731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

О происхождении Рождественского поста

Татьяна Соболева
Дата публикации: 02.12.2017

Звезда РождестваВо вторник 28 ноября начался последний в году многодневный пост. Он готовит нас, очищая ум, душу, сердце и телеса, к «зимней Пасхе». Святитель Лев Великий называет этот пост жертвой Богу за собранные плоды: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время поста должны быть щедры к бедным».

Рождественский пост продолжается сорок дней, до 7 января (25 декабря). Как и Великий пост, он именуется в церковном уставе Четыредесятницей. Заговенье на пост совершается в день памяти апостола Филиппа 14/27 ноября, поэтому его называют также Филипповым.

Когда начали праздновать Рождество Христово

Установление Рождественского поста имеет длительную историю и начинается в раннехристианские времена. Как и праздник Рождества Христова, он появился раньше на Западе, а затем был перенят Восточными церквами. Первоначально, во II-III вв., был один синкретичный праздник – Богоявление, под которым в то время понимали «целую серию событий, связанных с Боговоплощением, включая рождение Иисуса от Девы и Его Крещение в водах Иордана» [1]. В IV в. происходит разделение двух праздников – Рождества и Крещения. На Западе срок разделения может быть установлен «с совершенною точностью – 354 год. На Восток это проникает медленно и, вероятно, не без борьбы. На Востоке первые гомилии [2] на Рождество принадлежат отцам Каппадокийским [3]. В Антиохии Златоуст вводит празднование Рождества отдельно от Крещения и именно 25 декабря в 386 или 387 г.» [4].

Дело в том, что дата Рождества Христова в точности неизвестна. Разные церкви определяли ее по-разному. В Александрийской церкви это было 18 апреля, африканская традиция придерживалась 28 марта, восточная – 6 января, а Рим – 25 декабря. Повсеместно возобладала, как видим, римская традиция. Исключение составляет Армянская церковь, где Рождество Христово празднуют в соответствии с древней восточной традицией 6/19 января.

В Константинопольской Церкви праздник Рождества был установлен в конце 370-х годов. Об этом свидетельствуют отдельные, произнесенные Григорием Богословом, архиепископом Константинопольским, «два слова: 25 декабря 380 года – на Рождество и 6 января 381 года – на Крещение» [5]. В Антиохийской Церкви это произошло, как уже говорилось, в 386-387 году, а возможно и раньше – около 370 г. [6]. Затем «в малоазийских Церквах и позднее – в Александрийской (в начале 430-х гг.)» [7].

Базилика Рождества

Базилика Рождества Христова в Вифлееме.

А вот Иерусалимская церковь долго противилась разделению Рождества и Крещения. Праздничный синкретизм сохранялся до тех пор, пока император Юстиниан не написал около 560/561 года послание «О праздниках: Благовещении и Рождестве, Сретении и Крещении», адресованное Иерусалимской Церкви при патриархе Евстохии (552–563/564). Император сетовал, «что там нарушаются даты праздников Благовещения (25 марта) и Сретения (2 февраля). Сославшись на Евангелие от Луки (Лк. 1, 26–56), Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества» [8]. Эти рекомендации были исполнены, но уже после смерти Юстиниана (565), как предполагают исследователи, после 567/568 года.

Об установлении Рождественского поста

Первые упоминания о Рождественском посте есть в творениях святых отцов IV века: Амвросия Медиоланского, блаженного Августина и Филастрия. В IV-V веках на Западе возникают «посты четырех времен года». О них упоминает папа Лев I (440–461 г.): «На протяжении всего года распределены посты, так что закон воздержания предписан для всех времен года: именно пост весенний совершается в Четыредесятницу, летний в Пятидесятницу, осенний в 7-м месяце, зимний в 10-м». В качестве основания для этих постов св. Лев указывает благодарность Богу за собранные плоды. Параллельно этим западным постам, должно быть, и на Востоке годичные посты доведены до количества четырех» [9].

Первоначально Рождественский пост длился несколько дней. В творениях свт. Иоанна Златоуста говорится, что он начинается 20 декабря, т. е. продолжается пять дней – до 25 декабря. Некоторые христиане увеличивали его до недели и даже до четырех-пяти недель. В Ипотипосисе прп. Феодора Студита (759-826) обозначен уже 40-дневный срок поста [10]. Указание на 40-дневный Рождественский пост (с 15 ноября) есть в Коптском календаре VIII в. [11]. Хотя и в IX в. на Востоке «еще спорят об обязательности и продолжительности этого поста» [12]. Конец спорам был положен лишь в XII веке в Константинополе, когда «хронологическая нестабильность Рождественского поста была преодолена Патриархом Лукой Хризовергом (1156-1169)» [13]. На Соборе 1166 года, бывшем при византийском императоре Мануиле Комнине, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова в течение сорока дней. Началом, в связи с этим, было определено 15 (28 по н ст.) ноября.

Значение и уставные особенности поста

Зимний пост освящает последнюю часть года и установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова мы очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием. Чтобы могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и кроме обычных даров и жертв принести Ему чистое сердце и желание следовать Его учению. По словам свт. Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камне, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Свт. Лев Великий говорит о постах, что «само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться постом и милостынею истреблять грех». Он называет зимний пост жертвой Богу за собранные плоды; «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время поста должны быть щедры к бедным».

Интерьер баз. Рождества

Интерьер базилики Рождества.

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову (апостольскому) посту. Согласно церковному уставу, во все дни исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а по средам и пятницам, если это не великий или престольный праздник, исключается рыба. Со 2 января (20 декабря) пост более строг и рыбу не употребляют уже до самого Рождества. Самое строгое воздержание – 6 января (24 декабря), в Сочельник – канун Рождества. По благочестивой традиции в этот день не вкушают до первой звезды, знаменующей Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов к Младенцу Христу.
__________________________________
1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х т.– 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – Т. 2. – С. 419.
2. Гомилия, омилия (греч. ὁμιλία – «общение, беседа») – древнейшая форма проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Св. Писания. Восходит к Оригену.
3. Великие каппадокийцы – отцы Церкви второй половины IV в., святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
4. Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 72 с.
5. Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С.71
6. См: Там же. – С.71. Автор сообщает, что св. Иоанн Златоуст в одной из своих апологий свидетельствует, что Рождество Христово введено в Антиохийской церкви во второй половине 70-х гг. IV в.
7. Цит. по: Там же. – С 72.
8. Цит. по: Там же. – С.72-73.
9. Скабалланович, М.А. Толковый Типикон. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – С. 272.
10. Битбунов, Г.С. Указ. соч. – С.74
11. Скабалланович, М.А. Указ. соч. – С. 320.
12. Цит. по: Там же. – С. 320.
13. Битбунов, Г.С. Указ. соч. – С.74


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
97
все новости
В начало страницыВ начало страницы