+7 (351) 778-65-73

+7 922-739-99-93

регистратура



г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя о мытаре и фарисее: осудить самого себя труднее, чем успокоить свою совесть

Татьяна Теточко
Дата публикации: 02.02.2018

Проповедь протоиерея Андрея Гупало от 28.01.18

«Бог гордым противится», сказано в послании апостола Петра (1 Пет. 5:5). Но человек не всегда может распознать в себе гордость. Заметны ее самые яркие ее проявления — когда он совершенно забывает Бога, когда ради своих целей готов идти по головам. И даже осознавая, что он горд, такой человек может даже не считать это грехом — «ведь надо добиваться справедливости в отношении себя». Мы часто не отдаем себе отчета, насколько разрушительно это чувство. Сегодняшняя притча в преддверии Великого поста — об этом.

Притча о двух людях. которые вошли в храм помолиться (как и мы сегодня). Фарисей, набожный ревнитель благочестия, и всеми презираемый мытарь. Грешный до такой степени, что и в храм заходить ему было небезопасно. А молились эти двое с разными посылами.

«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю», — говорил фарисей. Не просто возвышался он в мыслях, но еще и нашел предмет для приложения своей гордости — стоящего рядом мытаря. Начав с благодарности, закончил осуждением. Мытарь же не смел поднять глаз и только повторял: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Он не только не делал всего того, что делает фарисей, больше того, он каждый день лукавил, собирая налоги. И все, что ему оставалось — просить у Бога прощения, даже без особой надежды.

Он пошел в дом более оправданным, чем фарисей, говорит притча. Так слова человека грешного меняют наше представление о самооценке, о цели молитвы. Ведь цель всех молитв, постов и служб — в том, чтобы в нас проснулась совесть. Этим и отличается мытарь от фарисея. Он-то тоже мог успокаивать свою совесть — жертвовать, поститься. И так и не сделать самого тяжелого и сложного — не осудить самого себя.

Эта притча настраивает нас по отношению друг ко другу правильно. Отношения между прихожанам важны:  ведь если здесь не складываются нормального общения, что говорить о духовном преуспеянии за стенами храма? И если мы будем направлять мысли на себя, а не на ближних, то получим оправдание и благодать.

Значит, грешник может прийти в храм, попросить прощения и получив оправдание дальше пойти грешить. спросим мы? Но оправдание — это всегда изменение души. «Пошел оправданным» — это значит, пошел более правым, правильным, с правильными чувствами. В числе которых и нежелание грешить. Мы приходим на исповедь, причастие, надеясь этим угодить Богу. Но часто не изменяемся из раза в раз. Почему? А осудили ли сами себя?

Когда человек начинает бороться со своей гордостью, он обнаруживает, что себялюбием проникнуто все наше существо. Мы можем смириться перед теми, кого уважаем, перед близкими, перед единоверцами — довольно небольшой круг. Но то, что мы прячем внутри его, проявляется снаружи, по отношению к остальным людям.

Вступая в поприще поста, мы идем к величайшему событию в мировой истории. Когда ученики Христа говорили о Воскресении Господа, они рассказывали о том, участниками чего стали сами. Так действует на человека Встреча с Живым Богом. И если этой цели не будет, то мы будем просто поститься, готовясь к празднику, чтобы поесть куличи и сказать: «Христос Воскресе!». И опять не произойдет той Встречи, которая перерождает… А тот, у кого она была, не остается прежним. Это и приводит людей в храм: когда они видят христианина, который излучает радость новой жизни.

В заключение вспомним притчу о нерадивом монахе. Этот инок опаздывал на монастырские службы, плохо молился, плохо постился.  И вот ему пришло время умирать. Обеспокоенная братия собралась вокруг ложа монаха, чтобы помолиться о нем. Но на лице умирающего не было тревоги, оно сияло радостью.

 — Почему ты не трепещешь? — спросили монахи собрата, — Ты ведь сейчас предстанешь перед Богом и будешь отвечать за свое нерадение!

 — Господь послал мне мир в душу за то, что я никого никогда не осудил. — ответил старый монах.

Подготовила Татьяна Колодяжная


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 0
259
все новости
В начало страницыВ начало страницы