцующими и поющими вместе с кем-то четвертым, в котором Церковь видит прообраз Самого Иисуса Христа. В книге пророка Даниила все четверо часто называются их вавилонскими именами: Даниил — Валтасаром, Анания — Седрахом, Мисаил — Мисахом и Азария — Авденаго. В классической иконографии «четвертый муж» в печи изображается как Иисус Христос с большими крыльями и зовется «великим советом ангельским» из пророчества Исайи (см.: Дан. 3 и Ис. 9).
Содержание:
Пророк Даниил и три отрока
Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил.
Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи. Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона — за воздержание (пост) и благочестие — Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу.
Вскоре друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных орудий, пали на землю и поклонились истукану. Если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.
По звуку трубы все пали на землю; только трое — Анания, Азария и Мисаил — не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь в семь раз сильнее печь, связать их и бросить в огонь. Пламя было так сильно, что воины, бросавшие их в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал ангела Своего сохранить их среди пламени. И они пели, прославляя Господа.
Навуходоносор сидел на высоком престоле против печи. Он, услышав пение, смутился, потом, изумленный, поспешно встал и сказал вельможам своим: «не троих ли мы бросили в огонь связанными? А я вижу четырех не связанных, ходящих среди огня, без всякого вреда, и вид четвертого подобен сыну Божию».
После этого он подошел к печи и сказал: «Анания, Азария и Мисаил, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите ко мне». Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежда и волосы не опалились, и запаха дыма не было от них.
Навуходоносор, видя это, сказал: «благословен Бог ваш, Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, надеющихся на Него». И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога израилева.
После смерти Навуходоносора царство вавилонское начало колебаться. Часто менялись преемники Навуходоносора… Царь персидский Кир поставил царем в Вавилоне Дария мидянина.
Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, а потом хотел даже ему одному поручить управление царством. Другие же вельможи завидовали Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел, в продолжение тридцати дней, обращаться с просьбою ни к какому богу, ни к человеку, кроме самого царя. Если же кто нарушит это приказание, того бросить в львиный ров. Царь согласился. Но пророк Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милости. Враги его донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить Даниила ко львам.
На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»
Даниил ответил ему из рва: «Царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления».
Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их.
После этого царь Дарий написал приказ: «Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно».
Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось.
Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин, то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23—27).
Источник: «Закон Божий для семьи и школы» Составил протоиерей Серафим Слободской
Тропарь пророка Даниила и трех отроков: Анании Азарии и Мисаила
глас 2
Велия веры исправления: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже спаси души наша.
Кондак трех отроков
глас 6
Рукописанного образа не почетшее, но Неописанным Существом защитившееся, треблажении, в подвизе огня прославистеся; среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога прзвасте: ускори, о Щедрый! И потщися, яко Милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.
Кондак пророка Даниила
глас 3
Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо, яко настоящая, далече сущая, львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.
Вера трех отроков
История о трех юношах в Вавилоне особенно любима православными христианами, и эта любовь отразилась в церковных службах. Память этих трех еврейских отроков и пророка Даниила отмечается не только перед Рождеством Христовым, но о них Церковь поет и вспоминает и в два воскресенья перед Рождеством, посвященных памяти всех ветхозаветных праведников, подготовивших пришествие Христа. Кроме того, рассказ о них читается целиком, вместе с их молитвой перед вхождением в огонь и их песней, которую пели они в печи раскаленной, в канун Господней Пасхи, Распятия и Воскресения. И на каждой всенощной накануне дня Господня в течение всего церковного года об этих юношах поется в 7-й и 8-й песне воскресных канонов утрени и предписывается петь ту песнь, которую пели они в печи.
Рассказ об этих юношах очень важен для нас по многим причинам, главная из которых — их нерушимая вера в единого истинного Бога, Господа Израиля, и их свидетельство о том, какой должна быть истинная вера. Сколь отличной была их вера от той, какую многие сегодня считают достаточной!
Сегодня многие, даже среди христиан, считают, что по-настоящему верить в Бога значит предъявлять Ему требования, быть уверенными в том, что Он будет содействовать благосостоянию Его народа, и рассчитывать на Его помощь в любых мирских делах. Они говорят, что те, кто не выражает свою веру именно таким способом, на деле слабы в вере, сомневаются в божественных обещаниях Господа. Но такое отношение к вере в Бога не имеет ничего общего с верой трех святых отроков.
Трое юношей, представ перед злым царем вавилонским, не требовали от Бога, чтобы Он спас их от огня. Они, конечно, верили, что Он может их спасти, но они не настаивали на том, чтобы Он это сделал! Наоборот. Они свидетельствовали о том, что их Бог делает то, что Он хочет, и не их дело, что Он сделает или не сделает. Они доверяли своему Богу во всем. Если Он пожелает их спасти, они с радостью примут спасение. Но если воля Его в том, чтобы они погибли, они и это примут! Ибо они верили в то, что Бог, что бы Он ни делал, всегда есть и будет Богом, Которому они могут крепко довериться в надежде на победный конец. И что бы ни делал Бог, они ни при каких обстоятельствах не стали бы поклоняться золотому истукану, поставленному Навуходоносором. Одним словом, по свидетельству трех юношей, истинная вера и настоящее доверие Богу исключают любые требования и сделки. Истинная вера всегда готова, как наиболее ярко показал Христос, принять все, что пожелает и пошлет Отец Небесный, и она знает, что верные Его никогда не будут посрамлены. Только такая вера могла превратить огонь в росу и спасти от смерти.
Из книги «Зимняя Пасха» протопресвитер Фома Хопко
все новости