+7 (351) 778-65-73
+7 922-739-99-93
регистратура
с 7:00 до 19:00
Неделя мясопустная, о Страшном Суде
В Неделю о Страшном Суде Церковь напоминает верующим о событии, которым будет ознаменован конец человеческой истории. Напоминая о Страшном Суде, Церковь призывает христиан «алчущих напитать, жаждущих напоить, нагих одеть, странников ввести в свой дом, больных и заключенных посетить». Именно нравственный призыв к доброделанию является главным содержанием слов Иисуса Христа о Страшном Суде, читаемых за литургией. И именно наличие или отсутствие добрых дел по отношению к ближним будет тем критерием, по которому овцы будут отделены от козлищ.
Содержание:
Неделя мясопу́стная, о Страшном Суде.
Первое наименование этой Недели объясняется из того, что с нею оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст- отпуст или прекращение употребления мяса), а второе – из напоминаемого в эту Неделю евангельским чтением (Мф.25:36-41) будущего Страшного Суда живых и мертвых, который изображается во всей церковной службе.
Наста́ день, уже́ при две́рех суд, душе́ бо́дрствуй, иде́же ца́рие вку́пе и кня́зи, бога́тии и убо́зии собира́ются и восприи́мет по достоя́нию соде́янных от челове́к ки́йждо.
Бодрствуй, душа: настал день, уже при дверях Суд, на котором цари вместе с князьями, богатые и бедные собираются и каждый из людей получит достойное за свои дела. (Триодь постная. Неделя мясопустная. Утреня. Канон. Песнь 4.)
В чину́ свое́м, мона́х и иера́рх, ста́рый и ю́ный, раб и влады́ка истя́жется, вдови́ца и де́ва испра́вится: и всем го́ре тогда́, не име́вшим житие́ непови́нное.
Каждый будет истязан в своем чине — монах и иерарх, старик и юноша; вдова и дева будут судимы. И горе тогда всем, кто не вел беспорочный образ жизни. ( Триодь постная. Неделя мясопустная. Утреня. Канон. Песнь 4.)
Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.
Напоминание о Страшном Суде является также призывом к покаянию, необходимому перед приближением Великого поста:
Увы́ мне мра́чная душе́, доко́ле от злых не отрева́ешися? Доко́ле уны́нием слези́ши? Что не помышля́еши о стра́шном часе́ сме́рти? Что не трепе́щиши вся стра́шнаго суди́ща Спа́сова? У́бо что отвеща́еши? Или́ что отрече́ши? Дела́ твоя́ предстоя́т на обличе́ние твое́, дея́ния облича́ют клеве́щуща. Про́чее о душе́, вре́мя наста́: тецы́, предвари́, ве́рою возопи́й: согреши́х, Го́споди, согреши́х Ти, но вем, Человеколю́бче, благоутро́бие Твое́, Па́стырю до́брый, да не разлучи́ши мене́ одесну́ю Тебе́ предстоя́ния, вели́кия ра́ди ми́лости Твоея́.
Увы мне, омраченная душа. До каких пор не отказываешься от зла? Доколе рыдаешь в унынии? Почему не думаешь о страшном часе смерти? Почему не трепещешь вся перед Страшным Судом Спасителя? Что ответишь или чем отговоришься? Дела твои предстоят на обличение твое, деяния твои обличают твою ложь. Итак, душа, настало время: беги, пока не поздно, и с верой воззови: согрешила, Господи, согрешила пред Тобою… ( Триодь постная. Неделя мясопустная. Вечерня. Стихира на стиховне.)
Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.
Кондак Недели о Страшном Суде
Егда́ прии́деши, Бо́же, на зе́млю со сла́вою, и трепе́щут вся́ческая, река́ же о́гненная пред суди́щем влече́т, кни́ги разгиба́ются, и та́йная явля́ются, тогда́ изба́ви мя от огня́ неугаси́маго и сподо́би мя одесну́ю Тебе́ ста́ти, Судие́ Пра́веднейший.
