+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
О смысле жизни
Доклад на собрании Общества православных врачей 17.06.2016 года.
Тема: О смысле жизни.
Вера Геннадьевна Абушкина, детский врач-ортопед, КМН.
Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни. В таком сложном мире, в котором мы живем, без компаса обойтись очень трудно. Без него мы неминуемо сбиваемся с пути, упираемся в тупики. Именно об этом говорил выдающийся философ древности Сенека: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».
Как часто мы блуждаем по тупикам, не видя выхода. В итоге это хаотическое путешествие приводит нас к отчаянию. И вот, застряв в очередном тупике, мы чувствуем, что у нас нет уже сил и желания идти дальше. Поэтому так важно – стремиться разрешить этот вопрос о смысле жизни. Смысл не только придает ценность жизни, но и служит серьезным основанием для того, чтобы человек, оказавшийся в тяжелой ситуации, продолжал жить. Смысл нельзя навязать, вручить или одолжить. Никто не может диктовать другому, в чем тот должен видеть свой смысл Смысл нужно найти, обнаружить, распознать. Подлинный смысл не имеет ничего общего с принуждением, со словами «Ты должен!».. Смысл укрепляет нашу связь с жизнью и охраняет нас от отчаяния.
«Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный». Камю Альбер.
Какие же смыслы видят люди, отвечая на этот вопрос?
- Смысл жизни в самой жизни!
- Смысл в жизни – самореализация! Добиться успеха в какой-то области, стать кем-то;
- Смысл жизни в том, чтобы оставить «свой след» на земле. Оставить память о себе;
- Смысл жизни – вести здоровый образ жизни и всегда (как можно дольше) оставаться молодым и красивым;
- Смысл жизни в получении удовольствий! («Один раз, как говориться, живем»);
- Смысл жизни – достижение власти! Доказать себе и окружающим, что можешь достичь высот, которых другие не смогли;
- Смысл жизни в хороших воспоминаниях! Чем их больше, тем удачнее была твоя жизнь!
- Смысл жизни в служении близким людям. Жизнь ради любимого или жизнь ради детей;
- Смысл жизни – родить сына, вырастить дерево, построить дом;
- Смысла жизни нет!
Смотрите, сколько смыслов, выбирайте то, что вам по душе. Однако, как оценить действительно ли это и является тем смыслом, ради которого стоит жить? И не «потеряется» ли этот смысл в какую-то минуту нашей жизни?
Рассмотрим же эти смыслы.
Содержание:
Смысл жизни – в самореализации
1. Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни – в самореализации, то есть в реализации своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр.
Еще Аристотель говорил о том, что смысл жизни – в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но оценивается через итог. Итог для человека – момент смерти. Нет ничего более определенного, чем момент смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи не возьмешь на тот свет! Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но во первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов. Он мертв.
Смысл жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили»
2. Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При этом бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Никого не будут помнить вечно. Какое дело до этой памяти будет нам тогда, когда мы умрем? Нас-то уже не будет. Так стоит ли тогда посвящать свою жизнь тому, чтобы «оставить след»? Никто не сможет воспользоваться своей славой, когда покинет этот мир. Никто не сможет оценить степень своей известности в могиле.
Смысл жизни в получении удовольствий
«Приобретение вещей и их потребление не может придать нашей жизни смысл… Накопление материальных вещей не может заполнить пустоту жизни тех, у кого нет уверенности и цели». Купец-миллионер Савва Морозов.
Еще известный древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.), считал, что смысл жизни — в избежании неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия. Этот культ царит и в современном обществе. Но даже Эпикур оговаривал, что нельзя жить только ради получения удовольствия, при этом не согласуясь с этикой. Мы же сейчас дошли до царствования гедонизма (проще говоря, жизнь только ради наслаждения), в котором и с этикой уже особо никто не согласует. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной… С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется, а именно: определенные товары, услуги, чувственные удовольствия («секс»); впечатления, доставляющие удовольствие (путешествия); недвижимость; разнообразное «чтиво» (глянцевые журналы, дешевые детективы, дамские романы, книги по мотивам сериалов) и т.д.
Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.
Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти.
Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Например, в США около 45% людей пьют антидепрессанты, несмотря на высокий уровень жизни.
Смысл жизни – достижение власти
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни… Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. Ну и в чем же этот смысл? В том, что человек может иметь кабинет, назначать и увольнять, брать взятки, принимать важные решения? Это смысл? Ради того, чтобы получить и удержать власть, они зарабатывают деньги, ищут и поддерживают нужные деловые связи и делают многое другое, нередко переступают через свою совесть… Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч людей имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? Никого еще власть не сделала бессмертным.
Смысл жизни – приумножение материальных благ
Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства (а не в удовольствии его тратить, о чем мы говорили выше) они видят смысл своей жизни. Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить на деньги, – удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти. Богатые похороны будут слабым утешением. Мертвому телу не легче от мягкости обивки дорогого гроба. Мертвым глазам безразличен блеск дорогого катафалка.
Будет о чем вспомнить в старости
Некоторые говорят: «Да, конечно, когда ты лежишь на смертном одре, то все теряет смысл. Но ведь хотя бы было что вспомнить! Например, многие страны, веселые гулянки, хорошую и сытную жизнь и т.п.». Например, у нас была сытая, полная впечатлений, богатая и веселая жизнь. И вот у последней черты мы можем вспомнить все прошлое. Принесет ли это радость? Нет, не принесет. Не принесет потому, что это хорошее уже прошло, а время остановить нельзя. Радость можно получить только в настоящем от того, что было сделано действительно хорошего для других. Потому что в этом случае то, что ты сделал, живет. Мир остается жить, с тем хорошим, что ты для него сделал. Но ощутить радость от того, чем ты радовал себя — ездил на курорты, кидал деньги, имел власть, удовлетворял свое тщеславие и самолюбие – не получится. Не получится потому, что ты смертен, и скоро не будет и воспоминаний об этом. Все это умрет. В течение этой временной жизни у нас может много чего быть, по нашему мнению, хорошего. Но мы ничего не можем взять с собой из этой жизни, кроме души.
Смысл жизни – жизнь ради близких
Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких – это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью. Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях. Но может ли это быть главным смыслом жизни? Нет, боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел – это тупиковый путь.
Мы отождествляем себя с ним, проживаем не свою жизнь, а его. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради житейских потребностей близкого человека. И делаем мы это по той же причине: потому, что это проще. Проще строить чужую жизнь и исправлять чужие недостатки, чем заниматься своей душой, трудиться над ней. Проще занять позицию фаната, «болеть» за близкого, не работая над собой, попросту махнув рукой на свою духовную жизнь, на развитие своей души.
Тем не менее, любой человек смертен, и если он стал смыслом Вашей жизни, то лишившись его, Вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека, и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, т.к. они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен. Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?
Смысл жизни – работа, творчество
Если мы видим смысл своего существования в каком-либо занятии, пусть даже полезном для общества, в творчестве, в работе — то мы, будучи мыслящими людьми, рано или поздно задумаемся над вопросом: «А что будет со всем этим, когда я умру? И какая польза будет мне от всего этого, когда я буду лежать при смерти?» Ведь все мы прекрасно понимаем, что ни дом, ни дерево не вечны, они не простоят и нескольких сотен лет… И те занятия, которым мы посвящали все свое время, все свои силы, – если они не принесли пользы нашей душе, то имели ли они смысл? В могилу мы не возьмем с собой никаких плодов своего труда.
Не о том ли говорил Соломон, оглядываясь на закате жизни на все свои великие свершения, которые были делами его жизни? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме… Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Еккл. 1, 12; 2, 4-11).
