731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

Ирина Высоковская
Дата публикации: 09.04.2016

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. Личность этого святого представлена как пример для подражания, а его учение — как руководство к духовной жизни, особенно пригодное для чтения в период Великого поста. В богослужебных текстах Иоанн назван «лествицей добродетелей» и человеком, который взошел к высоте боговидения.

Недели Великого Поста
Святая Церковь, введя нас в самую главную часть Святого поста — в дни поклонения Святому Кресту, и говоря: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми», раскрывает нам самое главное наше дело на земле: отказываться от себя, от своего греховного «я», взять свой крест и идти за Спасителем.

Говоря это и прославляя Святой Крест, Церковь идет нам на помощь, чтобы мы не впали в отчаяние, думая, что это для нас непосильная заповедь, и дает в течение пятой и шестой недели Великого поста два образа — мужа и жены,— Иоанна Лествичника и Марии Египетской.

Церковь говорит нам: «Вот вы шли в этой великой школе, шли, начиная с осознания в себе греха и оплакивания его вместе с первым Адамом, шли через Православие (вторая неделя), которое выводит нас из того состояния и приводит к дверям рая через жизнь в таинствах, шли через осияние Фаворским светом (третья неделя) и пришли к самому главному в вашей теперешней жизни — к несению креста, к сораспятию на нем Господу». И теперь Святая Церковь дает нам наглядный образ людей, которые, являясь такими же грешными и носящими плоть и грех Адама, как и мы, взошли на высоту первого блаженства.

Прп Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник

В четвертую Неделю (воскресение) Великого поста творится память св.Иоанну Лествичнику. О жизни пр.Иоанна Лествичника известно, что он был человек высокообразованный, посвятивший себя подвигам духовной жизни с 16-летнего возраста. Для этих подвигов он удалился на гору Синай и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Послушание его старцу было настолько велико, что он как бы вовсе не имел своей воли. 19 лет прожил он со старцем, до кончины его жизни, а по смерти его решился жить в уединении, избрав пустыню Фола, отстоящую от Синайской горы не в очень далеком расстоянии. Здесь в великих подвигах поста и молитвы подвизался он 40 лет. В продолжении этой необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя он не уклонялся от пищи, не возбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как он сам говорил, «рог гордыни», но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, чем вкушающим. Зато от всякой страсти он воздерживался решительно, повелительно говоря к ней: «Молчи, онемей». Покаяние его было соединено с глубочайшими слезами. Удаляясь пресыщения и лености, он свободное время от молитвы посвящал на чтение Божественных Писаний, списывание книг и спасительные беседы с братией. Обиды, которые случалось ему испытывать от братий, он переносил терпеливо , с молитвой к Богу за обидчиков.

ЛествицаДивная высоко – подвижническая жизнь преподобного Иоанна вынудила братию избрать его в игумены монастыря св.Екатерины на Синайской горе после 40-летнего пребывания его в пустыне. Будучи избран игуменом, он прилагал все свое старание к тому, чтобы руководимые им иноки удостоились восхождения к Богу и большего приближения к Нему. Скончался он 80 лет около 606 года, оставив после себя сочиненную им душеспасительную книгу – «Лествицу, возводящую на Небо», показывающую 30 степеней (ступеней) богоугодной жизни — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви.

В сочинении пр.Иоанна начертан нам царский путь меры и духовной гармонии, исполненный напряженным внутренним деланием и постоянной памятью о смерти. Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она «не против плоти и крови, но против…мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…». 30 сепеней «лествицы» научают нас борьбе с пороками и страстями, одинаково свойственными иноку и мирянину, и воспитанию добродетелей, восстанавливающих в очищенном от греховной нечистоты человеке образ Божий.

Призывом к восхождению заканчивает свою «Лествицу» преподобный Иоанн Лествичник:
«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего (Ис. 2), совершающего нозе наши, яко олени, и на высоких поставляющаго (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути его. Теките, умоляю вас со Апостолом, сказавшим: потщимся, дондеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста Христова (Еф. 4, 13). Христос же, крестившись в тридесятое лето видимаго возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествнце, ибо любовь есть Бог, Ему хвала, Ему держава, и Ему сила, в Нем начало всех благ есть и было и будет в бесконечные веки. Аминь».

