731-22-02 регистратура

+7 922-739-99-93, рег



+7 (351) 778-65-71

г.Челябинск, пр. Победы,

дом 398, строение 1

Группа ВК: vk.com/sergrad74

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Ирина Высоковская
Дата публикации: 02.04.2016

Вступая на подвиг и оканчивая его, мы обыкновенно бываем воодушевлены. Вначале — сознанием сил в себе еще свежих и неиспытанных, а напоследок — надеждою близкого и успешного окончания. Но середина поприща часто бывает для нас опасным камнем преткновения. Так Церковь, никогда не оставляя чад своих без утешения и ободрения, среди подвигов Великого поста, которыми постящиеся и кающиеся должны распинать плоть свою со страстями и похотями, с третьей седмицы Четыредесятницы начинает особенно ободрять и укреплять подвизающихся. Особенно же для утешения и ободрения кающихся среди Четыредесятницы Церковь указывает в третью Неделю Великого поста на Животворящий Крест Господень.

Недели Великого Поста

«Преполовение» (половина) Великого поста: Крест

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, при пении «Святый Боже…» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. При поклонении Кресту и целовании его Церковь возносит:

«Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим».

Хор Свято-Успенской Почаевской Лавры

О Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.

Миниатюра Крестопоклонная Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «… Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной»(Мк.8:34). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам.

Стихира на «Господи воззвах…»
Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, благоче́стия непобеди́мая побе́да, дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние, и́мже тля разори́ся и упраздни́ся, и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся от земли́ к небе́сным, ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче, сла́во му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние, приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость.

Хор СТСЛ и МДАиС

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, и с древом жизни, насажденным среди рая (Синаксарь 3 Недели).

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь «смирил Себя даже до смерти» (Флп. 2:8), в богослужении обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение, дабы проходя поприще поста не вознестись как фарисеи «несмь яко прочии человецы»:
Высокому́драго ра́зума злых фарисе́ев, всех Госпо́дь при́тчею убежа́ти сего́ научи́, и не высокому́дрствовати па́че, е́же подоба́ет му́дрствовати, всех наказа́, прописа́ние и о́браз Сам быв, да́же до распя́тия и сме́рти, Сам Себе́ излия́в. Благодаря́ще у́бо с мытаре́м рцем: пострада́вый за ны, и безстра́стен пребы́вый, Бо́же, от страсте́й нас изба́ви, и спаси́ ду́ши на́ша.

Церковь напоминает о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и подражании крестоношению Господа Иисуса Христа. На утрени исполняется гимн, принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу и повествующий о сошествии Христа во ад:
Икос:
Три кресты́ водрузи́ на Голго́фе Пила́т, два разбо́йников, и еди́н Жизнода́вца. Его́же ви́де ад, и рече́ су́щим до́ле: о слуги́ мои́, и си́лы моя́! Кто водрузи́в гво́здие в се́рдце мое́, древяны́м мя копие́м внеза́пу прободе́? И растерза́юся, вну́тренними мои́ми болю́, утро́бою уязвля́юся, чу́вства моя́ смуща́ют дух мой, и понужда́ются изрыга́ти Ада́ма, и су́щия от Ада́ма, дре́вом да́нныя ми: Дре́во бо сия́ вво́дит па́ки в рай.
Три креста водрузил на Голгофе Пилат — два для разбойников и один для Подателя жизни, Которого увидел ад и сказал находившимся долу: «Слуги мои и силы мои! Кто вонзил гвоздь в сердце мое? Деревянное копье пронзило меня внезапно, и я терзаюсь. Внутренности болят, чрево мое страдает и чувства мои; смушен дух мой, и я принужден извергнуть Адама и происшедших от Адама, древом данных мне; ибо древо вводит их снова в рай

Тропарь Креста

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Креста

Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских, на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з дре́во Кре́стное, сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся, предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де: вни́дите па́ки в рай.

Проповедь

Архиепископ Иоанн Сан -Францисский (Шаховской). Крест.

В своих храмах мы цветами украшаем Крест… Но разве можно украсить Крест цветами земли? Цветы сами украшаются, ложась около Креста. И храмы входят в силу и славу свою, увенчиваясь Крестом…

Крест — свидетель Божьей любви и нашего непонимания этой любви! Он свидетель страшной тайны нашего несовершенства, отпадения и отречения от Истины. Но он свидетель и того, что Истина не отреклась от нас, но пришла к нам, и мы стоим перед великим ее образом. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»!

Распятие Господа Иисуса Христа
Велика наша немощь, глубоко растление человеческое, если Бог Воплощенный претерпел в мире смерть и Солнце обратилось во тьму… «Тогда солнце померкнет и луна не даст света своего.» Это случилось, когда воздвигся на Голгофе Крест. Все взошло на Крест, когда Слово обратилось в молчание.

