+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Отдание Пасхи. Евангелия на воскресных утренях.
День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы. В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения. День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года. На следующий день у православных – один из двенадцати самых великих праздников – Вознесение Господне.
Содержание:
Отдание Пасхи
Отдание знаменуется особо торжественным богослужением: звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».
К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон. С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период.
После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола, где она полагалась в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней. . .
«. . .Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано утром, в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в городе, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.
Все было так же, как в Пасхальную заутреню ночью, — только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу: «Христос воскресе», не раздалось этого веселого грохота: «Воистину воскресе!»
В последний раз пели «Пасха священная нам днесь показася».
После пасхальной литургии из алтаря вынесли святую плащаницу, положили ее в золотую гробницу и накрыли стеклянной крышкой.
И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.
Я стал считать по пальцам -сколько месяцев осталось до другой Пасхи, но не мог сосчитать. . . очень и очень много месяцев!
После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:
— Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, в счет не идешь! Доскачешь! А вот я — не знаю. Пасха! — улыбнулся он горько,-только вот из-за нее не хочется помирать!. . . И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!. . .»
В.Никифоров-Волгин «Отдание Пасхи»
Но Воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется Господним днем (Апок. 1,10. Тертуллиан, III). И таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.
И по церковному Уставу службы в этот день совершаются без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрени Евангелие о явлениях Христа по Воскреснии Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус от гроба».
Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(1Кор.15:14) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).
Евангелия на воскресных утренях
Повествование всех 4 евангелистов о воскресении Спасителя разделено для чтения на воскресных утренях на 11 зачал, должно быть, потому, что на такое число частей естественно распадается это повествование; может быть, имелись в виду «единонадесять» апостолов, ближайших свидетелей воскресения. Не взят в ряд Евангелий только рассказ евангелиста Матфея, наиболее подробно описывающий самый момент воскресения и потому прибереженный для Пасхи. Таким образом, все евангельские чтения говорят скорее о явлениях воскресшего Спасителя, чем о самом воскресении. Ряд воскресных Евангелий, называемый «столпом», повторяется раз 6 в течение года: 1-й столп начинается в Неделю Всех святых, 2-й после Илиина дня, 3-й по Воздвижении, 4-й в пост Рождества Христова, 5-й по Крещении, 6-й в Великий пост.
Состав чтения:
1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — о явлении Воскресшего Господа в Галилее, на горе, одиннадцати ученикам Его, о заповеди Божьей идти научить все народы и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, а также об обетовании Господа всегда пребывать с учениками Своими
2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — о женах-мироносицах, пришедших ко гробу Господню, о явлении им ангела, возвестившего о Воскресении Господа и Его повелении сказать ученикам, что увидят Его в Галилее
3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — в нем благовествуется о явлениях Воскресшего Господа и Его повелении ученикам идти в мир с проповедью Евангелия, а также — о знамениях веры и Вознесении Господнем
4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — свидетельствует о явлении двух ангелов женам-мироносицам, возвестивших им о Воскресении Господнем, и о том, что мироносицы поведали об этом апостолам
5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — благовествует о явлении Воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус
6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — содержит свидетельство о явлении Воскресшего Господа всем Его ученикам, вкушении Им пищи в доказательство того, что Он воскрес во плоти; об открытии им ума к уразумению откровения Божия, об уверении их в сошествии Святого Духа, а также о Вознесении Господа.
7)Ин 20:1–10 (зач. 63) — повествуется о том, как Мария Магдалина нашла гроб Господа пустым и предположила, что тело Господне похищено, о чем известила апостолов Петра и Иоанна, которые поспешили ко гробу Учителя и увидели только погребальные пелены
8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — повествует о явлении Воскресшего Господа Марии Магдалине, Которого она сначала приняла за виноградаря; и об убеждении ее, по слову Господа, в Его Воскресении.
9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — свидетельствует о явлении Спасителя десяти Своим ученикам в вечер Воскресения, и через неделю им же и Фоме, которого удостоверил в Своем Воскресении
10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — говорится о явлении Спасителя Своим ученикам у моря Тивериадского и чудесной ловле апостолами рыб.
11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — о троекратном вопрошении Господом Петра и о возвещении будущей участи Петра и Иоанна.
Свидетельства о воскресении Христа
Митрополит Вениамин(Федченков)
Евангелия, которые Церковь постановила читать на воскресных утренях, — или, как мы теперь говорим, на всенощных, — имеют своею целью укрепить нашу веру в действительность воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
На этом событии стоит вся вера. Если Христос воскрес, то — Он Бог наш; ибо никто из людей никогда сам не воскресал и не воскреснет. Это случилось только однажды в истории человечества. И потому апостол Фома, — прежде не веровавший и воскресение Христово, когда другие ученики сподобились уже видеть воскресшего Господа и сказали ему об этом, — потом, осязавши Христа, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 25, 28).
Так веровали всегда и христиане, и мы среди них. Поэтому и Сам Господь много раз являлся ученикам, мироносицам и другим верующим, чтобы уверить их в Своем воскресении. Поэтому свидетельствовали об этом и ангелы при гробе, когда жены мироносицы пришли туда, чтобы помазать тело умершего Господа. Но вместо этого увидели камень отваленным от гроба; а внутри увидели ангела Господня и испугались. И он сказал им: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес! (Мф. 28, 5—6).
Поэтому и мироносицы тотчас же сообщили ученикам, что Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).
