+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Необходимые условия для молитвы, которая угодна Богу
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 26.04.19
Каждое воскресное богослужение после Пасхи отражает особую мысль, которую нам важно для себя отметить. Хотя евангельские отрывки, которые мы читаем на этих службах, вроде бы напрямую не имеют отношения к Воскресению Христа, кроме как событий, связанных с апостолом Фомой и с мироносицами. Но мы понимаем, что все священное Писание, особенно Евангелие, говорит так или иначе о Христе, и все Евангелие направлено на то, чтобы всех нас спасти и воскресить. Поэтому даже если не сказано конкретно о Воскресении, то говорится о том, как воскресение принимать и в чем вообще заключается главный смысл пришествия Христа.
Мы сегодня слышали очень глубокий евангельский отрывок от Иоанна, где повествуется о беседе Христа с самарянкой. Эта женщина жила «как все», грешила. Но при этом, как многие верующие люди того времени, чаяла пришествия Мессии. Она относилась к народу, презираемому иудеями — среди самарян было очень много язычников, которые, по мнению иудеев, искажали истинное учение Бога. К тому же они жили на территории, на которой жили люди-переселенцы из других стран, которые пришли на это место, не имея ни еврейских корней, ни иудейской веры. Но самаряне приняли иудейское учение, более того, даже построили на святой горе, которая упоминалась в истории еврейского народа, храм. Но к тому времени самарянский храм уже был разрушен и для поклонения был только храм в Иудее, в Иерусалиме.
И вот Господь проходил из Иерусалима в Галилею, путь как раз пролегал через самарянские земли. Сделав остановку в полуденный час, Его ученики пошли в город за продуктами, а Христос отдыхал в тени, у колодца. И в этот час к колодцу подошла женщина-самарянка, чтобы набрать воды. Господь завел с ней беседу, длиннее которой в Евангелии больше не встречается.
В этом диалоге Господь, обращаясь к самарянке, говорит с ней о живой воде, о ее семье, о ее браке, о мужьях, о Мессии, о спасении, об истинном почитании Бога. Это разговор очень глубокий, и можно о нем говорить много, но мы заострим внимание на нескольких фразах. А именно — Господь, раскрывая самарянке истинность веры, указывает на то, что Богу подлежит поклоняться в духе и истине. А многие из иудеев, да и самаряне в том числе, рассуждали так, что поклоняться Богу следует определенным внешним образом — в конкретном месте, например, на горе Гаризин или на том месте, где стоит Иерусалимский храм; совершая какие-то особые действия. То есть, было распространено обрядоверие. Но Христос раскрывает иной смысл поклонения Богу — Бог есть Дух, и нет необходимости поклоняться Ему видимым образом. Конечно, человек совершает какие-то внешние действия, которые выражают его уважение к святыне — ведь мы не бесплотные ангелы. В нашей православной традиции это и поклоны, и лобызание креста, и крестное знамение. Но у евреев такие моменты полностью замещали дух истинной веры. И Господь указывает, что истинные Богопоклонники «должны поклоняться в духе и истине». Что это значит?
Понтий Пилат, перед тем, как отдать Христа на распятие, в разговоре сам задал вопрос Ему: «Что есть истина?». И богословы, размышляя об этом, говорят что вопрос был поставлен неверно, потому что истина — это Сам Христос. И поклоняться Богу нужно в истине — то есть, во Христе. Воспринимать учение Христа, Евангелие, своим сердцем, жизнью. Такое состояние души можно назвать истинным. А ложными состояниями могут являться неприятие учения Господа, его искажение. Иными словами, когда человек не признает Господа Иисуса Христа и не живет по его святым заповедям. «Любящий Меня, — говорит Господь, — заповеди мои соблюдет». То есть, любящий Бога будет почитать Его истинно, и необязательно для этого идти в какое-то определенное место — в Иерусалим, или даже просто в храм.
Конечно, храм — это исключительное место, сам Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф. 18:20). И такое собрание людей дорого для Бога, и призывает на себя Его благодать. Церковь — это собрание верующих во Христа. И даже если мы соберемся дома, семьей, малой Церковью, наша молитва будет уже молитвой соборной. Даже если мы собрались где-нибудь в поле помолиться Богу — соборно, с верой, с любовью, — эта молитва будет так же принята Господом.
Но храмы для нас являются и школой, где мы обучаемся вере. Тому, как молиться, о чем и кому молиться. И о Христе впервые слышим в храме. А молиться начинаем потому что не просто о Нем услышали, а стали Его чувствовать — как известно, в том месте, где постоянно совершается молитва, постоянно пребывает благодать Божья. Она даже неосознанно человеком воспринимается как особая сила, укрепляющая, утешающая, вразумляющая. Здесь Господь дает человеку возможность через приобщение и Свое благословение начать жизнь сознательного принятия Христа. Не просто невольного вероисповедания, когда человек находится в храме только пока не получит утешение. Такое тоже часто бывает — сходил в храм, постоял бездумно, может, даже свечку поставил — и ушел. А ведь Господь ждет, чтобы поклонение было не формальное, а именно духом.
А дух содержит и разум, и сердце — именно то, что делает нас людьми. Именно в духе коренится образ Божий, который любим в нас Господом Богом и который в нас поврежден. Именно ради его восстановления Господь Иисус Христос является на землю, чтобы очистить его и дать нам через Себя его совершенный Первообраз. Чтобы мы увидели: а в чем заключается эта чистота, красота, истина, правда? И в этой беседе о живой воде, о поклонении Богу духом и истиной, Христос указывает на то, что Он и есть та Живая вода, тот Источник, припав к Которому можно не возжаждать никогда.
Главный для нас ресурс жизни. О чем бы мы ни говорили: пища, деньги, здоровье, воздух, энергия, знания, учеба — ресурсов может быть много, но если не будет главного — благодати Божьей, то человек прекратит быть человеком. Даже самый умный человек без Бога становится оружием. А человек неумный — животным.
И поэтому можно поразмышлять, что будет с человеком и с окружающим миром без Бога, без Его признания. Помните слова Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». Что хочу, то и делаю.
Когда мы вспоминаем эту простую женщину, которая имела пять мужей, а жила уже с шестым мужчиной и однажды в полдень пришла с кувшином за водой, мы видим, что Господь не чуждался говорить с ней. Иной раз мы думаем, что мы такие грешные, что Богу невозможно с нами общаться и молиться не имеет смысла. А на самом деле Господь и явился для грешников. И вот эти грешники, с которыми Христос собеседовал, нередко выражали свою веру особым образом, искренне. Вот и этой женщине, самарянке и язычнице, с точки зрения иудеев, Господь открыл самую глубину нашей веры. О том, что Бог есть Дух и нам необходимо поклоняться Ему — не просто в определенном месте в определенное время, а кланяться сердцем, духом, который коренится у нас внутри.
Поэтому этот евангельский эпизод от Иоанна Богослова и следует за Пасхой, так как учит нас сознательно воспринимать Пасху, Воскресение. Не будем забывать и о важности соборной молитвы. Как известно, даже человек, который еще не умеет сознательно молиться, пришел в храм неопытным, когда ощущает плечо друга, собрата, отца, тех, кто молится дольше и горячее, то наполняется опытом других людей. И его слабая молитва наполняется силой. Стоя пред Лицем Божьим, даже если мы плохо молимся, Господь всех нас видит. Смотрит на сердце каждого и понимает: «Это Мои люди. Да, может они немощны, но они собрались здесь потому что верят в Меня — и Я их не оставлю никогда». Вот поэтому и проводятся крестные ходы. Это проявление нашей соборности. Церковь святая, единая, соборная, апостольская. И в этом единомыслии заключается наша сила.
Подготовила Татьяна Теточко
все новости