+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Память апостола Андрея Первозванного, 13 декабря

Дата публикации: 12.12.2015

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный! (Кондак 1 Акафиста святому апостолу Андрею Первозванному)

Икона ап. Андрея с тропарем

Краткое житие

Святой апостол Андрей Первозванный, младший брат апостола Петра, был родом из города Вифсаиды Галилейской, жил вместе со своим братом Симоном Петром в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, занимаясь ловлей рыбы. Имя «Андрей» в переводе с греческого означает ««мужественный»».

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступал в брак, но стал учеником пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Предтеча указал на Иордане апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, сказав: ««Се Агнец Божий»», они незамедлительно последовали за Господом. В Евангелии повествуется, что святой Андрей не только первым последовал за Господом, но был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем (Мессией): он нашел брата своего Симона (Петра) и сказал ему:«Мы нашли Мессию».

Призвание апостолов Андрея и Петра

«Призвание апостолов Андрея и Петра»
Кипр. Свято-Киккский монастырь. 1792г

Святой Андрей был одним из близких учеников Христовых. По сошествии Святого Духа он проповедовал в Иерусалиме и был на Иерусалимском соборе. Затем святой Андрей трижды путешествовал по Европе и Азии, всюду насаждая учение Христово, и совершал множество чудес. С ним проповедовал в некоторых местах святой апостол Матфий, избранный на место Иуды-предателя.

Святой Андрей, проповедуя по южному побережью Тавриды, достиг города готов Херсонеса, где обратил многих ко Христу. Из Херсонеса направился вверх по Днепру до гор киевских. Здесь, на горах, водрузил крест, благословил их и изрек следующие пророческие слова: ««На сих горах воссияет благодать Божия, и город великий будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет Господь в нем», предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь, веры от своей апостольской кафедры, основанной в Византии. Продвигаясь далее на север, он дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл.

Наконец, святой апостол прибыл в Византию (нынешний Константинополь), где первым проповедовал учение Христово. Он поставил здесь епископа Стахия и отправился в город Патры. Тут он обратил ко Христу многих жителей, жену губернатора Эгеата Максимиллу и брата его Стратоклиса. Эгеат разгневался на святого и приказал распять святого Андрея, но не пригвождая к кресту, а привязав, чтобы доставить ему большие мучения. Святой апостол подошел ко кресту, преклонил колени и произнес приветствие сему орудию спасения рода человеческого. Четверо суток висел он на кресте и поучал народ. Друзья и ученики апостола хотели снять его со креста, но не могли и прикоснуться к нему, а он просил Господа: ««Допусти снять меня с креста тогда только, когда примешь дух мой»…» Когда святой Андрей так молитвенно взывал, внезапно с неба озарил апостола чудный свет так, что никто не мог смотреть на него. А когда он исчез, в тоже время и святой апостол отошел ко Господу. Это было в 62 г. по Р.Х.Андреевский флаг

Русская Церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемст­во от апостола Андрея, тоже считает себя его пре­емницей. Вот почему память святого Андрея Пер­возванного так торжественно почиталась в доре­волюционной России.  Император   Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государ­ства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне — голубой крест формы X, под сенью которого рус­ские одержали множество побед.

Тропарь

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак

Мужества тезоименитаго богоглагольника, и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим; зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Полное житие

«Подвиги и страдания святого апостола Андрея Первозванного» в изложении свт. Димитрия Ростовского Азбука.ru

«Учителю, где живеши?» – вопросил еси, Андрее, Спаса душ наших и, с Ним пребыв день един, возлюбил еси на все дни живота твоего обретеннаго тобою Мессию, и брата твоего старейшаго привел еси к Нему. Темже и нас, яко меньшую братию твою, к Нему же не престай влещи, да и мы, последующе стопам твоим, вопием Богу: Аллилуиа. (Кондак 2 Акафиста святому апостолу Андрею Первозванному)

Икона ап. АндрейСвятой Андрей Первозванный

Из книги протоиерея Андрея Ткачёва «Земные ангелы, небесные человецы»

В декабре, когда снег, как правило, уже покрывает землю, мы празднуем день памяти Андрея Первозванного. Этот декабрьский снег определяет точку обзора, с которой интереснее всего смотреть на Апостола и его к нам приход.

