+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
О богословских и житийных смыслах уходящей недели
На этой неделе мы решили поговорить с вами о проповеди с литургии праздника святителя Григория Паламы, а также о житиях двух других великих святых – преподобного Алексия, человека Божьего, и Кирилла Иерусалимского, память которых в эти дни праздновали православные христиане. Также на этой неделе было празднование иконы Божией Матери «Умиление», о которой нам хотелось бы сказать несколько слов.
В нашем храме (преподобного Сергия Радонежского, город Челябинск) цикл духовных размышлений начался с темы состояния человеческой души. Именно об этом мы говорили на воскресной литургии. В проповеди на этой службе настоятель храма протоиерей Ярослав Иванов сравнил состояние души грешника с телесным параличом. Но духовный паралич гораздо более страшен: «При нем мы не можем встать на путь исправления. Препятствием на пути покаяния становится маловерие», — считает батюшка.
По его словам, не менее важно для правильной церковной жизни помнить об опасности суетности, которая приводит нас к самонадеянности и самоуверенности: «Человеческий ум начинает из-за них реагировать на все рефлекторно, а также мы теряем возможность видеть наши грехи и страсти», — подчеркнул настоятель.
Для начала исправления людям необходимы время, энергия ума и усилия. Когда нам их недостает – а именно при искушениях — мы не знаем, за борьбу с каким из собственных грехов нам взяться. К остроте ума, дающей нам возможность истребить наши грехи, может привести только искреннее покаяние.
Здесь нам полезен исповеднический опыт святых, о котором мы сегодня хотели бы с вами поговорить.
Ведь рядом с Богом может быть только выстраданная молитвенность, а не суетная беспечность.
Итак, обратимся к богослужению среды уходящей недели. 30 марта Святая Церковь вспоминала преподобного Алексия, названного в небесном откровении римскому народу человеком Божьим. К слову, после этого откровения Император и Папа вместе со всем народом пришли в его дом, чтобы почтить память умирающего святого. Чем же так прославился этот святой? По словам святителя Иннокентия Херсонского, обозревая жизнь святого угодника, тотчас видишь, что она вся исполнена пламенной любви к Богу, соединенной с самоотвержением самым высоким и всецелым.
Алексий был единственным наследником великих и разнообразных стяжаний своих родителей, но, отвергнув все сии богатства и свою знатную невесту, соделался на всю жизнь нищим и бездомным Христа ради. Даже прожив последние годы в доме своего страннолюбивого отца, Алексий не открылся ему, оставаясь в родном доме под видом нищего. Человек Божий презрел всякую славу и честь, смирил себя, подобно Спасителю, приняв образ раба (Флп.2:7).
В его житии мы видим то, как можно победить собственные страсти, обратившись к молитве об исполнении воли Божьей в нашей жизни. Далеко не каждый способен приблизиться к подобной мере самоотречения. Но мы можем приобщиться к его небесной славе через молитву, поскольку мы как православные христиане причастны Церкви не только земной, но и небесной. Пример этого святого учит нас совершенным образом стяжать любовь Божию, ничего не бояться в этой жизни – ведь с нами Живой Бог, Господь наш Иисус Христос.
Весьма насыщенным в плане духовных смыслов также был и последующий день – четверг. 31 марта мы праздновали память святителя Кирилла Иерусалимского, бывшего архиепископом Святого Града в страшные времена буйства ересей и правления Юлиана Отступника, возродившего язычество как государственную религию империи.
Нам хотелось бы отметить то, что этот святой известен своими духоносными наставлениями новоначальным. В основе огласительных поучений Кирилла Иерусалимского лежит подробное разъяснение Символа веры. Известно, что святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».
Мы полагаем, что его богословские труды особенно важны для нашей страны, которая, как известно крещена, но не просвещена. Среди близких и знакомых у каждого из нас найдутся люди, которые приняли таинство крещения, но не были наставлены в христианской вере, которые до сих пор еще невоцерковлены. Несомненно, что для того, чтобы привести их ко Христу нам будут необходимы молитвы и труды таких наших небесных заступников как святитель Кирилл Иерусалимский.
Нам хотелось бы подытожить наш материал кратким рассказом об иконе Божией Матери «Умиление». Ее празднование в Православной Церкви состоялось вчера (1 апреля). Этот образ указывает нам на крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В соприкосновении лиц Богомладенца и Его Пречистой Матери передано великое таинство их взаимной любви. Наверное, поэтому икона «Умиление» — это один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.
Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам свидетельство об этом неотмирном чувстве, которое мы лучше всего можем лицезреть на этом образе Пресвятой Девы:
— Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключаются в сотах… Такое умиление поистине есть дар Господа… Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом… В бездне плача находится утешение, и чистота сердца получает просвещение…
Итак, мы пришли к тому идеалу возвышенного состояния человеческой души. Этот идеал воплотила в Себе Богоматерь. Дева Мария обрела его через смирение и послушание воли Божьей. Будем же на поприще внутреннего делания в дни Святой Четыредесятницы руководствоваться Ее благим примером, а также стремиться к тому, чтобы в наших душах поселилось умиление, которое есть начало радости об исполнении на земле Благой Вести Господа нашего Иисуса Христа.
Подготовил Кирилл Белоусов
все новости