+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Невозможно не заметить того, кто загорелся огнем Христовой любви
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 25.11.18
Священное Писание — источник, откуда мы можем черпать образы для себя. Но наша задача при этом — не просто прочитать, а именно извлечь то, что нам в жизни необходимо, что будет для нас спасительно. Подумать, о чем здесь говорит Бог лично мне? В этом основная задача нашего чтения. Ведь все, что мы делаем, мы делаем не для выгоды во временной жизни, а для пользы в Вечности.
Мы сегодня слышали евангельское повествование — притчу о милосердном самарянине. Господь рассказал ее, когда к нему подошел законник, и, искушая Его, спросил: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Фарисеи недолюбливали Христа, так как Он укорял их в чрезмерном внимании к внешним предписаниям. Христос же учил правде, любви, милосердию. И законники, как говорит Писание. искали случая Его обвинить.
«В законе что написано? Как читаешь?», — спросил Христос в ответ. Законник хорошо знал главные заповеди — возлюби Господа Бога и возлюби ближнего, как самого себя. Но мы видим, что спрашивал он не для того, чтобы чему-то научиться. Желая оправдаться, законник спрашивает еще: «А кто мой ближний?». Трудно представить, чтобы для ортодоксальных и консервативных иудеев ближним мог бы стать, например, язычник…
В притче, которую рассказал в ответ Христос, некий человек по пути из Иерусалима в Иерихон пострадал от нападения разбойников. Образ раненого здесь — это образ истерзанного грехопадением Адама, который вышел из Рая. Мимо лежащего путника прошел священник, который не стал ему помогать. Прошел мимо левит (он олицетворяет пророков), и тоже не помог раненому человеку. Самарянин, который ехал по той дороге после священника и левита, представляет собой образ Христа. Он дает пострадавшему все необходимое: перевязывает раны, привозит в гостиницу, оставляет под присмотр. И обещает на обратном пути возместить все потраченные на его лечение деньги. Этот образ Христос предлагает законнику, не давая альтернативного варианта. И когда Господь спрашивает: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?», то ответ очевиден.
Взирая на притчу, мы понимаем, что Господь есть Целитель душ и телес. Церковь же — лечебница. Раненый просто лежал, он даже не просил о помощи. Тем не менее, в Церкви есть все необходимое, чтобы врачевать раны.
И кроме Господа никто больше помочь не сможет. Грех как язва, заражает душу и тело, захватывает человека, семью, народ. Господь же, как Спаситель, желает, чтобы человек припадал к Нему, ища исцеления. Любой из нас знает благодатное действие Таинств. Господь милостив — и то масло, елей, которым омывает Он раны путника, символизирует Его милосердие. На всенощном бдении совершается полиелей — в переводе «многомаслие», буквально — «Многая милость». И мы нуждаемся в этой милости, отчего и просим в молитвах: «Помилуй». Не «прости», а «окажи милость».
А если понимаешь, что идешь не тем путем? Кажется, что столько нагрешил — как и войти в Царствие Небесное? Но за каждого Господь пролил кровь. И мы должны стремиться подражать Ему. Если Он милосерден, то и мы должны быть такими.
Для чего Он пришел, какова Его миссия? Взыскать и спасти погибшее. Значит, такова и миссия Церкви Христовой. Мы найдены, но спасены ли? Вернее будет сказать, что мы в процессе. А те, кто вне Церкви? Возможно, они не только погибающие, но и не найдены. И мы призваны также их привести ко Христу. Чтобы смотря на наш пример, они тоже желали вступить на этот путь. Однако часто инакомыслящие люди вызывают у нас не понимание, а неприязнь. И тогда как те, кого мы ненавидим, могут полюбить то, что ценно для нас?
Христос говорил: благословляйте ненавидящих вас. Если мы будем спасаться сами, в своем церковном гетто — этого недостаточно. Задача наша — светить тем огнем, которым загорелись мы от Христа. А если не загорелись, то Христовы ли мы?
Человек, который любит, радуется — его нельзя не заметить. Кто захочет пойти за темным, унылым верующим? «Мне и так плохо, а с ним еще хуже будет» — скорее подумают о нем окружающие. Ведь чтобы любить, надо прилагать усилие. Два закона любви даны нам — любовь к Богу и к ближнему. И мы не можем оставаться равнодушными: «Это меня не касается». Касается! Потому что мы призваны к любви и милосердию — продолжать Его дело, чтобы взыскать и спасти погибшее.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости