+7 (351) 778-65-73



+7 922-739-99-93

регистратура

с 7:00 до 19:00

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя о мытаре и фарисее: осудить самого себя труднее, чем успокоить свою совесть

Дата публикации: 02.02.2018

Проповедь протоиерея Андрея Гупало от 28.01.18

«Бог гордым противится», сказано в послании апостола Петра (1 Пет. 5:5). Но человек не всегда может распознать в себе гордость. Заметны ее самые яркие ее проявления — когда он совершенно забывает Бога, когда ради своих целей готов идти по головам. И даже осознавая, что он горд, такой человек может даже не считать это грехом — «ведь надо добиваться справедливости в отношении себя». Мы часто не отдаем себе отчета, насколько разрушительно это чувство. Сегодняшняя притча в преддверии Великого поста — об этом.Неделя о мытаре и фарисее: осудить самого себя труднее, чем успокоить свою совесть

Притча о двух людях. которые вошли в храм помолиться (как и мы сегодня). Фарисей, набожный ревнитель благочестия, и всеми презираемый мытарь. Грешный до такой степени, что и в храм заходить ему было небезопасно. А молились эти двое с разными посылами.

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю», — говорил фарисей. Не просто возвышался он в мыслях, но еще и нашел предмет для приложения своей гордости — стоящего рядом мытаря. Начав с благодарности, закончил осуждением. Мытарь же не смел поднять глаз и только повторял: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Он не только не делал всего того, что делает фарисей, больше того, он каждый день лукавил, собирая налоги. И все, что ему оставалось — просить у Бога прощения, даже без особой надежды.

Он пошел в дом более оправданным, чем фарисей, говорит притча. Так слова человека грешного меняют наше представление о самооценке, о цели молитвы. Ведь цель всех молитв, постов и служб — в том, чтобы в нас проснулась совесть. Этим и отличается мытарь от фарисея. Он-то тоже мог успокаивать свою совесть — жертвовать, поститься. И так и не сделать самого тяжелого и сложного — не осудить самого себя.

Эта притча настраивает нас по отношению друг ко другу правильно. Отношения между прихожанам важны:  ведь если здесь не складываются нормального общения, что говорить о духовном преуспеянии за стенами храма? И если мы будем направлять мысли на себя, а не на ближних, то получим оправдание и благодать.

Значит, грешник может прийти в храм, попросить прощения и получив оправдание дальше пойти грешить. спросим мы? Но оправдание — это всегда изменение души. «Пошел оправданным» — это значит, пошел более правым, правильным, с правильными чувствами. В числе которых и нежелание грешить. Мы приходим на исповедь, причастие, надеясь этим угодить Богу. Но часто не изменяемся из раза в раз. Почему? А осудили ли сами себя?

Неделя о мытаре и фарисее: осудить самого себя труднее, чем успокоить свою совесть

Когда человек начинает бороться со своей гордостью, он обнаруживает, что себялюбием проникнуто все наше существо. Мы можем смириться перед теми, кого уважаем, перед близкими, перед единоверцами — довольно небольшой круг. Но то, что мы прячем внутри его, проявляется снаружи, по отношению к остальным людям.

Вступая в поприще поста, мы идем к величайшему событию в мировой истории. Когда ученики Христа говорили о Воскресении Господа, они рассказывали о том, участниками чего стали сами. Так действует на человека Встреча с Живым Богом. И если этой цели не будет, то мы будем просто поститься, готовясь к празднику, чтобы поесть куличи и сказать: «Христос Воскресе!». И опять не произойдет той Встречи, которая перерождает… А тот, у кого она была, не остается прежним. Это и приводит людей в храм: когда они видят христианина, который излучает радость новой жизни.

В заключение вспомним притчу о нерадивом монахе. Этот инок опаздывал на монастырские службы, плохо молился, плохо постился.  И вот ему пришло время умирать. Обеспокоенная братия собралась вокруг ложа монаха, чтобы помолиться о нем. Но на лице умирающего не было тревоги, оно сияло радостью.

 — Почему ты не трепещешь? — спросили монахи собрата, — Ты ведь сейчас предстанешь перед Богом и будешь отвечать за свое нерадение!

 — Господь послал мне мир в душу за то, что я никого никогда не осудил. — ответил старый монах.

Подготовила Татьяна Колодяжная


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
1 144
все новости
В начало страницыВ начало страницы