«Самое дорогое у человека — это жизнь и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы умирая мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Николай Островский
Он самозабвенно служил «делу жизни», служил «красной» литературе, делу Ленина и мечтал о коммунизме. Мужественный человек, работоспособный и талантливый писатель, убежденный идейный воин, он жил «борьбой за освобождение человечества», отдал жизнь и все силы этой борьбе. Прошло совсем не много лет, и мы этого освобожденного человечества не видим. Опять его закабалили, собственность этого свободного человечества, поделили между собой олигархи. Самоотверженность и идейность, воспетая Островским, является нынче мишенью для насмешек хозяев жизни. Получается, что он жил ради светлого будущего, поднимал людей своим творчеством на подвиг, а теперь этими подвигами пользуются те, которым плевать и на Островского, и на народ. И ведь так может случиться с любым «делом жизни». Даже если оно и поможет поколениям других людей (многие ли из нас способны сделать так много для человечества?), то все равно это не может помочь самому человеку. После смерти это не будет утешением для него.
Обучить смыслу жизни можно с помощью психоанализа и психотерапевтической беседы
А вот что предлагают современные психологи. Цитирую из книги.
Итак, чтобы понять для чего я живу, и найти смысл жизни — нужно научиться двум вещам:
1) беречь и поддерживать свою жизнь, психическое и физическое здоровье;
2) получать удовольствие от жизни.
Но, так как реальная жизнь человека не сказка, и в ней по-определению не может быть постоянно «белой полосы», то, прежде чем выполнить эти два пункта, стоит научиться правильно, адекватно оценивать, интерпретировать и реагировать на различные негативные ситуации и проблемы. Словом, научиться рационально мыслить и управлять своими эмоциями. Тогда, можно будет просто жить и наслаждаться своей жизнью, а не задавать вопросы: как найти смысл жизни или для чего я живу… Каждый человек уникален и индивидуален, у каждого своя программа жизни, свой сценарий, заложенный в детстве, поэтому и обучить «смыслу жизни», каждого человека, можно только индивидуально. С помощью психоанализа и психотерапевтической беседы.
Вот так.
Жизнь — это поезд в никуда?
Получалось, что всякая жизненная цель оборачивается величайшей несправедливостью и бессмыслицей. Самоутвердись и исчезни. Всё в любом случае оканчивается нулем. Смысл жизни не находится. Поезд идёт в никуда?…
Если искать смысл жизни среди вышеперечисленного, то найти его невозможно. И неудивительно, что, пытаясь найти его там, человек отчаивается и приходит к выводу, что смысла нет. А на самом деле он просто не там искал…
Как Вы поняли, как только мы начинаем смотреть на смысл жизни с точки зрения ее конечности, то наши иллюзии начинают стремительно пропадать. Мы начинаем понимать, что то, что нам казалось смыслом на некоторых этапах жизни, не может стать смыслом существования всей жизни. Но неужели смысла нет? Нет, он есть..
Процитируем Международный философский Журнал: «Благодаря философским воззрениям блж. Августина, христианские религиозные учения, позволяют сделать логичные и полные построения для нахождения смысла человеческого существования. В христианской философии вопрос о вере в Бога является главным условием наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится невозможным и в полный рост встают неразрешимые проблемы».
