+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Невольник не богомольник: что растет в саду, за которым никто не ухаживает?
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 29.10.17
Нет среди верующих тех, кто не желал бы знать волю Божью. Когда за ответами мы обращаемся к Священному Писанию, то хотим найти в Нем что-то для себя — но находим слова универсальные, общие для всех. Между тем, сами мы настолько различны — ум, личность, происхождение и воспитание… И не у всех одинаковое количество сил воспринять один и тот же вес.
В Писании нам показаны векторы, направления, сообщения от Бога. Сегодня на Литургии звучала притча о сеятеле. В данном случае Сеятель — Сам Господь, почва — душа человека. Современный человек чаще всего не имеет прямой связи с землей, разве что он родился в деревне или у него есть сад. В отличие от ветхозаветных евреев. Они-то жили на земле обетованной. И та Священная земля давала плодов настолько, насколько сильной была вера Своему Богу Его избранного народа. Прямая зависимость плодородия и благочестия.
В отличие от почвы, душа имеет произволение принять или отторгнуть то, что в нее сеется. Земля не выбирала быть тернистой или проезжей… А вот душа может выбирать. И притча о сеятеле показывает нам 4 состояния почвы. Рассмотрим каждое:
Первое — проезжая дорога. Укатанная земля, которая не имеет даже структуры для того, чтобы что-то в ней проросло. А упавшие семена склевывают птицы. Под образом птиц Господь подразумевает диавола. И можно заметить на себе: даже когда ты расположен принять и исполнить Божье слово, через некоторое время ослабевают силы, чтобы его нести. Потому мы просим в молитве «Отче наш» — «но избави нас от лукавого».
Другой образ — каменистая земля. Сюда семя не может углубиться, пустить корни и впитать земные соки. На солнце оно быстро засохнет. Камни — это отсутствие корня. Есть глубокое отношение к вере, а есть поверхностное. Послушаем Евангелие, послушаем, о чем говорит священник, и на этом духовное делание закончилось. А наша личная молитва, чтение? Несем ли мы из храма нашу веру, как некую напряженность?
Третий образ — почва, в которой много терния, то есть сорняков. Сорняки это довольно крепкие растения, которые под землей связаны целой корневой системой. Эта среда способна поглотить любое растение, если ее не уничтожить.
Терние — забота о мире сем. Каждый знает — невозможно служить двум господам. Наивно полагать, что если уделять много времени своему терновнику, то как-то само собой тут же прорастет и чистое семя. Душевные страсти — это усиленный сорняк, в тернии пороков душа задыхается без воздуха и света.
И наконец, земля плодородная — отсюда убраны камни, вырваны сорняки. Можем мы себя назвать плодородной почвой? Чаще всего видим, что вовсе нет. Скорее наше состояние ближе к дороге, тернию, камням — склонны увлекаться чем угодно, но не содержанием Слова Божьего. Даже понимая, что работать над собой необходимо и важно, зачастую человек просто не успевает молиться, размышлять, настолько захлестывает суетность и вражьи прилоги. Но это земля не может бороться со своим состоянием, а человек может!
Часто на исповеди приходится слышать: «Я не молюсь, не читаю Писание». Спрашиваешь, хочет ли человек делать это в дальнейшем, и часто в ответ звучит: «А я не знаю… Вроде и понимаю, что надо, но и сил нет». И тогда возникает вопрос: а хотим ли мы вообще спастись? Ведь от желания зависит все, невольник, как известно, не богомольник и насильно мил не будешь. Или мы думаем, что христиане — это люди, которые все делают через силу?
Да нет, мы хотим спасения, хотим жить духовной жизнью! Но не получается. Что же мешает укоренить веру?
Господь говорит: должно прийти соблазнам… «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…»; «если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя…». (Мф. 5:29-30). А мы, христиане, как часто мы осуждаем, ненавидим, завидуем. Ведь эти вещи верующий человек должен не носить в душе, а отвергать немедленно! Именно это лишает меня сил понести Божье слово.
Плодородная земля, кто ее сделал способной принять семя? Те, кто принял Господа из евреев, шли путем ветхозаветным — это путь пророков, душу «рыхлил» закон. А Новый завет — путь милосердия, благая весть для грешников. Цель земной жизни — наследие Царствия Небесного. И тем, кто не был удобрен, очищен, Бог говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное». Покаяние — вот то, что способно взрыхлить любое сердце.
Безусловно, Он желает нам спасения Но если мы сами не хотим, что Бог должен сделать? Отнять руки, ноги, глаза выколоть, чтобы не смотрели на грех? Ведь Он не проживает нашу жизнь за нас! Имеющий уши слышать — да слышит, дважды повторяется в сегодняшнем евангельском отрывке.
Да, мы не плодородная земля — но Он не сеял бы, если бы у нас не было возможности семя принять. А значит, Бог в нас верит. Видит наши трудности и поможет встать на путь правды. Аминь.
Подготовила Татьяна Колодяжная
Фото Надежды Тютиковой
все новости