+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
От Рождества до Крещения — путь возрастания веры
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова
Когда-то Рождество и Крещение праздновались вместе, и оба праздника назывались Богоявление. Святые отцы их разделили: теперь между этими событиями мостиком перекинута неделя, которая помогает нам глубже осознать их смысл.
Рождество — не только исторический факт. Это и рождение Бога внутри нас. И сопрягается оно прежде всего с верой, семя которой сеется только с согласия человека, который должен принять его и озаботиться тем, чтобы оно прорастало. Таинство крещения — безусловно, это акт веры. Но многие крестятся, не задумываясь о смысле таинства, либо вовсе его не помнят, если оно было в детстве. Получается, что в таком случае принятия веры не произошло?
Чаще всего, крещение это аванс. Многие помнят свои первые шаги в храме, как ощущалась поддержка и наставление Бога на дальнейший путь. Прорастание семени — это ведь именно путь. Не случайно Господь перед Своим выходом на проповедь послал к людям перед Собой Своего Предтечу, Иоанна Крестителя, с тем, чтобы он приготовил Ему путь. «Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит (Ис.40:3-5): глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Лк.3:4).
Подготовка сердца — покаяние. Грех имеет мощную тенденцию затягивать. И случается, что после Крещения человек грешит даже больше, чем до. Но раньше он мог и не знать о том, что грешит, а теперь знает. Следовательно, его поступки становятся менее простительными, или непростительными вовсе… Вроде живешь с Богом, а с другой стороны, предаешь Его. И от того в душе возникает тоска, скорбь, уныние.
Нужно понимать, что вера растет и укрепляется в делах. Мы часто боимся дела — оно вскрывает нашу сущность, словно консервную банку. Под яркой красивой этикеткой зачастую, словно плесень, таятся наши слабости и огрехи. И свое духовное безделье мы порой оправдываем ложным смирением: «Не хочу привлекать к себе внимания».
Возрастать в вере помогает надежда. Если сегодня человек преуспел, но знает, что завтра его ждет страдание, никакой успех не обрадует его. А христианин, даже потерпев поражение, может уповать на Великого Бога и чувствовать себя победителем.
А самый мощный двигатель, (которым многие люди не владеют), это любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», (1 Ин. 4:16). Настоящая духовная любовь — не сентиментальная, не елейная, не чувственная — требует постоянного усилия, подвига. По-двиг — движение — от зла к добру, от бездействия к деланию, от слабости к силе.
Двигаться, независимо от того, насколько получается. В крещении мы рождаемся для борьбы, и с этим умираем. Нет такой точки покоя, достигнув которой можно было бы расслабиться. «Ну все, я все добродетели стяжал, все страсти преодолел и всех люблю» — никогда такого не будет.
Вера, надежда, любовь — это Бог. Пытаясь вырастить в себе эти качества, человек все больше понимает, насколько он далек от Совершенного Бога. (если он действительно трудится, а не просто освоил какие-то внешние формы поведения, надел маску). И в этом труде, в конечном счете, главное то, сколько сердца я вложил в свое дело, было ли оно совершено ради Христа. В этом и заключается искусство быть христианином.
В календаре от Рождества до Крещения неделя. А в душе этот процесс длится порой годами. Рождение духовное происходит через воду, а крещение, по слову Писания — испытание огнем. Многие его не выдерживают и срываются. Но прошедший духовные испытания становится достоин Царствия Небесного. Здесь вспоминается как говорил об этом апостол Павел незадолго до своей казни: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». (2-ое Тим. 4:6-7).
Я желал бы, чтобы каждый из нас держал в памяти эти слова.
Подготовила Татьяна Колодяжная.
Фотографии Надежды Тютиковой.
все новости