+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Обострить глаз и раскрыть сердце: почему истинно доброе дело сделать не так просто
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 26.11.17
Начиная какое-либо дело. человек намечает себе план. Продумывает подготовку и возможные трудности, прикидывает ресурсы и этапы. Наш план, наша «дорожная карта» — Священное Писание. Причем в нем есть не только универсальные истины для всего человечества, но и указания для каждого конкретного «странника». И каждый воспринимает то, что способен, исходя из своего опыта, интеллекта, образования и воспитания, запаса сил и так далее.
Сегодня в евангельском чтении мы слышали, как законник спросил у Господа: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?». » В законе что написано, как читаешь?» — спросил в ответ Христос. И вот призыв: обрати свое внимание к тексту. Законник хорошо знал заповеди: «Возлюби Бога и ближнего», правильный ответ. Но, «желая оправдать себя», он задает еще вопрос «с подвохом»: «А кто мой ближний?..».
Для нас ближний — тот, кто рядом, имеет часть в моей жизни. Родные, друзья. Но законник — иудей. Отношение национальности и веры для них определяющее. Если рядом не-иудей, то еврей не то что не прикоснется к нему, он будет его осуждать. И дальше мы читаем притчу о милосердном самарянине.
Вот дорога из Иерусалима в Иерихон. Некий путник, который шел по ней, встретил разбойников. Они избили его, ограбили и оставили лежать — полумертвого. Мимо проходили разные люди. Прошел священник — в тексте не сказано, смотрел ли он на избитого, видел ли… Прошел левит — посмотрел, и пошел дальше. Наконец, проехал на осле самарянин. Чтобы понимать, для иудеев самаряне были хуже язычников. Теми, кто попирает законы отцов. Ведь их предки были евреями, которые побывали в ассирийском плену и принесли оттуда на родину многобожие.
И вот этот самарянин не просто подходит к пострадавшему — он обрабатывает ему раны, возливая масло и вино. Вино как антисептик, а масло, елей — как смягчающее вещество (а еще — символ милости). Затем везет его в гостиницу, оплачивает лечение, а перед уходом вручает смотрителю два динария: «Позаботься о нем».
Кто же из трех прохожих оказался ближним для несчастного? Не смея прямо ответить «самарянин», законник произносит: «Оказавший ему милость». И этим обличает себя. Заповедь действует именно в отношении к нуждающемуся. Для этого нужно обострить глаз и раскрыть сердце. Ведь проще любить и помогать тому, кто хорошо к тебе относится. Но Господь говорит, чтобы мы жертвовали собой. Ветхий завет — «око за око», а Новый завет — бескорыстная любовь.
Вот как аллегорически трактует эту притчу блаженный Августин. Иерусалим — это Рай, из которого вышел Адам. Иерихон — мир. Адам через грехи (в притче — разбойники), падает и не может подняться. Священник и левит символизируют букву закона, а самарянин — это Сам Христос. Вспомним, как фарисеи говорили Ему: «Самарянин ли Ты и бес в Тебе». (Ин. 8:48). Господь ответил лишь: «Беса нет во Мне», но не сказал: «Я не самарянин»… Осел — прообраз Тела воплотившегося Господа. А вино и елей — церковные Таинства. Гостиница — Церковь. Есть тут и обещание второго пришествия — слова самарянина, обращенные к содержателю гостиницы.
Мы так же проявили непослушание, пали от греха и теперь «лечимся» в Церкви. Очень важно нам читать Писание не как отвлеченный текст о ком-то кому-то, а видеть смысл для себя, иначе чтение будет бесполезным. К чему меня побуждает прочтенное? Куда двигаться? Признак правильно усвоенной мысли — стремление в чем-то измениться. Больного посетил, голодного накормил — вспомним, Господь говорит, что мы служим через это Ему Самому. А кому и как еще я могу помочь? Родители нуждаются во внимании, может, близкие давно от нас добрых слов не слышали. Ведь зачастую мы скупы на добрые чувства. И об этом нужно задуматься, потому что просто так истинно хорошие дела не совершаются. Впереди пост — время не только воздержания от пищи, но и доброго труда»Чтобы сделать».
Записала Татьяна Колодяжная
все новости