И мы теперь имеем в Евангелии слово Господне, и в Кресте Его молчание. Он, Господь наш, висящий на Кресте, благовествует молча. Он молчит, когда совершается человеком грех. Он молчит, когда брат убивает брата и сестра ненавидит свою сестру. Он молчит, среди своего благовествования на Кресте. На кресте — страшное молчание: Он уже не может прослезиться, Он уже не может плакать. Слишком велико бесчувствие человеческое. Кровь растерзанного Тела стекает по Кресту, дошла до земли и капает на нее, и впитывает её земля…

Когда Слово изнемогло, когда была высказана вся истина, когда был показан истинный путь и выявлена вся жизнь, тогда наступило Божие молчание. И в тишине Креста мы теперь живем. Особенно живем мы, христиане, и особенно те, около которых не звучит евангельское слово. Людям сказаны все слова, могущие их приблизить к божественной любви; нам высказано всё, что может дать Жизнь. И истину теперь говорит нам молчание Креста.

Оно в нашем сердце и над всем миром. Мир, как храм, увенчан крестом Божьего смирения, Божьей любви, Божьей молчаливой силы и заботы о грешниках…

…Зло погибает от одного воззрения на Крест. Это — выход из зла для каждого человека в мире. Хочешь выйти из зла, освободиться от несовершенства, возьми Крест, иди к нему и потом с ним. Хочешь отбросить лукавство, быть простым, кротким, мудрым, чистым, свободным от печали мира, от безвыходности страданий — возьми Крест. Хочешь найти бескорыстную любовь, понять ее радость — возьми Крест. Хочешь пребывать без уныния, без отчаяния, видя как все в мире и в твоей жизни идет не так, как должно, — возьми Крест. Хочешь перестать быть бесчувственным, мертвым к добру — возьми Крест.

О, честное Древо, сладкой делается та горькая вода жизни, в которую мы опускаем тебя! Ты всегдашнее наше непрестанное чудо жизни. Нашу ложь ты исправляешь истиной. Все неверное и греховное ты делаешь горьким для нас, а все истинное и праведное услаждаешь Своей сладостью. Ты делаешь злого человека добрым, развратного — целомудренным, суетного — тихим, боязливого и неверного — верным и мужественным. Ты возвращаешь потерянных детей отцам, раскаявшихся мужей — их женам, а жен — мужьям. Божественная печать вечной жизни! Тобою мы благословляем и утверждаем все в мире. Тобою мы собираем все в дальнюю дорогу вечности и наш насущный хлеб, и наше жилище, и всякое дело, и сон, и труд, и ночь, и день, Мы кладем печать Креста на себя. И всякого человека, за которого пред Богом возносится наша молитва, мы осеняем радостной силой Животворящего Креста. «Благословляйте проклинающих вас» … Ты этого хочешь, Господи, ибо Ты знаешь, что Крест несет спасение от проклятия и проклинаемому, и проклинающему.

Жизнь Вечная может созидаться в этом грешном мире потому, что есть Крест. Среди тьмы люди могут любить друг друга потому, что есть Крест. Люди могут становиться лучше, возвышеннее, совершеннее потому, что есть Крест, созидающий вечную жизнь чрез светлое усилие и устремление.

Нет безвыходности в земных грехах, нет пленённости человека злом, ибо есть Крест — дорога к свободе и бессмертию детей Божьих.
Источник: Архиепископ Иоанн Сан — Францисский (Шаховской).Время веры. Крест.

***


В Неделю Крестопоклонную совершается тот же чин выноса и поклонения Кресту, что и на праздники 1/14 августа и Воздвижения Креста Господня и читаются особые Апостол и Евангелие.

Чтением Апостола Церковь проповедует, что несение креста облегчает нам Сам Распятый за нас на Кресте. Имуще убо архиерея велика, прошедша небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо архиерея не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха ( Евр.4:14; 5, 6).

Чтением Евангелия Церковь благовествует, словами Господа, об обязанности самоотвержения и последования Ему для спасения. Иже хощет по Мне ити, говорит небесный Подвигоположник, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8:34; 9, 1).

Всю следующую седмицу, также называемую крестопоклонной, Святой Крест лежит на аналое в центре храма. Христиане, поклоняющиеся Кресту и лобызающие с духовной радостью и любовью Крест Господень, очищаются от грехов, освящаются, духовно обновляются Божественной благодатью на нем пригвоздившегося Господа, защищаются и укрепляются силою Креста Христова в противоборстве греху и диаволу. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Источники:
Протопресвитер Александр Шмеман. Великий пост.
Митрополит Илларион Алфеев. Православие. Том 2.
Протоиерей Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви


Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
0 0
507
все новости
В начало страницыВ начало страницы