«Существует общее логическое правило: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне ее. Например, цель научного исследования не в исследовании ради исследования, а в тех истинах, которые открываются этим исследованием. Цель, осмысливающая преподавание, не в самом преподавании, а в его результатах. Если какая-нибудь вещь, в том числе и Жизнь, служит какой-нибудь цели, то эта цель находится не в ней, а вне ее. Итак, одно из двух: или у человеческой жизни нет ровно никакого смысла, или же ее смысл лежит за пределами человеческой жизни, вне жизни какого бы то ни было человека. Полученный вывод относится не к жизни отдельного лица, а к жизни всех людей без исключения. Верить в смысл жизни логически позволительно только в том случае, если мы верим, что наша жизнь есть путь, ведущий нас к абсолютно ценной цели, лежащей вне нашей жизни и осуществляется через посредство жизни. Если же кто не хочет признавать существование подобной цели вне человеческой жизни, тот должен отказаться и от веры в смысл своей жизни, ибо одно составляет логическое следствие другого. Цель, осмысливающая земное существование человека, лежит вне этого существования. Мы привыкли думать, что с прекращением земного существования человека прекращается и все его существование. Но это же не значит, что это истина. На современном этапе бессмертие нельзя ни опровергнуть, ни доказать. До какой же степени укоренился в нас непоследовательный материализм, что нам хотелось бы отрицать бессмертие, а в то же время считать жизнь осмысленным и ценным явлением. Моя жизнь может быть осмысленна, только если обладает вечностью.» Философ А.И. Введенский (1856-1925)
Смысл жизни: где он есть
Итак, понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, только приобретя некоторые необходимые знания. А ведь вопрос этот поднимался человечеством во все времена. В чем же видели смысл жизни наши предки? Ответ всегда находился в саморазвитии, в воспитании человеком самого себя, своей вечной души, и в приближении ее к Богу. Все признавали существование бессмертия души. И вполне логичным тогда представлялся вывод: если душа бессмертна, а тело смертно, то неразумно (и даже просто глупо) посвящать свою недолгую жизнь служению телу, его наслаждениям. Потому, что тело умрет, значит вкладывать все свои силы в удовлетворение его потребностей – бессмысленно. Итак, смысл жизни, считали наши предки, надо искать в благе не для тела, а для души. Ведь она бессмертна, и наслаждаться приобретенным благом сможет вечно. А кто не хотел бы вечного наслаждения?
Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее обучить, воспитать, возвысить, иначе она не сможет вместить в себя ту бескрайнюю радость, которая ей уготована.
Поэтому жизнь можно представить себе как школу. Эта простая метафора помогает приблизиться к осмыслению жизни. Жизнь – школа, в которую человек приходит, чтобы обучать свою душу. Наша земная жизнь является школой для души. Она дана нам для того, чтобы образовывать свою душу, научить ее любить по-настоящему, научить ее видеть в окружающем мире добро, творить его.
На пути саморазвития и самовоспитания нам неизбежно встретятся трудности, так же как и обучение в школе не может всегда быть легким. Каждый из нас прекрасно понимает, что любое более или менее ответственное дело связано с разного рода трудностями, и было бы странно ожидать, что такое серьезное дело, как образование и воспитание души, будет легким. Но эти проблемы, испытания тоже для чего-то нужны – они сами по себе являются весьма важным фактором развития души.
Замечательно сказал старец Паисий Святогорец, когда его спросили в чем смысл жизни: «В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда».
Разумеется, все эти умозаключения актуальны только в том случае, если душа есть и она бессмертна. Если считать, что существование и бессмертие души – выдумки, то смысла в жизни, действительно, нет. И искать его бесполезно (в частности, поэтому материалистическая философия, если быть ей верным до конца, приводит к пустоте и отчаянию, и нередко ставит человека на грань суицида).
Наш выбор. За кем Вы пойдете?
Профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов приводит следующую метафору на одной из своих лекций:
Заблудился человек в лесу. Кругом тайга. Ориентиров нет. И тут видит человека. Обрадовался, подходит и спрашивает о том, как выйти из леса. Встреченный человек смотрит на него и говорит, что кроме этого леса ничего больше нет. Что куда бы он не пошел, кругом будет только лес и никакого выхода. И предлагает ему поселится рядом с ним в лесу. Человек заблудившейся приходит в отчаяние. Уже готов от того, что происходит, на все. Выхода нет, смысла нет. И тут видит другого человека. Бросается к нему с просьбой помочь выйти из леса. И тот ему объясняет, как идти, дает направление и ориентиры. Если бы Вы были на месте этого заблудившегося, то кому бы Вы поверили? Даже учитывая, что второй встреченный может Вам неправильно объяснить, придется слушать второго, так как первый вообще ничего не предлагает. Вот так и мы делаем выбор. Религия предлагает выход, реальный выход, но к которому необходимо приложить много сил и, возможно, долго идти. А первый, атеистический путь не предлагает ничего. Только смерть в конце, которая уничтожит все.
