731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Капподокийской

Ирина Высоковская
Дата публикации: 13.01.2016

На восьмой день после Рождества, 1/14 января, празднуется Обре́зание Господне. Обре́зание было установлено Богом как знак завета Божия с Авраамом и его потомками. Родившийся в Вифлееме Богомладенец был обре́зан в восьмой день; тогда же Он был наречен Иисусом. Апостол Павел говорит об обре́зании как о прообразе крещения (см.: Кол 2:11-12). В качестве катавасии на утрени в день Обре́зания Господня поются ирмосы канона Богоявления. Таким образом рождественские торжества практически без перерыва перетекают в празднование Богоявления.

Икона Обрезание Господне

Беседа на день Обре́зания Господня

Святитель Иннокнтий Херсонский

И егда исполнишася осмъ дний, да обре́жут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве (Лк. 2; 21)

Прежде всего скажем, что такое было у евреев обре́зание и для чего наблюдалось. Обре́зание в Церкви ветхозаветной был священный обряд и вместе Таинство, посредством коего каждый новорожденный израильтянин вводим был в завет с Богом, яко Верховным Правителем народа еврейского. Установителем обре́зания был Сам Бог, повелевший совершить его в первый раз Аврааму над собою и семейством своим; состояло же оно в обре́зании крайней плоти у всякого младенца мужеского пола, и совершалось в восьмой день по рождении, как бы в день полноты бытия человеческого на земли, если судить применительно к дням творения мира. Вследствие обре́зания Бог Авраама, Исаака и Иакова становился Богом и обре́занного младенца, с чем вместе усвоялись последнему все обетования, данные праотцам народа еврейского; равно как и обре́занный принимал на себя обязанность исполнять все, что было предписано сему народу от лица Божия, через Моисея и пророков, — все обряды и постановления, как нравственные, так и гражданские. Посему обре́зание вскоре соделалось народным, отличительным признаком еврея, символом его союза с Богом, доказательством его прав и свидетельством обязанностей. Неучастие в обре́зании было равносильно отречению от иудейства. Сам Бог угрожал за сие не только лишением всех прав, но и самой жизни: погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори (Быт. 17; 14).

Поскольку обре́зание было так важно и учреждено Самим Богом, а между тем составляло обряд кровавый и болезненный, то избрано в знамение завета, конечно, не без важных причин и целей. Каких именно? Не сказано ни Аврааму, ни Моисею, как бы для того, чтобы народ Израильский приучить к совершенному повиновению и безусловной преданности в Волю Божию. Но самая сущность Таинства достаточно указывает на цель его. И, во-первых, при обре́зании, очевидно, предполагается в каждом рождающемся природная нечистота, которая должна быть отвергнута, даже с пожертвованием тела и крови; следовательно, выражается вообще падшее, греховное состояние природы человеческой и необходимость в ее исправлении и очищении. Во-вторых, обрезанием обнаруживается готовность человека и решимость сражаться с испорченностью своей природы, а особенно распинать плоть свою с ее страстями и похотями. В-третьих, обре́занием свидетельствовалась вера в грядущего Искупителя всех грехов и Очистителя всех нечистот человеческих, Который имел крестом Своим умертвить и отсечь все зло, гнездящееся в падшей природе нашей. Обре́занный посредством пролияния, в духе веры, своей крови, входил, священнотаинственне, в участие в крови Сына Божия, единственного Источника всякой чистоты и исцеления. Посему обре́зание и называется печатью правды веры. Поелику же духовные причины и цели не исключают и вещественных побуждений, то обре́зание могло быть избрано в знамение завета и по его благотворным действиям на самое телесное благосостояние народа еврейского.

Все сии причины и цели явно не касались достопоклоняемого лица Мессии, Сына Божия. Обре́зание не было нужно для Него, ни как символ завета с Богом, ибо Сын всегда едино со Отцем; ни как знамение нечистоты природной и нужды в очищении, ибо Он родился от Духа Святаго, не сотворил ни единого греха, и явился во плоти не для того, чтобы достигнуть очищения Самому, а чтобы Собою очистить всех и каждого.

Для чего же теперь приемлет Сын Божий обре́зание, подобно последнему из сынов Израилевых? Для того, чтобы Он принял на Себя не только естество наше, но и все грехи и неправды нашего естества, усвоил Себе последнее совершенно и навсегда, а грехи и нечистоты на время, для ответственности за них и для того, чтобы изгладить их Своею правдою и Своими страданиями

Если в рождении по плоти видно великое снисхождение и истощание Сына Божия, то в обре́зании еще более, ибо в рождении принято Им на Себя естество наше, которое есть произведение Его же святой и всемогущей десницы, а в обре́зании Сын Божий благоволил претерпеть то, что не следует само по себе из естества человеческого, а есть следствие нашей нечистоты и греховности, коих в Нем Самом не было вовсе. Обре́зание Господа есть видимое начало Его крестной жертвы, ибо все прочие виды уничижения и страданий, кои будет претерпевать Он за нас во всю жизнь, составляли собою жертву безкровную, а здесь — железо и кровь, видимое предвестие гвоздей и венца тернового.