Там, откуда пришел к нам Андрей, дети не играют в снежки, не катаются на санках и не лепят снежную бабу. Их зима — это наше лето. Нам легко и приятно путешествовать в те края. Но им отправляться в нашу сторону и холодно, и страшно. Тот Крым, в котором мы чаще всего греем свои кости, для жителей Римской империи был северной ссылкой, некой Сибирью в нашем понимании. Когда Климента или Златоуста ссылали на север, то это был север для них. А для нас это юг. Если же наш юг — это их север, то кто мы такие в их глазах, как не жители полуночной, холодной страны, гиперборейцы, медведи, дикари?

Зачем из солнечной Палестины, обутый не в теплые сапоги, но в легкие сандалии, приходил к нам на заре христианской эры родной брат апостола Петра? Зачем вообще путешествуют люди?

Купцов гонит в дорогу жажда прибыли и непоседливый характер. Домосед не станет купцом. Он, скорее, станет ремесленником. Нужно иметь характер азартный, непоседливый, нужно, чтобы вместе с кислородом в крови бегали пузырьки авантюризма. Только в этом случае человек купит товары, снарядит корабли, наймет охрану и отправится в путь. Так ли путешествовали апостолы? На всех известных языках скажем: нет, nein, no. И не ошибемся.

Можно путешествовать, чтобы захватывать чужие города, уводить пленных, везти на телегах добычу. Этот вид путешествий, военный поход, тоже не апостольский.

Можно покидать родные края, спасая жизнь свою и своих домашних. С древних времен до сегодняшнего дня в мире живут миллионы беженцев, под свист стрел или под звук автоматных очередей, освещенные заревом пожаров, ушедших с насиженных мест в поисках безопасности. Этот вид перемещения в пространстве к апостолам тоже не имеет никакого отношения.

Есть, наконец, еще один вид путешествий, выдуманный греками. Это путешествия из любознательности, из желания повидать неизвестные земли, узнать что-то новое, научиться чему-то у жителей незнакомых стран. Сличаем с апостолами и находим полное несоответствие.

Не беглецы и не захватчики, не авантюристы, не торгаши и не бродячие философы, кто же они такие?

Феномен апостольской проповеди не вписывается ни в одну готовую схему. Он ни на что не похож, и его не с чем сравнивать. Как водный поток из источника, это явление проистекает из уникального факта Пятидесятницы. Человек, к которому прикоснулся огонь, не может неподвижно стоять на месте. Он реагирует, чувствует боль, его мышцы сокращаются. И человек, на которого в виде огненных языков сошел Утешитель, тоже не может оставаться на месте. Он не принадлежит себе. То, что дано ему, — не его собственность. Он должен послужить. И вот он идет, готовый дойти до края земли, и проповедует.

Человеческая жизнь коротка, и апостолам надо спешить. Тем более, что против них наточены лезвия мечей и копий, против них собрались на совет мудрецы и сильные земли. Апостолы идут на верную смерть, но не идти не могут. Огонь Пятидесятницы не гаснет.

Они идут в города, туда, где есть науки и ремесла, где множество людей собраны вместе и, значит, у Слова может быть множество последователей. Идти по селам и маленьким поселениям непрактично. Это также опасно (в селе, как и в городе, разъяренные язычники способны на убийство), но перспективной паствы там меньше, и нравы грубее, и привязанность к древним культам глубже. Апостолы идут в крупные торговые и культурные центры: Коринф, Солунь, Афины, Рим.

И здесь снова, как следопыт перед неизвестным следом, останавливается мысль. Зачем Андрей пришел на Киевские горы? Никаких городов, никакой цивилизации. Только непроходимые леса, малочисленные дикие племена и торговый путь, транзитом проходящий через огромные неосвоенные территории.Ап Андрей водружает крест
Может, он шел, не думая останавливаться? Может, неожиданно, безо всякого приготовления, сердце его вдруг учащенно забилось, и чуткая совесть расслышала слова Святого Духа о том, что здесь будет после? Как бы то ни было, приход к нам Андрея и его пророчество об этих местах удивительны вдвойне. Еще рыба не успела отметать икру, а он уже издали благословил ту, будущую молодую рыбку, которая должна будет появиться.