Однако, многие люди просто не хотят искать смысл жизни. Даже подойдя к черте отчаяния, человек скорее соглашается признать, что смысла нет и жить не стоит, чем приложить усилия к поиску. Он, зная об опыте предков, как мы уже говорили, зная о той мудрости, с которой они жили, зная, что их жизнь была осмысленна и интересна, тем не менее, не хочет даже ознакомиться с их философией, с тем, что наполняло радостью их существование. Вот только цитата с одного форума в интернете, на котором обсуждался смысл Жизни:
Клер, 28/03/02
Ненавижу, это нагоняет на меня тоску. Сразу настроение поршивится и начинается дапресуха. Зачем вообще задумываться над смыслом жизни? Надо жить сегодняшним днём. Надо просто ЖИТЬ!!!
С одной стороны, человек бы рад понять смысл жизни, но с другой стороны, он не хочет приложить к этому никаких усилий, и отказывается от любой помощи, в частности, от опыта предыдущих поколений, от мудрости людей, живущих осмысленно и в наши дни.
На самом деле, в глубине души большинство из нас понимает, что смысл жизни где-то есть… Но желания его искать нет – потому, что следующим шагом должно быть в таком случае перекраивание себя и своей жизни, а это очень трудно, если человек уже зациклен на материальном, на потреблении и удовольствиях. Работать ради истины мы ленимся.
Далее вполне логично возникает следующий, и главный вопрос: так каким же образом мы можем обрести смысл своего существования?
Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество — признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера. Толстой Л.Н.
Именно в искательстве добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу – в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл существования человека.
Это тот фундамент, который никогда не даст трещину, на котором без опаски можно построить величественное здание человеческой жизни. И научив свою душу самому важному – настоящей Любви, научив ценить и творить её – мы сделаем душу способной воспринять истинную Любовь в вечности, стать причастной неизреченному счастью.
Более того, став на этот путь, мы практически сразу ощутим его отличие от всех остальных путей. И отличие это весьма важно: этот путь не только обещает нам блаженство в будущем, он уже сейчас дает нам настоящее счастье, спокойствие, душевные и физические силы для каждого благого дела, умение видеть хорошее в любой ситуации, умение по-настоящему, по-детски радоваться, умение в полной мере ценить то, что имеем. И научившись творить добро, мы научимся видеть его в любом человеке, мы сможем разглядеть в своих близких тот свет, который есть в каждом. Благодаря этому, нам станет теплее и радостнее жить: мы увидим людей не такими мрачными, черствыми и грубыми, какими они казались нам раньше, а искренними и по-своему светлыми – потому, что души их раскроются в ответ на нашу радость и тепло.
Чем больше каждый из нас преображает свою душу, побеждая в ней зло, и облагораживает маленький мирок вокруг себя, тем прекраснее становится наш мир в целом, добрее, светлее и радостнее. Это взращивание в душе любви, общее стремление к победе над злом в нашей жизни; и в этой борьбе каждому дана своя задача, именно такая задача, с которой мы в состоянии справиться. Непосильного нам не дается ничего.
Православное понимания смысла жизни
В православных молитвах Бог называется «Владыкой жизни моей» («Владыко живота моего»). Этими словами мы признаем, что мы не просто служим Богу исполнением Его святых заповедей по любви к Нему и в надежде на райское блаженство, но всю нашу жизнь признаем принадлежащей не нам, а Ему, и признаем с радостью.
Не мы себя создали и родили, а Он нам дал жизнь, и она по-прежнему принадлежит Ему. И хотим ли мы этого или нет, но нам придется дать Ему отчет о том, как мы ее использовали, и в надлежащем ли состоянии мы ее в момент смерти возвращаем в руки Владыки… именно по любви дал Он нам эту временную жизнь, чтобы мы могли ею пользоваться — свою душу взрастить для вечности, дабы мы получили истинное блаженство, которое мы просто не вместим, если не подготовим, не воспитаем свою душу.