Когда Ты придешь, Боже, в славе на землю, все затрепещут: ибо огненная река потечет пред местом Суда, откроются книги совести, и тайны обнаружатся. Тогда избави меня от огня неугасимого и сподоби стать справа от Тебя, Судия Праведнейший.
Проповедь в Неделю о Страшном Суде. Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Седмица сырная (масленица) — сплошная.
Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице седмица называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи – молока, масла, яиц (и рыбы).В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста».
Своим богослужением в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпраздненство воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная». Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего…»
Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: «обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании..»(Иоил. 2:12) ); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом. Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников: «Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.
Возсия́ весна́ по́стная, цвет покая́ния, очи́стим у́бо себя́, бра́тия, от вся́кия скве́рны, Светода́вцу пою́ше рцем: Сла́ва Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
Наступила весна поста, цветение покаяния; очистимся, братья, от всякой нечистоты, воспевая Подателю света: слава Тебе, Единый Человеколюбец. (Триодь постная. Среда сырная. Вечерня. Стихира на стиховне.)
Проповедь
Последняя подготовительная неделя.
Ее знают, ее любят, к ней готовятся, потому что она — масленица! Готовятся потому, что когда же еще так беззаботно можно повеселиться, как не на широкой масленице?! И этим — увы! — часто исчерпывается подготовка к Великому посту. Оправдывать себя мы привыкли тем, что вот наступит пост и мы будем поститься, ходить в храм и слушать Великий канон Андрея Критского, готовиться к исповеди, а пока масленица — надо набираться сил и веселиться.
Это и Церковь не запрещает, отменяя привычные дни поста каждой недели в среду и пятницу. Только не обращаем при этом внимание на уже заметные в службе изменения: в среду и пятницу нет литургии (для тех, кто ценит каждую литургию как дар Божий и праздник, ее отсутствие — предвестие великого воздержания и необходимость терпения), читается молитва преп. Ефрема Сирина.
Об этом не хочется задумываться — еще успеем! Не хочется думать и о том, что в эту неделю вспоминается Страшный Суд. Совсем другое дело веселиться за праздничным столом.
Однако давайте раскроем Евангелие от Матфея (25, 31-46), которое читается в воскресенье. «Что сделали меньшим братьям Моим,- говорит Господь,— то сделали Мне». Не все готовы на трудные подвиги, но нам по силам помочь тому, кто в этом нуждается. В отношениях друг с другом важно не заметить чьей-либо оплошности, сдержаться от любопытства, подавить в себе подозрительность, стерпеть обидное слово, поняв, что у каждого может быть сколько угодно поводов для обиды…
Чтобы любить Бога, надо научиться любить людей. Это очень трудно. Для этого нужна постоянная помощь Божия, а как ее просить без молитвы? Не научишься людей любить, не будешь прав пред Богом ни при каких заслугах, чинах, положениях, наградах. Об этом и говорит Евангелие Недели о Страшном Суде. Начинаешь понимать, что пост и молитва нужны нам не для того, чтобы в глазах других мы выглядели настоящими христианами, а для того, чтобы самим нам успешнее давалось обучение терпению, снисхождению, внимательности, сдержанности, трудолюбию. Чтобы ближнего не обидеть, не задеть, не упрекнуть, не пройти мимо с важным видом у меня ведь более важные заботы, чем чьи-то огорчения…
Другими словами — великопостный подвиг, к которому нас готовили промелькнувшие недели,— это школа духовная. Учиться жить так, как Господь велел, чтобы через отношение к ближнему светилось отношение к Богу. Только в этой школе можно увидеть себя со всеми недостатками, а увидев, во-первых, каяться, во-вторых, молиться, а в-третьих — бороться со всяким проявлением гордости и самолюбия (от них и все грехи). Потому нам и нужен Великий пост.
Протоиерей Павел Адельгейм. Из книги «Весна постная..»Восхождение к жизни вечной. Сост. Пыльнева Г.А. –М.:Издательский отдел Владимирской Епархии, 2002г.-510с.
Источники:
1. Притоиерей Григорий Дебольский.Дни богослужения Православной Церкви.
2. Гермоген Шиманский. Литургика
3. Митрополит Илларион Алфеев. Православие. Том 2.
все новости