И нарекоша имя Ему Иисус, нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве. Как обре́занием показано, в каком состоянии застал нас Господь, и что нужно было сделать для исцеления нашего от проказы греховной; так в наречении имени Его указано, что Он принес с Собою для нас, и чего мы можем ожидать от Него. Ибо что означает имя Иисуса? Спасение.

Какое? Всякое: духовное и телесное, временное и вечное, видимое и невидимое. От каких зол не страдает падший род человеческий! Страдает от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле. Все сии виды зла будут уничтожены Сыном Божиим; от всех их Он спасает совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Иисуса, или Спасителя; ибо Он приемлет его не так, как нередко принимаются имена у нас, чтобы только носить имя, а с тем, чтобы осуществить его на самом деле. Посему и дано сие имя не как-либо случайно, по желанию, например, Матери или святого Иосифа, а свыше, от Ангела, еще до зачатия Его во чреве: нареченное Ангелом прежде даже не зачатся во чреве. И Ангел, без сомнения, не сам измыслил его, а принял с благоговением от Самого Владыки Ангелов, из Него же, — как замечает апостол, — всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3; 15).

Посему-то и несть бо иного имени под небесем… о немже подобает спастися (Деян. 4; 12), кроме имени Господа Иисуса; посему-то пред сим достопоклоняемым именем и должно преклоняться всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповестъ, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2; 10-11)…..

Перестанем искать спасения там, где никогда нельзя найти его, и обратимся к Тому, Кто затем и послан, для того и пришел во плоти, для того пролил уже ныне Кровь Свою, дабы спасти всех нас. Не раз уже, а многократно в настоящий день представал Он нам с сей искупительной Кровью, со Своим трогательным примером и со спасением для нас. Се паки предстал и ныне… Не закроем же паки очей, не отвратим слуха по-прежнему; возьмем и мы нож самоотвержения христианского и, в духе веры о всесильном имени Иисуса, начнем обре́зывать все, что в нас обрящется плотского и противного Закону Божию. Таким образом новый год воистину соделается для нас новым летом благодати, и мы будем совершать праздники Христовы не яко чуждые, но как собственные, коих значение отпечатлено в нашем сердце и жизни. Аминь.
Источник: Святитель Иннокентий Херсонский «У яслей Спасителя нашего. Беседы на Рождество Христово»

Тропарь Обре́зания Господня

На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обре́зан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Иисус, восседающий горе на огневидном Престоле вместе с Твоим Безначальным Отцом и Божественным Духом, Ты соблаговолил родиться на земле от непричастной браку Отроковицы, Матери Твоей. Поэтому Ты и обре́зан был, как человек, на восьмом дне жизни.

В богослужебных текстах праздника подчеркивается, что воплотившийся Бог принял обре́зание из послушания Ветхому Закону. Принятие обре́зания было одним из этапов Божественного истощания, начавшегося в Вифлееме и закончившегося на Голгофе:

Не устыдеся Всеблагий Бог плотским обре́занием обре́затися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем.
Всеблагой Бог не устыдился обре́заться плотским обре́занием, но всем дал Самого Себя в образ и пример для спасения, ибо Творец закона исполняет то, что предписано законом, и то, что предрекли о Нем пророки.(стихира на «Господи воззвах»)

В восьмой день по рождении, когда младенца надлежало обре́зывать, происходило также наречение ему имени. Богомладенцу было дано имя Иисус (см.: Лк 2:21), о котором апостол Петр говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:12):

Во осмый день обре́зуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь.
В восьмой день Владыка обре́зывается, как Младенец, и получает имя Иисус, ибо Он Спаситель мира и Господь. (Песнь 8 Канона на Утрене)

Кондак Обре́зания Господня

Всех Господь обре́зание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обре́зует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, божественный таинник Христов Василий.
Господь всех претерпевает обре́зание и, как Благой, обре́зывает человеческие прегрешения и дарует сегодня спасение миру Радуется же на небе иерарх творца, светоносный и божественный служитель таинств Василий.

Свт. Василий Великий. Икона.

День памяти святителя Василия Великого

Праздник Обре́зания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, одного из самых почитаемых отцов Церкви. В богослужебных текстах этого дня Василию уделено даже большее внимание, чем Обре́занию, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление:

Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.
К Рождеству Христову достойно присоединился восьмой день — преславная память святителя, почитая которую с верой, воспеваем Господа и превозносим вовеки.(Канон на утрене)

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник «Добротолюбие».

В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334-378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

Тропарь святителя Василия

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

«ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. О ВАСИЛИЕ ВЕЛИКОМ.»  Проповедь протоиерея Андрея Ткачева.

«СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, АРХИЕПИСКОП КЕСАРИИ КАППОДАКИЙСКОЙ. ВСЕЛЕНСКИЙ УЧИТЕЛЬ.» Проповедь протоиерея Андрея Ткачева

«ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ – ДЕНЬ ЗАКОНА БОЖИЯ» Митрополит Вениамин (Федченков) на сайте Правмир.ru


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
450
все новости
В начало страницыВ начало страницы