Кроме того, есть и другой аспект: Владыкой называем мы Бога также потому, что именно Он распоряжается обстоятельствами нашей жизни, и распоряжается по праву. Это Его дело, это в Его компетенции. А наше дело – не возмущаться, не сомневаться в правильности Его «распоряжений», не впадать в депрессию от того, что у нас «все плохо» и жить дальше незачем… а доверять Ему, принимая с любовью и с благодарностью то, что Он как Владыка нам решил послать. И мы принимаем все то, что кажется нам нестерпимым и бессмысленным – потому, что знаем, что Владыка никогда не дал бы нам того, чего мы были бы не в силах пережить, и не просто пережить, а пережить с духовной пользой.
«Именно через понимание вечной жизни, через обращение к Богу мы обретаем истинный смысл нашего существования в этом мире.» И если мы будем искать его, отрицая Бога, наши поиски обречены на провал…
О православном взгляде на смысл существования человека доступно и всеобъемлюще писал святитель Феофан Затворник. «Цель жизни… надо определенно знать. Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Поставьте вы себе законом для жизни вашей всеми силами преследовать эту цель – сами увидите, какой свет разольется оттого на временное ваше на земле пребывание и на дела ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хоть она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче; кто меньше – того и содержание будет менее богато. Господь всякому воздает по делам его».
И не только в будущем, но и в настоящем жизнь по совести, жизнь ради воспитания своей души для вечности, как мы уже говорили выше, дает человеку истинное счастье, по словам святителя Феофана: «Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей… – и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, отношений, наслаждений. И се – рай! Напротив, когда дух не удовлетворяется… тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется… как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем… и настойчиво требует своего. Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность». Думается, каждому из нас это знакомо…
Патриарх Кирилл в декабре 2013 года в рамках спецпроекта газеты «Аргументы и факты» «100 главных вопросов России» следующим образом сформулировал свой вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле… Соработничество Богу — вот смысл жизни.
Еще о Смысле жизни по учению святых отцов
Смысл жизни – стяжание благодати Святого Духа. Эти слова были сказаны еще в древности Макарием Великим.
Эти слова с особой силой повторил Серафим Саровский в 19 веке: Человек – это сосуд, который должен быть наполнен чем-то. Вакуума не бывает. Свято место не бывает пусто. Есть состояние света, есть состояние тьмы. Но так, чтобы не было ни света, ни тьмы – так не бывает. Чем больше света, тем меньше тьмы. И наоборот: если не Дух Божий, значит, другой дух. Бог создал нас как храмы Божьи, чтобы «вселиться и быть в нас». Душа человеческая тоскует по Божьему Духу. Если человек не будет наполнен Духом Святым, Духом Божьим, то жизнь его не состоится. Хотя вроде бы все у него будет нормально. Храм может использоваться, как овощехранилище, как все, что угодно, хотя внешне он будет храмом. И это беда.
Смысл человеческой жизни в обожении. Человек создан по образу Божию, но грех исказил и извратил этот образ и подобие. Задача человеческой жизни – восстановить его, очистить образ Божий, который во мне есть. Человек призван изначально соединиться с Богом. И наша задача с вами не в том, чтобы быть хорошим человеком. Это лишь правильная промежуточная задача. Но чтобы стать Богочеловеком… Для чего на землю пришел Христос? Слова Афанасия Великого: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Вот он ответ. Василий Великий сказал еще более жесткие слова: «Человек – это скотина, которая призвана быть богом». Но если он это свое призвание не осуществляет, если он остается скотиной, то не радостна его жизнь. Действительно, когда в человека вселяется Бог, он становится похожим на Бога. Т.е. образ Божий как бы светится сквозь человека.
Итак: либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья; либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства, обожения, стяжания Святого Духа – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни. НАСТОЯЩИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С ВЕЧНОЙ ЖИЗНЬЮ. Выбор за вами.
Как стяжать Дух Святой, что делать для обожения конкретно – отдельная большая тема.
Подборка статьей о смысле жизни на православных сайтах:*
1. Православие.RU
2. ПравМир.RU
3. Азбука.RU
*редакция сайта храма