Потому и апостолы, проповедуя о Христе, непременно говорили, после Пятидесятницы, что Он воскрес. Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его, — свидетельствовал апостол Петр в первой же проповеди своей народу (Деян. 2, 24); и после у сотника Корнилия он же говорил: и мы — свидетели всего… Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили, не только при жизни Его, но и по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям… что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 39—42). И мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 20).
Потому и бывший гонитель Христа Савл, после чудесного обращения своего, тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9, 20) и что Он воскрес из мертвых (Деян. 17, 3; Рим. 6, 4; 8, 34; 14, 9; 1 Кор. 1, 5—7). И, чтобы утвердить это, он ссылается на явления воскресшего Христа многим; Он явился Кифе — Петру, затем — двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (умерли). Потом явился Иакову, также — всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоторому извергу, — то есть выкидышу: так, по смирению, называл апостол Павел себя, как недостойного и называться апостолом, потому что я гнал Церковь Божию (1 Кор. 15, 5—9).
Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали (1 Кор. 15,11).
В этом свидетельстве апостола Павла очень важно, между прочим, то, что Христос Господь по воскресении явился более нежели пятистам братии в одно время. Причем, говорит апостол, из этих пятисот большая часть доныне в живых (1 Кор. 15, 6). Важно потому, что он писал это послание к коринфянам, — где у него были и враги. И они легко могли бы обличить его в том, будто бы большая часть этих пятисот доныне в живых, — если бы их не было. Но никто не посмел сделать этого, — что было известно.
Вот какое множество было свидетелей! И он сам много раз сподобился видеть Господа. Других учеников можно было заподозрить в излишнем почитании своего Учителя, — хотя и это нелепо, чтобы они верили в Того, Кто на самом бы деле не воскресал и не являлся бы им. Но уж апостола Павла никак нельзя было завинить в пристрастии ко Христу. Наоборот, он был ярым гонителем Его и верующих в Него христиан. Именно для этого и отправился в Дамаск, чтобы привести оттуда в Иерусалим последующих сему учению, — и мужчин и женщин, — связав их (Деян. 9, 2).
И вдруг известно, как Христос явился ему; и он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? — Он сказал: кто Ты, Господи? — Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь! Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9, 4—5).
И после Христос явился ему несколько раз.
Когда я (после обращения) возвратился в Иерусалим, и молился в храме, пришел я в исступление (то есть в восхищение, в экстаз) и увидел Его (то есть Христа) и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима; потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне… Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22, 17—21). И еще явился ему Господь. В первое заключение его в Риме, в тюрьму. Господь предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня укрепить благовестие… (2 Тим. 4,17). Поэтому к коринфянам говорит он: не апостол ли я? Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего? (1 Кор. 9, 1). И это говорит о себе тот самый, который в Кесарии рассказывал правителю Фесту и царю иудейскому Агриппе о своем видении Христа на пути в Дамаск: когда убивали (христиан в Иерусалиме), я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса; и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах (Деян. 26, 10-11).
И много раз в истории Церкви являлся Господь и мученикам, и подвижникам. Явился к нашему русскому преподобному Серафиму Саровскому, во время служения его иеродиаконом в страстной четверг.
Потому и вспоминает Церковь Божия о воскресении и явлениях Господа каждое воскресенье, то есть пятьдесят два раза в году.
Потому бывает такое множество верующих на Пасху, что в храмах не хватает места; и не бывает возможности священникам даже пройти через народ.
Потому мы веруем и в наше воскресение в будущей жизни. …Христос воскрес из мертвых, первенец (то есть первым) из умерших. Ибо как смерть — чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут; каждый — в своем порядке: первенец Христос; потом — Христовы, в (второе) пришествие Его, — говорит Павел (1 Кор. 15, 20—23). …Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 14).
Потому и неверующие восстают особенно против истины воскресения Христа. Они знают, что это один из краеугольных камней нашей веры. Оттого они и стараются подорвать веру в действительность Христа. Оттого они и объявляют Его кощунственно «легендой», — вопреки фактам истории. Но пусть, мы все помним слова апостола Павла, сказанные им в Антиохии Писидийской, в иудейской синагоге: мужи, братие! дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим, и которые ныне суть свидетели Его пред народом. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши; дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам (Авв. 1, 5; Деян. 13, 26-41).
И кто же посмеет говорить, когда он слышит о будущей жизни: а кто оттуда приходил?
Сам Господь приходил — и воскрес, и вознесся туда же, на небо.
Потому и Церковь говорит каждое воскресенье: «Слава воскресению Твоему, Христе». Потому и мы поем: «Воскресение Христово видевше…» Потому и на Пасху восторженно восклицаем вам: «Христос воскрес!» А вы так же радостно и громогласно отвечаете нам: «Воистину воскрес!»
Потому и красные яички, как знак блаженной будущей жизни. Потому и освященные пасхи и куличи, как знамение будущего блаженства в Царстве Небесном, о котором Христос, еще на Тайной вечери, сказал нам чрез учеников: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами вино новое в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 29).
И то же говорит и апостол Павел (1 Кор. 15, 24— 25): А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
Так и Церковь на Пасху поет: О Пасха велия… Христе! Подавай нам истее (то есть действительнее, существеннее) Тебе причащатися, в невечернем (бесконечном) дни Царствия Твоего (9-я песнь 2-й тропарь).
Из книги: Митрополит Вениамин (Федченков) Светлое Христово Воскресение.-М.: Правило веры, 2010г.- 347с.
Пасхальный фотоконкурс — на сайте Православие.ru
все новости