Тропарь прп. Иоанна Лествичника

Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне, посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м, исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти. Сла́ва Да́вшему ти кре́пость: сла́ва Венча́вшему тя, сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак прп. Иоанна Лествичника

На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́, я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́, наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.
Икос: Дом Бо́жий я́ко вои́стинну, самаго́ себе́ соде́лал еси́, о́тче, боже́ственными твои́ми доброде́тельми, я́ве украси́в я́ко зла́то све́тлое, ве́ру, наде́жду и любо́вь и́стинную, Боже́ственныя зако́ны излага́я, воздержа́нием обучи́вся я́ко безпло́тный, ра́зум, му́жество, целому́дрие стяжа́в, смире́ние, и́мже возне́слся еси́. Те́мже и просвети́лся еси́ моли́твами непреста́нными, и небе́сная прия́л еси́ селе́ния, наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.

Проповедь в Неделю четвертую Великого поста

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Память преподобного Иоанна Лествичника
Евангельское чтение об исцелении бесноватого отрока Мк.9:17-31

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Други наши, ныне Евангелие раскрывает перед нами основную трудность земного жизненного пути, а словами Самого Спасителя учит, как и каким образом мы можем пройти сквозь мрак к свету. В стихирах же и песнопениях этого дня Церковь воспевает память преподобного Иоанна Лествичника, подвизавшегося в VI веке в пустынях горы Синайской, и то духовное руководство, которое он увековечил для человечества в своем душеспасительном творении под названием «Лествица».

Евангельское чтение, как пример нашей собственной жизни, показывает отрока, одержимого насилием вражиим. Мы все входим в жизнь с наследием первородного греха преслушания Богу, и все в большей или меньшей степени подвержены влиянию темной силы. Но сам страждущий чаще этого не осознаёт; близкие же, беспокоясь о нем, начинают искать способы помочь болящему. Так и отец отрока, испытав многие средства и не получив желаемого, как к последней надежде приводит его ко Христу. Опыт жизни убедил его, что болезнь ребенка имеет духовные корни. Есть «некто» сильный, кто бросает несчастного то в огонь, то в воду, преследуя саму жизнь юного существа. Почему? Кто виноват? Даже ученики Христовы, уже получившие власть целить болезни и наступать на силу вражию, оказались в этом случае бессильны. И неуверенная просьба о помощи теперь обращена к Самому Христу: «Но если что можешь, сжалься над нами, помоги нам».

Исцеление бесноватого отрока
«Если что можешь» — таково обращение к уже многажды явившему Свое милосердие и всемогущество Спасителю. И с первых же слов Спаситель ставит точный диагноз болезни: о, род неверный и развращенный! Господь указывает на корень всех бед человечества. Неверие и недоверие Промыслу Божию! Все возможно верующему! Верой же начинается и совершается борьба с греховными страстями.

Одержимость попущена за неверие и развращенность родителя. И Спаситель, начиная чудодействие исцеления, обращается к отцу: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23), Отец вполне понимал и скудость своей веры, и греховность жизни, и проснулось в душе его сознание своей вины и пред Богом, и пред страждущим малолетним сыном. Покаянный вопль: верую, Господи! помоги моему неверию! покрыл немощь неверия, давая место милости Божией и Его силе беспрепятственно сотворить чудо исцеления (Мк. 9, 23-24).

Дорогие наши, осознаем и мы, что к нам с вами обращена эта назидательная история. Не мы ли терпим вражие насилие, идя на поводу страстей, прижившихся в душе? А что скажем о нашей вере? По временам веруем Богу, но временами отпадаем в суеверие, и даже зловерие приражается к сердцу. Мы уже и в церкви, мы приходим в Таинствах к Самому Христу, но страсти опять и опять искажают течение нашей жизни. И горький упрек Спасителя: «вы не имеете в себе любви к Богу» вполне относится к нам. По слову Спасителя, вере все возможно. Но если медлит Господь прийти нам на помощь, значит, вера наша маловерна, с сомнением и недоверием.

Но как же милостив Господь! Он не только открыл причину одержимости, но тут же указал и путь к исцелению: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. Истинная живая вера порождает молитвенное обращение к Богу; молитва, ограждая от прихотей и самости, дарует всяческое воздержание, которое и проявляется в посте.