Славяне любят знак Креста, часто изображают его на себе, проявляя любовь к Тому, Кто потерпел за нас Распятие. Возможно, истоки этой любви длинной и незримой цепочкой связаны с тем Крестом, который Андрей водрузил на горах Киевских.

Так вот Ты какой, Сыне Божий, и вот каково обещанное Тобою излияние Святого Духа! Под Его действием Твои ученики дошли до тех стран, о которых слухом не слышали, и преподали им спасительную благодать. А в нашем случае преподали так, что она столетиями ждала своего часа. Не улетела, как облако, и не испортилась, как залежавшаяся пища. Но сияла, подобно солнцу, над головами здесь живущих людей и переливалась над ними радугой, пока не выпала крупной алмазной росой на сердце князя Владимира.
* * *
Снег хрустит под ногами, осыпается с дрогнувших веток, летит в лицо. Да… Далеко на север дошли твои, обутые в легкие сандалии, ноги, святой Андрей. Спасибо тебе за всё.

Мульткалендарь

Рождественские песнопения

« «….Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, „малой». Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, котрым измеряли свой пост Моисей. Илия, Сам Христос; а также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост день за днем углубляет в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью.

Телесное воздержание, ограничение себя известным (более скудным и менее питательным) родом пищи, по взгляду Православной Церкви — только одна сторона поста, и сторона менее существенная. Более важной стороной поста является то духовное, идейное содержание, которое вкладывается во внешнюю оболочку воздержания. Такое содержание каждому посту дается священными воспоминаниями, соединяемыми с днями его, и церковными службами в период его.

Этой цели отвечают вводимые в службы этого поста особенные песнопения, подготовляющие верующих к достойному сретению праздника. Такие песнопения вводятся в службы поста с искусною постепенностью, все расширяясь в объеме, заполняя все большую часть церковных служб, пока они, в конце поста, не обращают целые службы в сплошной гимн празднику.

Предпраздничные песнопения в честь Рождества Христова впервые полагаются на праздник Введения. В качестве таких подготовительных к столь далекому еще празднику песнопений выбраны ирмосы самого праздника Рождества Христова („Христос рождается, славите!»). Начиная с Введения, ирмосы Рождества Христова поются во все воскресные дни.

Апостол Андрей Первозванный

Икона «Апостол Андрей Первозванный» Ростов, XIV в.

Ирмосы, по общности своего содержания и отдаленности их от восхваляемого события, как замечено, могут служить лишь легким приготовлением к празднику. Между тем с приближением праздника это приготовление естественно усилить. И вот с этой целью церковный устав в время Филиппова поста постепенно вводит в церковные службы, кроме праздничных ирмосов, специальные предпраздничные песнопения—стихиры.

Такое усиление подготовительных к Рождеству Христову песнопений начинается тоже с знаменательного дня Филиппова поста — с памяти первозванного апостола Андрея. Служба ап. Андрея имеет три таких предпраздничных стихиры, которые занимают самые видные места в службе. Стихиры дышат самым теплым чувством и высокой поэзией, выделяясь из ряда вообще отличающихся этими качествами наших церковных песнопений. „Вифлееме, благоукрасися! отверзи врата, Едеме! И волсви идите видети спасение, в яслех повиваемое», восклицает одна из них. „Восприими Вифлееме Божию митрополию (сделайся Божией митрополией). Свет бо незаходимый в тебе родитися приходит. Ангели, удивитеся на небеси. Человецы прославите на земли», прибавляет другая. Но особенно смела по замыслу третья: „Иосифе, рцы нам: како, от святых (из храма) юже приял еси, Деву непраздну приводиши в Вифлеем? Аз, глаголет, пророки испытав, и ответ прием от Ангела, уверихся, яко Бога родит Мария несказанно». Такие же стихиры и в таком же точно количестве появляются затем в службе св. Николаю Чудотворцу 19-го декабря….»»

Из книги «Христианские праздники. Рождество Христово» Под ред . проф. М. Скабаллановича. Киев, 1916г – Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995г.
Азбука.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
2 002
все новости
В начало страницыВ начало страницы