Просто и ясно указывает нам Господь путь к победе над вражиим насилием над душой. И какое благо для человека, когда он осознает спасительность евангельских заповедей с юности, скольких страдании избегает он, взяв на себя Христово благое иго и бремя легкое. Возрастая в меру возраста Христова, начинает сначала быть учеником Христовым, а позднее и путеводителем ко спасению других, самой жизнью своей и учением помогая ближним и дальним.

Жизнь преподобного Иоанна Лествичника — наглядный тому пример. Шестнадцати лет даровитый от природы юноша вступил в Синайскую обитель, чтобы побороть усмотренное в сердце своем начало самоугодия и самомнения. Двадцати лет принял он постриг, 19 лет пребыл в полном послушании старцу, обучаясь смиренной простоте. Нелегко при кичливости внешнего образования жить как бы без своего разума и без своей воли. По смерти учителя еще 40 лет провел Иоанн в подвигах уединения и безмолвия. Только Бог зрел его труды, молитвы и плач. Его тайные добродетели сделались явными, лишь когда он вышел из уединения к братиям.

Умеренный во всех проявлениях своей монашеской жизни, Иоанн ни в чем не показывал своих подвигов и преимуществ. Но когда некоторые, подстрекаемые завистью, стали называть подвижника пустословом и излишне говорливым, Иоанн, живя в братстве, на целый год продлил подвиг молчальничества, самим делом вразумив соблазняющихся. Его порицатели превратились в усердных просителей, чтобы заговорил преподобный на пользу общего всем спасения. На 75-м году Иоанн был поставлен игуменом Синайского монастыря. Появление «Лествицы» было вполне делом монашеского послушания.

Сохранилось послание игумена Раифской обители к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы, в котором тот просит изложить письменно опыт его боговедения и законы, приличные монашескому житию. В ответ на эту просьбу Иоанн Синайский написал: «Боясь смерти, рождающейся от преслушания, и как бы движимый сею боязнию, приступил я к исполнению всечестного повеления твоего со страхом и любовию».

Лествица
Дух Святой заговорил устами послушника. Бог же принял труд Иоанна, увековечив его имя. Многие спасались и по сию пору спасаются, руководствуясь в духовной жизни книгой Иоанна Лествичника. Его «Лествица» состоит из 30 ступеней — это душеполезные размышления о главных христианских добродетелях. Они описываются одна за другой в естественном их порядке и преемстве, начиная от низших. Это путь борьбы со страстями, на котором в ветхом человеке зарождается и растет новый — духовный, живущий верою и любовью к Богу, упованием жизни вечной. Творение Иоанна писалось для посвятивших себя жизни иноческой, но сущность дела спасения для иноков и мирян одна и состоит в очищении природы человека от зла, гнездящегося в нем.

Поэтому и мы сегодня, сообразно евангельскому наставлению Спасителя о чудотворной силе молитвы, рассмотрим для нашей духовной пользы размышления о матери добродетелей — молитве. Не будем касаться высших степеней молитвенного делания, но ограничим свое внимание на начальном этапе.

Иоанн Лествичник, всю свою жизнь посвятивший молитве, практически познавший свойства, силу и тайны молитвенного делания, отвечает нам на жизненно важные вопросы: что такое молитва, для чего нужна она, какие виды молитвы, с чего начинать и как проходить обучение молитве, какие опасности и ошибки подстерегают ученика на этом пути.

По слову Иоанна Лествичника, «молитва — как священная царица добродетелей — есть пребывание и соединение человека с Богом, она же есть утверждение мира, примирение наше с Богом». Лествичник раскрывает подробно тайны и чудесные действия молитвы: это и умилостивление о грехах наших, ходатайство о прехождении волн искушений и всяческих злоключений, источник добродетелей и дарований. Завершая рассуждение о великих действиях молитвы, преподобный Иоанн возносит ее превыше небес, к Престолу Божию: «Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и Престол Судии прежде Страшного суда».

Далее преподобный на убедительном и ярком примере говорит нам, новоначальным, скольких трудов, терпения, огорчений и даже слез, а наипаче смирения понадобится нам, обучаясь молитве. «Доколе мы еще не имеем истинной молитвы, дотоле мы подобны обучающим младенцев ходить». Нам, дорогие наши, предстоит долгий и неленостный труд, и самое главное, на что учитель предлагает нам обратить внимание, это на состояние нашего сердца. «Когда идешь предстать пред Господом, — говорит Иоанн, — да будет вся риза души твоей соткана из непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы». Вот первый залог успехов — сердце, свободное от злобы.

Практические советы Иоанна молящемуся просты и конкретны. «Да будет молитва твоя немногосложна и немногословна. Многословие развлекает ум. Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их».

Предстояние на молитве у всех по видимому одно, но на деле имеет многое различие. Как обращаться к Богу, о чем молить и просить, знает ли новоначальный? И Лествичник поясняет: «Приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием, и получишь у Него большее дерзновение». Он приводит образ молитвы, данный Ангелом Господним одному из братии, как самый верный и лучший. «Мы же прежде всего принесем в нашей молитве искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души; и после сего представим Царю наши прошения». Будем просить для себя разрешения грехов, просить о даровании большего дерзновения в молитве, молить о заступлении ближних.

Но кто из начинающих молиться не знает, как трудно собрать на молитву ум, как удержать уклоняющееся внимание, как вернуть к молитве блуждающие по распутиям внешних впечатлений мысли? Совет душеполезной «Лествицы» готов для нас и здесь: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина молитвы — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу». Так ум молящегося должен всегда находиться во внимании, а сердце — сочувствовать уму. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся причисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Святой Иоанн предупреждает молящегося и об опасностях, подстерегающих его на молитве. От приражения во время моления помыслов молитва бывает нечистой, парение мысли в мечтательности окрадывает молитву. Принимая во время моления нечистые и непристойные помыслы, мы оскверняем молитву; пленяясь земными попечениями, совсем истребляем ее. Услышит ли и откликнется ли на такую нашу молитву Господь? Сомнительно. Зато враг Божий будет тут как тут и удовлетворен нашим молением вполне.

Постепенно идет обучение величайшему и полезнейшему для человека художеству — молитве. Мы, как несовершенные, заботясь о качестве молитвы, должны помнить и о том, чтобы обращаться к Богу почаще. «Ибо сказано: даяй молитву чисту молящемуся неленостно; хотя бы и не чисто, но с утруждением». Апостол заповедует непрестанно молиться. Но возможно ли это для нас, живущих в миру и обремененных многими житейскими заботами? Дорогие мои, возможно и при многих трудностях нашей жизни просто необходимо. Не устами, а сердцем; не в храме только или дома пред образами, а занимаясь делами своего звания; везде и во всякое время, ища себе помощи и поддержки у всесильного Бога.

Но и здесь многоопытный Лествичник вносит коррективы. Он говорит: «Не определяй на молитву того времени, которое ты должен употребить на отправление дел нужнейших и духовных». Этот практический совет очень важен: откладывая исполнение своих обязанностей, мы можем навести нарекания на саму молитву и ропот на Бога.

Но вот еще драгоценные советы, несомненно взятые Лествичником из своего опыта: «Когда при молитве почувствуешь умиление, то остановись на оном, ибо тогда Ангел Хранитель наш молится вместе с нами»; «Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо само пребывание в молитве есть уже приобретение».

«Есть два крыла, посредством которых человек подымается от земли к небу, — это пост и молитва. Но только вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо». Таков итог многотрудной подвижнической жизни святого молитвенника.

Как Евангелие об исцелении одержимого отрока раскрывает нам, что наша брань не только к плоти и крови, но к духам злобы поднебесным, так подвиг жизни праведного Иоанна Лествичника и оставленное им руководство ободряют и укрепляют всех нас на борьбу с врагом надеждой одержать победу над виновником зла — диаволом.

Будем же, дорогие наши, постоянно помнить назидание Спасителя: все возможно верующему! Вера, молитва и пост — это источники великой духовной силы, которые делают человека победителем в борьбе и праведником в жизни. А за молитвенной помощью в этой борьбе будем обращаться к Иоанну Лествичнику и его опыту.

Аминь.

Из книги: Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Проповеди Великого поста». — М.:Правило веры, 2013.-328с.

Пост достигает своей вершины. В следующую среду вечером – Мариино стояние, мы услышим целиком покаянный канон святого Андрея Критского, с которого в течении первых четырех вечеров мы начинали вхождение в Пост.


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
752
все новости
В начало страницыВ начало страницы